Как-то русскоязычный литературный мир всколыхнула книга Санаева "Похороните меня за плинтусом". Сколько было разговоров и споров по поводу бабушки, мамы и отчима. Сколько недоумения, изумления было в бесконечных обсуждениях произведения. Но мало кто знает, что бытовая драма, возможно, похлеще санаевской, есть и в "Лабиринте" Лиханова.
Живет себе в одном городе обычная семья. Живет в коммуналке, в одной большой комнате. Доход 180 рублей плюс пенсия. Таких историй через одну во всем мире. Но показана она глазами ребенка, все понимающего и знающего, откуда появляются все беды. Бабушка, мамина мать не дает никому жизни, она главная в семье, контролирует весь бюджет и жизнь своей дочери. Она пилит день и ночь своего зятя, в случае ослушания даже может применить ремень по отношению к своему внуку. Ей достаточно поджать губы и замолчать, чтобы все вокруг чувствовали себя виноватыми. Мама Толика, дочь этой самой бабушки, готова свою личную жизнь и свою собственную семью пустить под откос, чтобы не обидеть пенсионерку.
Второй темой книги является дружба, крепкая, подростковая. Без лжи, с самоотдачей, что также происходит редко. Вообще, у Лиханова в произведениях для детей часто встречается крепкая дружба и если она заканчивается, персонажи честно себе в этом признаются.
Люди не видят того, что происходит у них под носом, пускают свою жизнь на самотек, не становятся кузнецами своего счастья. На примере отдельно взятой ячейки общества Лиханов заявляет: "Смотрите в оба, не всегда заканчивается так, как у персонажей повести, не всегда хороший финал получается. Думайте, оглядывайтесь, живите".
Тихо. Обоим уже не до споров.
Каждый умолк, губу закусив.
Нынче не просто домашняя ссора,
Нынче конец отношений. Разрыв.
Все, что решить надлежало,- решили.
Все, что раздела ждало,- разделили.
Только в одном не смогли согласиться,
Это одно не могло разделиться.
Там, за стеною, в ребячьем углу
Сын их трудился, сопя, на полу.
Кубик на кубик. Готово! Конец!
Пестрый, как сказка, вырос дворец.
- Милый! - подавленными голосами
Молвили оба.- Мы вот что хотим...-
Сын повернулся к папе и маме
И улыбнулся приветливо им.
- Мы расстаемся... совсем... окончательно...
Так нужно, так лучше... И надо решить,
Ты не пугайся. Слушай внимательно:
С мамой иль с папой будешь ты жить?
Смотрит мальчишка на них встревоженно.
Оба взволнованны... Шутят иль нет?
Палец в рот положил настороженно.
- И с мамой, и с папой,- сказал он в ответ.
- Нет, ты не понял! - И сложный вопрос
Каждый ему втолковать спешит.
Но сын уже морщит облупленный нос
И подозрительно губы кривит...
Упрямо сердце мальчишечье билось,
Взрослых не в силах понять до конца.
Не выбирало и не делилось,
Никак не делилось на мать и отца!
Мальчишка! Как ни внушали ему,
Он мокрые щеки лишь тер кулаками,
Понять не умея никак: почему
Так лучше ему, папе и маме?
В любви излишен, друзья, совет.
Трудно в чужих делах разбираться.
Пусть каждый решает, любить или нет?
И где сходиться и где расставаться?
И все же порой в сумятице дел,
В ссоре иль в острой сердечной драме
Прошу только вспомнить, увидеть глазами
Мальчишку, что драмы понять не сумел
И только щеки тер кулачками.
Эдуард Асадов
Господин Лиханов, вы меня заинтересовали! Вторая ваша книга была проглочена залпом и я получила огромное удовольствие. Люблю я такие книги, с острым социальным конфликтом, злободневные, а еще колючие такие, где поднимаются темы, которые обычно предпочитают замалчивать, так как говорить о них попросту стыдно и не удобно. Так, что автор попадает в избранные, буду подробней знакомиться с его творчеством.
