Как и было обещано в предыдущей книге, после событий, едва не приведших к смерти жены, Алексей Лыков ушел в отставку. Заделался добропорядочным владельцем поместья, и решил податься в торговлю. Для начала – заключить договоры о поставке леса на строительство железных дорог в пустынном и безлесном Туркестане. Куда и отправился с верным другом Титусом.
И конечно не смог остаться в стороне от происходящих событий – слишком уж участились убийства русских жителей.
Описательная часть романа как всегда на высоте. Даже для тех, кто никогда не интересовался среднеазиатской экзотикой, ни с географических – пустыни, барханы, оазисы, ни с этнографических – положение женщин, устройство домов, обычаи, народные ремесла , ни с исторических позиций – кто, когда и как завоевывал эту огромную территорию, читается совершенно захватывающе, и не детективная линия тому виной. Вот поучиться бы авторам научно-популярных книг так писать. Просто встает перед глазами и громада Гур-Эмира в Самарканде, и улицы Ташкента, того, старого, конца XIX века.
Что до детективной линии, то на этот раз у нас скорее детектив политический, потому что завязка преступлений является далеко не волей одного человека, а закономерна и связана со всей завоевательской политикой российской империи, а скорее - с узаконенным поведением органов власти на присоединенных территориях. Ибо чиновники, не берущие взятки - это нонсенс, и честными по местным меркам считаются те, кто эти взятки хотя бы не вымогает (а просто берет, коль дают), что же говорить о толпе не особо щепетильных, дорвавшихся до маленькой власти.... И один просто честный человек - даже Лыков - эту систему не сломает, а разве что слегка пошатает.
К счастью для читателей, после очередных изрядных выбросов адреналина Лыков пришел к пониманию, что не может он вести размеренную жизнь лесоторговца, и получив благословение мудрой жены, вновь вернулся на службу, а потому - до новых встреч!
Говорят, как назовёшь корабль, так он и поплывёт. Всё-таки, название "Туркестан" больше подходит для чего-то эпохально-эпического или для путеводителя. Так оно и вышло. Это, пожалуй, больше чем на две трети путеводитель. Хороший добротный путеводитель по российской Средней Азии конца XIX века. С подробным описанием местностей, достопримечательностей и важнейших исторических событий.
Если не знать изначально, что читаешь детектив, то немудрено и бросить. Первые 40 страниц 130-страничной повести заняты описанием поездки от побережья Каспия до Ташкента. Что-то вроде римейка Жюль Верновского "Клоудиуса Бомбарнака". Потом много и со вкусом рассказывается о топографии и достопримечательностях Ташкента. И только то, что путешествующие - два отставных сыщика удерживает от желания отправить всё это к любителям исторического страноведения.
Хотя именно этим любителям книга должна очень понравиться. Автор очень постарался. Собрал массу интересных сведений, цифр и историй. Как и положено в путеводителе, отдал изрядную дань местной экзотике.
Любители политики и иностранных козней получат свою порцию происков английских учёных, любители любовных историй - порцию любви.
Те же, кто купился на название "детектив", как я, получат триллер с кучей убийств, несусветной пальбой, когда уже и револьверов не хватает и приходится вызывать войска.
Тайны и расследования тоже есть. Но, для этого нужно добраться до 60-й страницы, когда начнётся расследование. Причём, действующие лица очень быстро делятся на две категории: положительные и отрицательные. К какой из них относятся преступники, догадайтесь сами. Детектив всё таки...
А как все хорошо начиналось: рекомендации Юзефович, предвкушение нового ретро-детективного сериала, ориентальная тема. Где-то к двадцатой странице появились первые подозрения, к пятидесятой - благо, книжка небольшая - они полностью оправдались. Беспомощные перепевы Фандорина. Не то чтобы цикл Акунина был высокой литературой, но здесь уж совсем дурилки картонные, перемежающиеся выписками из Брокгауза и Эфрона для кулер локаль. Детективная фабула ни о чем, англичанка гадит, как дела в России - воруют-с. Нельзя даже порекомендовать как дорожное чтиво, потому что откровенно скучно.
И на полях. Давно заметила, что плохие музыканты, писатели, актеры часто пытаются компенсировать недостаток мастерства эмоциональностью, видимо считая, что если тухлую рыбу обильно залить жирным соусом, то никто ничего не заметит. Для литературы это правило можно сформулировать так: если на страницу текста в среднем приходится по паре восклицательных знаков - перед вами графомания. Правило снова сработало.
Николай Свечин - "Туркестан".
