Третий ретро-детектив балует меня разнообразием и качеством. К вариациям водевильной и авантюрной добавилась история ироничная, крепко-историческая и слегка карнавальная.
Рижская писательница Далия Трускиновская весьма серьёзна в изображении эпохи. И событие выбрала непростое и героя главного прототипного. А уж о том кто лишь на чуть может в основное действие попасть хочется отдельно написать. Из мелочей достоверность складывается. Именно от того и Салтычиха, томящаяся в подземелье который год на дворе Ивановской обители, и мельком помянутые пожары вымороченных домов, числом три тысячи, и Ванька Каин, бывший сударик Марфы-сводни, к месту. Мелочей таких россыпью массу можно встретить на страницах. От общих примет Москвы XVIII века, до петербургского обязательного "ы" во фрЫштике. А от мортусов, в дегтярных колпаках и с длинными крюками только прибавляется натурализма.
Главный герой же Архаров Николай Петрович, фигура незаурядная, для самого зачина всего лишь офицер-преображенец. Не очень везучий, но с покровителем Григорием Орловым. Особой выгоды, к 1771 году, от этого графа не поимевший, но уже приобретший репутацию среди своих же сослуживцев. Коренаст, коротконог, с подозрительным взглядом и природной склонностью к поискам внутреннего порядка вещей. С крепкими кулаками и изрядным талантом в бою кулачном. Внимательностью и чутьем в деле сыска, пока ещё пропавшего полкового фуража. С личным пунктиком в поисках взимосвязи имени и нрава человека. С умением витиевато изрекать энергичные и при том замысловатые пожелания, на том самом исконно русском бранном.
Вот так, за Орловым, и въехал он в карантинную Москву, через земляной ров, заставы и уксусные лохани. Москву неприветливую, бунтующую, заразную и голодную. Горящую пожарами, юродствующую, бьющую в колокола. И кроме чумных бараков, да непонятных шастающих по парку Головинского дворца личностей, кроме Еропкина, доктора Самойловича и телег с мрачными фигурами преступников, выпущенных на свободу для дела смертельно опасного, сбора и захоронения чумных трупов, выпадет Архарову дело безнадежное. Расследовать убийство митрополита Амвросия.
Зная всего лишь официальные факты биографии нашего героя, автор строит смелые предположения о том, как все могло бы происходить. Как в неприветливом чужом городе мог Архаров производить сыск, не имея навыка в полицейской работе и опираясь лишь на свою проницательность. Ну и на ту самую взаимосвязь между значением имен и степенью подлости натуры. Как мог бы он найти для себя подчинённых для будущей и такой внезапной должности. Волею Императрицы оказаться к концу кампании совсем даже и не полковником, но обер-полицмейстером, с набором команды из колодников, дьячка и господина Шварца.
Получилась знатная такая историческая реконструкция. Изобилующая разнообразием сцен - от дома сводни до "ерофеича" из запасов Орлова. С мародерами и бледным призраком в пудромантели за клавесином, играющим новомоднего Моцарта. С ироничными картинками персонажей и происходящего. С историей российского сыска и рассказом о врачах, подвижниках науки. О дуэте интуиции и логичности. Ну и немного о личном, вплоть до благородства.
Собери их всех. Дуэльный зал.
+
Клуб любителей исторического жанра "Осторожно! Историки". "Тринадцать путешествий во времени". "Советы любителей истории".
Общеизвестно, любая информация лучше воспринимается, если подается в неформальном занимательном виде. Ну, не знаю, как можно неформально рассказать про турбидиметрию коллоидных систем или теорему Ока об аппроксимации, но вот знакомиться с историческими фактами в детективе – самое милое дело. Для дилетанта.