Итак, что мы имеем. Среднестатистическая семья из мамы, папы, Толика и бабушки (маминой мамы). Все они живут в комуналке, в одной комнате. Ну, СССР... все так жили. А жили ли? И вот на примере этой семьи читатель убеждается, что новая ячейка общества должна существовать на отдельной жилплощади. Иначе семья раскрошится как кусок хлеба. Особенно, если в довесок к ней идет такая как баба Шура.
Мерзкая, противная, жадная старуха. За копейку удавится. И других удавит. Она медленно, но уверенно разрушала счастье своей дочери.
Теперь про нее (дочь) собственно. Имя Мария. Погоняло (это я ее про себя так окрестила) - Сырость. Трудно мне было про нее читать. Меня будто каждый раз окутывало запахом плесени, когда она появлялась на страницах. Не человек - мочалка! Только одно и знает - слезы лить. И не кончаются ведь! Будто из крана - кап-кап-кап. Хотелось схватить ее и трусить как куклу, чтоб ее наполненные слезами синие глаза прозрели таки наконец , а кудряшки (почему-то она мне представляется короткостриженной и кудрявой) телепались беспомощно, как у куклы. Трясти ее до тех пор, пока она не начнет сопротивляться, не скажет: «нет! Оставь меня в покое!!!». Но читателю не доступна такая роскошь. Он может только свирепо жевать страницу..))
Взрослая женщина, а вела себя хуже ребенка. Везде искала главного, чтоб решения принимали за нее. А когда наварила целый котел проблем стала переваливать их на плечи сына-пятиклассника. Это для меня вообще за гранью разумного!
Отец Толика Петр. Что ж... Этот предстает человеком разумным, добрым... хочется написать отвественным, да не тут то было... Хотя впрочем. Сложно так описать, чтоб не наспойлерить. Но там, ребят, там в книге ЖИЗНЬ, понимаете? Там ошибки, которые мы взрослые люди совершаем. Ведь никому не дается инструкция при рождении. Никто не знает, как оно правильно то... Едешь себе куда-то, мчишься и тут раааааз и с размаху о бетон - ошибочка, значит вышла, не туда свернул. И, увы, в этих ДТП часто страдают другие люди. Малознакомые и близкие. Так и летим мы по жизни. Наощупь что ли?
Но Альберт Лиханов, не осуждая, а все же берет нас, взрослых читателей за воротник и как нашкодивших котят тычет в неоспоримый факт: что бы не происходило в твоей жизни, а ты ответственен за своего ребенка! Ответственен за маленького человечка! Ты не должен вынуждать его разгребать твои взрослые проблемы. Ибо ему еще не понятно все. Он еще слишком нежен и раним.
Но это в идеале... А на деле. На деле Толик столкнулся с разводом родителей. Он был свидетелем как их семья разрушалась. Мать и бабка вынудили мальчика пойти на предательство, написать кляузы на отца. И на этом автор не остановился. Он показал, что после развода у взрослых появляются новые семьи и "новые сыновья". И как они, дети, чувствую себя в этом положении. ЧТО переживает их огромная и чистая душа, как рвется их сердце...
Толик на глазах читателя взрослеет. Но болезненно, с ломкой и надрывом. Он понимает, что есть лицемерие, обман, что существует зло ради... зла. Что есть противная слабость, даже безволие и предательство.
Мало проблем домашних, так еще ж есть и школа. Целый мир, для ребенка. И там не все в порядке. Трудный год выдастся у мальчишки. Сложный. Полный открытий и все больше не приятных.
Он увидит, что дети бывают мудрее взрослых, а взрослые намного трусливей детей. Но слава Богу еще он встретит друга, настоящего! И на примере матери увидит, что возможно взять себя в руки и измениться. И на примере отца... Не знаю, если честно, что он возьмет от отца. До сих пор перевариваю его поступок. Вроде и верно и подло все же...
Сложная социальная драма! Читать обязательно!
Единственное, за что я поставила 9, а не 10 баллов, последний поступок Толика был слишком взрослым. Ребенок его возраста навряд ли так решил.