Наконец-то книга вышла в бумажном варианте. Свечин у меня хорошо идет именно в книжном виде. Быстро, увлекательно, интересно. На этот раз он отослал своих героев в Ташкент: хоть и с обычной торговой миссией, но эти люди от криминала в любом случае никуда сбежать не смогут. Как всегда, приключения сопровождаются многочисленными краеведческими материалами, которые изобилуют реально происходившими событиями и существовавшими именами.
Почему-то детектива как такового я уже не жду. Да, Свечин доказал, что умеет писать романы с неожиданными поворотами, но почему он это не делает регулярно, мне неведомо. Видимо, данная составляющая не сильно ему важна, и больший упор идет на историю. Собственно, и "Туркестан" - неплохой боевик с восточным колоритом, но и только. Многим этого достаточно. Я и сам - человек довольно привередливый, но и то неизменно получаю удовольствие от каждого романа. Просто при нужном настрое это легче, а уж если грянет какой-либо сюрприз, то выйдет вдвойне приятнее.
И всё же лично мне хотелось бы, чтобы Алексей Лыков - свечинский сыщик - перестал мотаться по командировкам. Осел бы уже где-нибудь, желательно, в родном Нижнем, и задал там перцу. Краеведение куда интереснее, когда читаешь про родные места, а всякой экзотики и без этого хватает. Тем более, много ли народу прельстится Дагестаном, Сахалином, Ташкентом? Да и Варшава в туристическом списке вряд ли у большого числа людей на первом месте. Читать интересно, спору нет, тем более, про конец 19 века, но влюбляешься-то в авторский язык, а не в местность, им описываемую.
Правда, с учетом того, что следующую книгу Свечина теперь ждать и ждать (как-то быстро я его всего прочел), куда бы Лыков еще не отправился, поинтересоваться его похождениями меня потянет в любом случае.
Как изменился за лето Эраст Петрович! – думал я, читая «Туркестан». И действительно: приключения, описанные в романе, подходят Фандорину как никому. Любил герой попасть в какую-нибудь странную передрягу, оказаться среди интриг во время мирнейшего путешествия в отдалённые земли. Везде бывал: во всех концах Империи, во всей Европе, Азии, даже до Японии добирался (наверно, потому что любит Акунин Японию). Но вот до Туркестана, в отличие от сыщика Лыкова, так и не добрался. А зря!
Лыкова с Фандориным я сравниваю по незнанию и потому что опять случайно начал чтение книжных серий с конца. Но искушение ведь немалое: время то же, жанр тот же, и даже сами герои немного похожи! До определённого момента похожи. А после сложно не заметить, какие они разные. Как их подход к делу, так и описания авторами боевых сцен кардинально различаются. Если Эраст Петрович предпочитает подумать, использовать окружающие его средства и людей, держится подальше от боя, то Алексей Николаевич если не бездумно лезет не рожон, то всегда готов к схватке. Удивительная сила и ловкость второго является неплохой заменой фандоринской удачливости. Но и везением Лыков тоже не обделён – и нередко за это расплачивается.
Как я уже говорил, и как понятно из названия, центральный объект романа – экзотическая область Туркестан. Несмотря на то, что эти земли давно уже принадлежат России, русскими по духу они так и не стали и становиться не собираются. Автор описывает внешне блеклый край ярко и обстоятельно, старается передать все нюансы «туземной» культуры. Местное население не любит приезжих, и читатель быстро понимает, почему: многие чиновники недобросовестно пользуются отдалённостью региона от средоточия властей предержащих. Как жаль, что мало было таких людей, как Лыков и друг его Титус, способных легко разбираться в хитросплетениях интриг!
Кстати, Лыков, даже отошедший от дел, с первого раза понимает все улики и зацепки правильно, в отличие от Фандорина. Тут уж ничего не поделаешь: при том, что уровень запутанности и сложности преступлений у них примерно одинаков, именно автор второго из сыщиков обожает поставить всё с ног на голову и делает это при каждом удобном случае.
В него, например, любил Лев Толстой играть. Анну Каренину спросите.
Вот и у Свечина проскакивает. Устоявшаяся мерзотинка Алексея Лыкова наслаждаться проституцией в отрыве от супружницы - коробит. Потому что содержанство, пусть и завуалированное, краткосрочное - это тоже участие в проституциировании женщин. Потому что посмеиваться над саврасами-начальниками с их любовницами и тут же расписывать на два листа прейскурант на покупку-продажу секса и женского (и не только женского) тела, а потом пристроить свой пенис-ухарь к квартирной хозяйке - "чистой", приятной, удобной - это мерзость. Это те самые среднестатистические голубцы уже даже не с мясом и не с ливером. А с дерьмом. Коробиться, что жена потеряла ребенка и прошла через душевный ад, возводить это к божьему наказанию и тут же грешить (раз это им же выбранная система моральных координат) - "брависсимо!".