Итак, эпоха царствия Екатерины второй, эпидемия чумы захватила Москву, неизбежная паника, страх, появление мародеров, все московское руководство бежало из города, фактически город брошен на произвол судьбы. Все чаще раздаются призывы к мятежу, убит архиепископ Москвы Амвросий. Екатерина направляет в Москву отряд преображенцев под командованием Григория Орлова. И среди них – будущий обер-полицмейстер, а затем и губернатор Москвы Николай Архаров. Интересная фигура вырисовывается, немногословный, не очень образованный, тучный и задиристый, совершенно несветский, но обладающий странным даром читать затаенные мысли по глазам, во всяком случае явных ошибок не делает. Требование начальства – найти убийц архиепископа. И вот мало –помалу начинает раскручиваться цепочка. По ходу дела Архарову и его товарищам предстоит войти в контакт с мортусами, преступниками, осужденными на каторгу, добровольно согласившимися взять на себя вывоз мертвых из зараженных домов. По пустому городу ездят телеги со странными фигурами, чьи лица завешаны мешковиной. Но под этими же масками скрываются и мародеры и убийцы.
Книга удачно стилизована под 18 век. Особенности простонародной речи, особенности речи преступников, все это только добавляет атмосферы, проникновения в эпоху. Очень заинтересовал рассказ о врачах, подвижниках, борющихся с чумой. Пусть наука не поспевала за чумой, но она торопилась и нагоняла.
Интересна и история создания российского сыска. Одной интуиции Николая Архарова мало, интуиция должна дополняться несокрушимой логикой Иоганна Шварца, абсолютно честного служаки, пусть лишенного фантазии, зато неколебимо преданного закону. Ну а первый состав Московской сыскной полиции – по-настоящему радуешься за этих парней, хотя кто они по сути? Тот же преступный мир, но с другой стороны.
В меру остроумный, в меру увлекательный роман. Читать его приятно и неспотыкливо – удивительно, но стилизация выдержана до конца на вполне приличном уровне (высокой научности никто здесь не требует, но ничего режущего глаз, кроме фразы «на Левушкиной рожице…», не обнаружено).
Конечно, это не классический детектив – посоревноваться с «сыщиком» читателю не удастся (слишком мало исходных данных, а в некоторых случаях все дело решает удача). Но следить за похождениями Архарова, Левушки, мортусов «и всех-всех-всех» все равно интересно. Пожалуй, как-нибудь ознакомлюсь и с другими книгами серии.
ТТТ, "детектив современной российской писательницы. Не кидайтесь тапками, но ведь ранняя Маринина писала неплохие вещи. Нужно: внятный детективный сюжет, хороший язык, изюминка. 3 книги - 3 автора". Спасибо за совет gross0310 .
Очень радует, что появляются новые авторы исторических детективов и приключенческих романов, берущих за основу отечественную историю. Пусть фрагментарно и своеобразно они рассказывают о разных исторических персонажах и событиях, но зато популяризуют знания об истории нашей страны.
В книге описан совсем коротенький отрезок времени, чумное поветрие в Москве и последовавший за ним бунт. Усмирять бунтовщиков и укрощать чуму из Петербурга прибывает отряд во главе с Григорием Орловым, фаворитом Екатерины II. В экспедицию с собой он набрал большое число врачей, а также офицеров преображенского полка. Автор довольно наглядно рисует картину разоренной Москвы, много народу вымерло, не хватает продовольствия, рабочие остались без работы и заработков - они громят покинутые барские подворья. Полиции нет, главный полицеймейстер сбежал, каждый выживает как может. Горят зачумленные дома и по всей Москве разносится неумолчный колокольный звон.
Будущий обер-полицмейстер, а пока капитан-поручик Николай Архаров получает задание отыскать убийц архиепископа. Непривычному к сыску офицеру придется поплутать по чумному городу и познакомиться с разными интересными людьми))). А заодно накрыть банду мародеров и набрать себе команду чуднЫх полицейских - "архаровцев".