Очень сложная, даже местами жуткая книга. Но как же бесконечно талантлива написана! Открываешь её - словно погружаешь в мир семьи, во внутренний мир Толика. И вот уже невозможно отличить, где заканчиваются книжные чувства мальчика, а где уже свои.
Как же страшно, когда взрослые люди - только по паспорту взрослые. А душой повзрослеть так и не решаются. Может быть, это самое плохое, что может случиться с человеком - потому что от этого и все беды. Всё вторично, а на первом месте - незрелость души, неумение брать ответственность за себя и свою семью в свои руки. Ведь немыслимые же вещи творят родители Толика! На какую муку обрекают они своего сына - только потому, что сами ещё как дети, сами ещё нуждаются в помощи, в поддержке.
Сложно сказать, насколько реалистичен характеры Толика и Артёма. Бывают ли они вообще - такие мальчики, которые не только выживают в этом безумии, созданном взрослыми, но и находят в себе силы встать над ситуацией, даже не выйти из лабиринта, а подняться над ним, увидеть его сверху и стать свободными от него. Отец Толика сумел найти выход, сумел спастись - но какой ценой! Походя едва не разрушил несколько других судеб. Неужели и правда бывают такие Толики, которые могут не только спастись, но и вытащить других? Очень хочется верить. Как часто семейные травмы передаются из поколения в поколение, зеркалятся в каждом следующем ребёнке. Множатся обиды, которые потом отыгрываются на слабых. Хорошо, если кому-то хватает сил остановить этот поток, оборвать эту нить, не передать её дальше - в следующие поколения.
Не очень понравилось только описание всего, что связано со школой. Как-то получилось очень гротескно и ненатурально. А может, мне просто везло - и я не просто не встречала таких Изольд в жизни, поэтому сомневаюсь в их существовании. В любом случае ужасно обидно видеть сцену, когда несколько десятков родителей становятся практически соучастниками учительницы-садистки. Как же сильно раньше было это явление - какое-то почти рабское преклонение перед школьными учителями своих детей. Да и сейчас оно ещё присутствует - а кое-где обернулось на 180 градусов и выражается в презрении к тем же учителям. И то, и другое плохо.
У меня немного противоречивые впечатления от книги. С одной стороны она хорошая, а с другой - оставляет печальный осадок. Показаны тут взрослые, их ужасные и неправильные поступки и то, как они меняются в лучшую сторону. Дети здесь ведут себя, как взрослые, многое понимают и разумно мыслят.
Баба Шура вызывала ненависть, а потом просто безразличие. Мне даже хотелось ее ударить и не раз. Мама Толика вызывала отвращение в самом начале, особенно за ее покорность бабке. Зато потом я порадовалась, что она вылезла из раковины. Отец Толика местами тоже меня разачаровывал, но его можно понять.. А вот Темка оказался отличным парнем, мне было немного жаль, что их дружба с Толиком немного треснула, но такова уж жизнь, всегда дети страдают от выбора взрослых. Так или иначе один из них оказался бы за бортом. А решение Толика очень удивило меня, но я думаю, он правильно поступил. Лично я считаю, что здесь показан яркий пример, что молодой семье надо жить отдельно. Снимать комнату в общежитии, неважно где, только бы не с родителями, особенно с такими, как бабка Шура.
В семье есть тиран. И кто бы это был, мать, отец? Нет! Это бабка. Ей отдают деньги мать с отцом, им выдаются копейки. Бабка жмотничает, на всем экономит. Из-за нее в доме нет радости, даже телевизор смотрят без звука и боятся ее расстроить, не могут родители сходить в гости. А какие комедии бабка заламывает, просто диву даешься.. Постоянно попрекает деньгами, заставила отца перейти на ненавистную работу. В итоге отец уходит из дому, а мать (дочка бабки) остается. Она жалеет мать, молчит, во всем ей потакает и слушается ее. Но однажды все меняется...
Хорошая-хорошая книга про мальчика, который оказался в центре семейных разборок.