И опять. Женщина хороша, когда она удобна. Когда она "непристроена". Когда она уязвима. Когда она даже утоплена в фатуме. "Я тебя больше расплачусь". "Молодец", расплатилась. Откуда этот бред? Про женщину-ангела, окрыляющей домашний быт и откуда-то рожающей детей (напомню, у ангелов напросто гениталий нет и родовых путей), и очередную женщину-вечно расплачивающуюся собой за Лыкова?
На этой линии чуть ли четверть сюжета вертится, потому как вставок-разъяснений на каждом углу. На каждый чих. Специфика материала обязывает. Туркестан - огромная область, включавшая Узбекистан, Туркменистан, часть Афганистана, Казахстан. И она была практически средневековой в условиях конца 19 века. Это автор постоянно и растолковывает читателю, а потому сам сюжет, если убрать все пояснительные выжимки, на 1/6 от общего объема книги поместится.
В остатке - детектив-боевичок.
Вот если бы автор осветил тот год, когда Лыков с женой по больницам и санаториям мотался, показал что каждый из супругов прочувствовал при потере ребенка и как они из этой беды вышли-выползли вместе - цены ему бы не было. Ну а пока он способен подкладывать под Лыкова женщин. Без всякой личной для персонажа ответственности. "Ты едешь и забудешь".
Слушайте, пора Варвару Лыкову из этого кошмара изъять. Из гуманизма.
Еще один роман в серии о приключениях сыщика Николая Лыкова. Как частное лицо он приезжает в Ташкент, но и здесь находятся для него сыскные дела. История написана неплохо, Империи остается менее четверти века до превращения в совдепию, но пока она еще сильна, хотя и болеет. Колониальная экзотика изображена интересно; романтические впкрапления Свечину не очень удаются, но, тем не меее, разнообразять повествование. Поневоле опять сравшиваешь с акуниской поделкой про «черный город». Свечин намного, намного лучше.
Классика жанра "исторический детективЪ" с большой буквой Ъ в конце. Много слышал о том, что Свечина сравнивают с Борисом Акуниным. ИМХО, Свечин гораздо интереснее. Хотя бы в силу того, что у него в книгах больше исторической правды, максимальная близость к фактам. Он же историк, краевед – и это сказывается. Вообще, все книги у него более "русские". У Акунина же все больше какие-то околоисторические фантазии. В общеМ, для тех, кто действительно тяготеет к историческому повествованию, новая книга Свечина – настоящая находка!
новый-преновый роман Свечина - второй в моей жизни, первым были Роковые числа, они же Между Амуром и Невой.
в конце Роковых чисел Лыков решился, наконец, сделать предложение своей избраннице Вареньке Нефедьевой - потом что-то произошло, о чем я уже не читала, но в Туркестане доблестный сыщик уже и не сыщик. унылый и скучающий, он едет вместе с другом торговать лесом в Туркестан - гораздо больше лесоторговли Лыков любит ловить преступников, но жена не велит.
Свечин опять вываливает на читателя груды инфодампов, теперь уже про то, какое тонкое дело восток. в принципе, меня это устраивает.
читала где-то, что у Лыкова мол весь дедуктивный метод сводится к тому, чтоб ворваться в убежище преступников и надавать им по ушам. я же по-прежнему считаю, что Свечин пишет никакие не детективы, а дореволюционные боевики, и тогда все становится понятно - и почему он богатырь, а не кокаинщик, и почему интриги особой в романах нет. интриги нет, зато есть экшен! и правда жизни.
Впечатление. Ранее читал у Свечина «Выстрел на Большой Морской» и «Завещание Аввакума». В его книгах сильна этнографическая сторона. Именно поэтому стал читать «Туркестан». Я прожил в Ташкенте почти 30 лет, и мне было интересно, что сообщит Свечин нового о Туркестане.
Оказывается, что очень много, т.к. большинство фактов о крае времён колониальных в советское время замалчивалось. Путешествие в 1894 году охватывает путь от Красноводска до Ташкента по ж.д. и на телегах через Бухару, Самарканд и другие населённые пункты и снабжено массой интересных фактов и сведений о том времени.
Сам детектив безыскусствен, но достаточно захватывающ.