1771 год, Чумной бунт в Москве. Начало полицейской деятельности Николая Архарова. Очень интересный, хорошо написанный историко-приключенческий роман. Фандорин отдыхает, при всем моем уважении. Конечно, здесь градус несколько иной, ориентация на коллективное расследование, а не на отдельную личность. Удивительно, что на ливлибе его мало кто читал.С удовольствием предвкушаю продолжение:)
Исторический детектив времен Екатерины II. Каждый роман цикла "Архаровцы" - самостоятельная история, эти истории разделены временем, связаны отношениями людей,имеют свой финал. Главный герой цикла - офицер-преображенец Николай Архаров, личность реальная, и книги, в общем-то, следуют его биографии - не охватывая и половины ее, рассматривая громкие дела в первые годы его пребывания в должности московского обер-полицмейстера (1770-е).
Атмосфера времени очень хорошо передана, включая язык, менталитет, этикет, географию, бытовые мелочи. В книгах есть сложная интрига, сюжет складывается из нескольких ветвей - детективной, политической, любовной, авантюрной. Многие персонажи задействуются в то в одной, то в другой ветви сюжета, разнородные роли показывают их многосторонне, объемно, а развитие характеров и индивидуальные черты делают всех героев живыми, настоящими - верится, что так могло быть на самом деле, что такой могла быть и московская полиция, и обыватели, и разбойники, и заговорщики...
Временами кажется, что с психологизмом перебор, уход во внутренние миры местами избыточен при рассказе от третьего лица, ну да это терпимо - без него вообще было бы сухо.
Книга первая - немножко о детстве Архарова и службе в Петербурге, основное - о чумном бунте в Москве, экспедиции Григория Орлова по наведению порядка, поручении Архарову розыска виновных в убийстве митрополита. В финале Николай Архаров как успешно завершивший дело назначен главным полицейским Москвы, заодно тем же приказом обзавелся новой полицией - из помогавших ему каторжников-могильщиков, вскоре прозванных народом "архаровцами".
В начале был хаос. Нет, если уж быть точной, то в начале была чума. Она разразилась в старой столице – Москве – в 1771 году. Вслед за чумой вспыхнул бунт, и на его усмирение императрица Екатерина отправила из Петербурга гвардию. Среди усмирителей особо отличился мало кому до той поры ведомый Николай Архаров.
Это была интереснейшая фигура. Не блистал ни внешностью, ни образованием, зато славился как почти непобедимый кулачный боец и мастер распознавать, когда ему лжет собеседник. Вообще, судя по следующим событиям, Николай Петрович умел налаживать контакты с самыми неожиданными персонами.
Например, подобрал себе помощников из числа мортусов (так назывались каторжники, выпущенные из тюрем для уборки трупов и препровождения живых зараженных в лечебницы), и вовсю привлекал их для разгона мародеров, возврата похищенного имущества и прочих околополицейских операций.
Когда эпидемия пошла на убыль и настала пора наводить в Москве административный порядок, Архарова и его команду (уже прозванную в народе архаровцами) ожидаемо припахали и дальше бороться с преступностью. А сам Архаров сделался московским обер-полицмейстером.
И к нему самому, и к его молодцам москвичи испытывали, мягко говоря, двойственные чувства. Николай Петрович не был светской персоной, а потому воспринял новую должность не как взлет карьеры, а как тяжкую задачу, бесцеремонно взваленную ему на плечи. Однако, как человек простой, устроенный надежно и устойчиво, Архаров взялся за дело как нельзя более подробно и обстоятельно.
Не стеснялся донимать допросами сколь угодно важных лиц, проявлял совершенно неприличную въедливость, действовал строго и даже жестко, а потому попавшиеся ему «на карандаш» дела раскрывал быстрее, чем могли надеяться потерпевшие. Немалой подмогой в полицейских делах оказались и прежние связи его архаровцев в криминальных кругах Москвы. Кроме того, москвичи побаивались бывших «криминальных авторитетов», перешедших на сторону закона, и редко пытались что либо от них утаить.
Екатерина II, мастерски умевшая подбирать управленческие кадры, ценила и отличала Архарова. Как именно? Об этом рассказывают следующие книги серии. Если хотите узнать, чем жила Москва в последней трети Галантного века – милости просим на Архаровскую охоту.