Пятикласснику, который очень любит папу, любит маму, невозможно понять, почему они не могут договориться и перестают жить вместе. А тут еще вредная бабушка, которая подливает масла в огонь. Веселый и неунывающий Толик умирает, а вместо него рождается новый, с больными глазами и ватной душой. Он механически пьет чай, бродит по улицам, делает уроки. И ему теперь все равно, что вокруг.
Его семья оказалась в лабиринте непонимания и обиды. Родные хотят быть вместе, но наталкиваются на преграды... и опять расходятся. А в центре лабиринта он, Толик, который все чувствует и переживает, но у него еще нет жизненного опыта как-то им помочь. Зато он находит друга Темку, который... как бы становится новым сыном его папе. В новой семье. С новой женой. Не каждый взрослый может поддерживать такую дружбу.
Но, несмотря на сюжет, книга остается доброй и мудрой. Все дело в Лиханове, который любит своих героев и не осуждает. Потому что люди всего лишь люди, со своими слабостями и требованиями. В конце книги и Толик понял, что не было в их ситуации виноватых. Раньше он обвинял бабку, ненавидел за предательство отца, за слабость маму. Но понял, что хоть виноват каждый, но каждый и пострадавший, и несчастный... Вот такое раннее взросление маленького мальчика.
А мне очень нравится высказывание из другой книги Лиханова "Благие намерения".
Мир детства это как бы заповедник, вот что. И мы его охрана...за маленьких мы должны отвечать. Перед ними же. И каждый наш шаг надо строго выверить да взвесить. Трудно, что и говорить. Но надо, как ни трудно. Надо.
Семейный конфликт. Причина конфликта – домашний деспот. Щупленькая, сухонькая старушка. Перевертыш. Вся власть у нее. Она командует дочерью, зятем, внуком.
Я читала, и все время думала, ну неужели такое возможно? Может быть, писатель чересчур обострил, усугубил ситуацию? Потом пришла к выводу, что возможно. Сомнения возникли по другому поводу.
Рассказ ведется через призму детского ощущения и понимания окружающего мира.
Ох, не верю я автору. Я не чувствую здесь ребенка, автор обманывает меня. И я говорю не о поступках главного героя. Верю, что ребенок в подобной ситуации и в том психоэмоциональном состоянии мог так поступать, потому что ситуация чудовищна и травмирует его. Я не верю мыслям, выводам, какие делает ребенок в данной ситуации. Да, дети бывают разные. Но здесь… Ребенок, только закончивший начальную четырехлетку, перешедший в пятый класс общеобразовательной школы; ребенок, читающий совершенно детские книжки; ребенок, допускающий ошибки при письме в самых простых словах - этот ребенок рассуждает о революции в семейных делах, о домашнем рабстве, о душевной пустоте, о слабоволии матери и тому подобном. Ребенок судит. Нет, не по возрасту это. И не по его развитию. Это тот случай, когда говоришь – не верю!
А идея хорошая. Вот за нее и не оценила еще ниже. Впервые Лиханов меня так разочаровал.
Мое сердце в клочья... Лабиринт души ребенка, переживающего развод родителей.
РАЗВОД.
Да что мы знаем взрослые о нем!? Поругались, не поняли друг друга, разбежались "как две селедки в море". И у нас уже "новые сыновья", бывшие жены. Каждое воскресенья яркая, наполненная мороженым-пироженым, прогулками со "старым сыном" жизнь, а в будни - заботы, хлопоты, работа. Ошиблись взрослые, бывает, кто ж не ошибается....
Вот что знают дети о разводе - это страшно. Это горько, это больно, это душа наизнанку.
"..нелегкое это дело судить, да еще взрослого, да еще родного отца. Умом не прощает Толик отца, а сердцем его жалеет. Ведь отец! Ведь родной человек!. И больно становится Толику, будто что-то он потерял и не найдет уже никогда.
Щемит у Толика внутри, жжет, щекочет в горле, и жалко ему смертельно отца.
Из-за этой жалости все и вышло.
Глядел, глядел Толик на отца и вдруг шагнул к нему, руку протянул, погладил по колючей щеке вместо приговора. Отец вскинул на него глаза, и они сразу черными стали, как глубокий омут.
— Хвост морковкой! — тихо Толик сказал, как отец говорил ему когда-то, и вздрогнул. Потому что отец заплакал.
Сколько всякого было в этот год — скандалов, неприятностей, разочарований, обид, — но ничто не потрясло Толика, как это.
Плечи у отца не вздрагивали, как у мамы, когда она плакала, он прижал их к голове, будто хотел прикрыться, будто хотел спрятаться от мальчишечьих глаз, будто стыдился, что не выдержал, что открылся другим, да еще младшим, — как трудно ему, как невыносимо трудно…
Толик стоял возле отца, повесив руки, совсем растерявшись, не зная, что делать, что сказать, надо ли что-нибудь делать и говорить..."
Всего лишь 39 прочитавших... Что сделать, чтобы ее прочитало 39 млн?
Шестидесятые, кажется. Начало. Но легко могут быть и тридцатые, и девяностые, и нулевые. И какие угодно. Потому что ситуация до обидного вневременная: трое взрослых, один ребенок. Три поколения. Баба Шура, мама, папа, Толик. Пусть в наше время папа будет работать не на заводе, в скучном офисе, пусть. Но разве от этого баба Шура будет меньше его пилить за низкую зарплату? А дочь за никчемного мужа? Разве от этого ребенок будет меньше переживать, когда папа уйдет к другой женщине? И не просто к женщине, а к женщине с сыном, который Толику почти ровесник.
Разве проблемы в школе стали со временем другими? Ничего подобного! Всё так же есть в классах изгои, любимчики, учительские детки, есть принципиальные учителя, в своей принципиальности лживые и несправедливые, есть подлость и взаимоподдержка. Всегда так было, неправда, что было хуже или лучше - только плакаты на стенах висели другие и учебники по всей стране были одинаковые. И влияние школы на общество было большим, это правда. И иерархия строгой и правильной. Тоже правда. Но подростки и школа, подростки и их родители, подростки и их переживания - это все было всегда остро и почти не изменилось.
Повести Лиханова хороши именно тем, что эта всевременность им самим и подчеркивается. Кто читал Лиханова, тот вспомнит: есть у него такие персонажи, которые кочуют из повести в повесть. Причем кочуют каким-то монолитом, над которым не властно ни время, ни идеология. Таким монолитом является учительница русского языка Изольда Павловна с дочкой по имени Женька. Черствая, нечуткая, лживая принципиальность. Есть эта учительница и в книгах о военном времени, о сороковых, и в тех, которые описывают уже более поздние десятилетия: 50-е, 60-е. Казалось бы, и Изольда Павловна должна бы постареть, и дочка за 20 лет обзавестись уже собственной дочкой. Но всё так же царит она негнущимся циркулем, воплощением равнодушия и бездушности.
Нет, я обязательно сниму этот фильм про двух мальчишек, которые стали заложниками сложных отношений взрослых, которые никак не поймут, почему это взрослые ведут себя так глупо и непоследовательное. Про сводных братьев, крепчайшая связь которых начинается с лютой ненависти, с драк, а перерастает в родственные почти отношения.
Взрослые, конечно, кое-как разобрались. Даже с бабкой.
Очень хорошая книга. И как это творчество Лиханова прошло мимо меня, в детстве зачитывавшейся Крапивиным, Алексиным?..
Самое время восполнить этот пробел.
О чём роман? О слабости взрослых и об ответственности, ложащейся на плечи детей. О домашних тиранах, о безволии, чуть было не разрушившем семью. О школе, о которой Лиханов пишет откровенно, но без крапивинской истеричности - и поневоле задумаешься, а так ли плох коллективизм, если пятиклассники нашли в себе силы и мужество сохранить достоинство, защитить товарища от произвола учительницы-самодура?
Впрочем, школы в книге мало. Гораздо больше семьи. И тут-то и понимаешь в очередной раз, как тяжело и страшно, когда самым взрослым в семье вынужденно оказывается ребёнок, глубже и точнее всех понимающий всё про человеческие слабости - и с невероятной силой умеющий прощать.