Радзинский в своем репертуаре: с долей экзальтированности и мистицизма он компонует выдержки из дневников императорской семьи, исторические реалии за пределами Зимнего дворца и собственные измышления на тему. Неустанно напоминает о том, чем всё закончилось, и любое появление числа 17 в жизни царской семьи дополнительно подчеркивается.
Эмоциональность автора вкупе с самыми личными и трогательными размышлениями главных участников событий не оставляет равнодушным. Трудно читать и понимать, что в том числе и сами люди своими действиями и своим бездействием приближают трагедию. Трудно разделить отношение к царю и отношение к человеку. По-человечески – жалко, и читать про расстрел приходится через силу, потому что подло, и мерзко, и противно. Тяжело быть не на своем месте, и я так думаю, Николаю было не совсем уютно в своей главной роли: при всей доверчивости его и его близких, мягкости, набожности и несклонности к интригам, невыносимо сложно быть в политике, где все основано на фальши, лицемерии и попытках получить как можно больше, делая при этом как можно меньше. Но все же… здорово напрягает весь этот раздрай в умах и сердцах и какая-то пассивность в борьбе с этим. У Николая была идея – объединить царя, бога и народ, идея хорошая, но смирения и принятия у него слишком много. У того же народа есть хорошая пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай», и кроме желания нужны еще и действия, организованные, систематичные, последовательные.
Впрочем, раздрай был во всей стране, и то же пребывание царской семьи под арестом было сопряжено с моментами неорганизованности и хаоса. В самом расстреле и последующем захоронении также много «белых пятен» и нестыковок, многое неизвестно, и это дает возможность ученым и просто любопытствующим развивать свои теории и версии. Естественно, предположения, что кто-то из царской семьи мог выжить, тоже имеют место. Если версию о том, что кто-то из девушек мог спастись, можно рассматривать как относительно правдоподобную, то версия с выжившим наследником лично для меня сомнительна. Как мог выжить «тепличный» мальчик во время беспорядочной стрельбы, последующей поездки к месту захоронения, а потом прожить n-ное количество времени в полевых условиях? При том, что его носили на руках и боялись на него дышать. Если только ситуация не была на самом деле легче, чем представляли ее члены семьи.
Как бы то ни было, вопросов здесь больше, чем ответов, несмотря на активный поиск истины автором, обнаруженные документы и полученные свидетельства. Что не отменяет самого главного факта – произошедшей трагедии, абсолютно бесчеловечной и безжалостной.
"Господи, спаси и усмири Россию"...
Книга Эдварда Радзинского о последнем русском царе и его трагичной судьбе. Не поверю в то, что она может оставить хоть одного читателя равнодушным. Автор произвел колоссальную работу, подняв архивные документы и общаясь с людьми, достоверно знающие что-либо о жизни и смерти Семьи. Он писал живо, порой эмоционально, не утомляя читателя сухими фактами.
До сих пор многие клянут последнего Царя, кто-то называет его Николаем Кровавым, кто-то приписывает мыслимые и немыслимые грехи... Не буду лукавить, у меня сложилось впечатление, что Николай II не был правителем по сути своей. Качества, присущие ему (доверчивость, мягкость, некоторая наивность, неумение разбираться в людях) не сочетаются с образом того, кто должен управлять страной, особенно нашей. Так как я не историк по образованию, разбирать политические ошибки Царя не стану, скажу лишь вот что: много лишних людей подпускал к себе Император, и такое обстоятельство сыграло роковую роль в его жизни и судьбе страны. Он и его семья - удивительны, добры, ПРАВОСЛАВНЫ. Кто из последующих правителей был близок к народу, к Богу? Не было таких. При ком открывались благотворительные дома, больницы, приюты? Кто читал письма страждущих и оказывал всяческую помощь? Кто так деликатно и по-доброму обращался с прислугой? Кто не позволял себе лишнего, имея все полномочия?
Тишина.
После фактически ритуального убийства помазанника Божьего и его ближайших людей сделало свой первый оборот Колесо революции. Ужасающий Красный террор, и террористы во плоти - Свердлов, Ленин, Троцкий, и далее по списку. Россия в крови, наступили тяжелейшие годы для страны. Удивительно, что от нас вообще что-то осталось.
Вокруг отрекшегося Царя и его детей, находящихся в ссылке, на пороге смерти - пьяный угар охранников, варварство, безбожие. Они поругали и надругались над всем, над чем только смогли. И тем не менее, заметьте: в дневниковых записях Царя и его Семьи - ни капли озлобленности и ожесточения, только смирение и молитвы. Под закат жизни Семьи мы читаем порой сухие записи в дневниках о повседневных вещах, без эмоций. Сказывались усталость, неопределенность, тревога.
Железной рукой загоним человечество к счастью
Вот они, обещанные свобода, равенство и братство! Эта самая железная рука - по самое плечо в крови, кругом ужас, террор, смерть. К такому развороту мы в итоге пришли.
Последние слова последнего Царя:
Вы не ведаете, что творите
.
Спустя несколько месяцев эти слова повторил великий князь Дмитрий Константинович Романов, когда шел на расстрел:
Прости им, Господи, не ведают, что творят
В последние годы возрос интерес к жизни Императора и его окружения, а также ужасной кончине всех этих людей. Несколько лет назад большинство россиян стали активными пользователями интернета, стали черпать информацию оттуда, и вот... Знаете, моя мама в возрасте под 50 однажды призналась мне: в советской школе им, ученикам, на уроках истории рассказывали о казни Царской семьи, а ученики считали, что все правильно, так и должно было быть. "Так ему и надо, этому Кровавому". На маму нашел буквально ужас!
...И в 30-х годах у пионерского костра бывший комиссар товарищ Петр Ермаков расскажет юным пионерам, как он расстрелял "царского холопа - дядьку бывшего наследника...
Из письма А.Л.Карелина (Магнитогорск): "Я имел возможность видеть и слушать одного из "героев", участвовавших в расстреле Царской Семьи - П. Ермакова. Это было в 1934 или в 1935 году в пионерском лагере "Ч.Т.З." на озере близ Челябинска. Мне тогда было 12-13 лет, моя детская память отлично сохранила все услышанное и увиденное на встрече с Ермаковым у пионерского костра. Его нам представили как героя... Ему дарили цветы. Боже мой, как нас воспитывали патриотизму! Я ведь и впрямь смотрел на Ермакова с такой завистью!...
Вот видите. Каково? Это было в 1934-1935 и много позже, пока страной управляли сами знаете кто. Совершили жестокое убийство (убийствА), скрыли правду, пичкали невообразимой ложью и торжествовали. Что вы наделали? Что мы наделали?
Прости нас, Государь.
первая книга ,которую прочитала у автора, читала в рамках игры ТТТ
впечатление от книги двоякое. вроде бы и понравилось, но есть какая-то червоточинка. Я ожидала, что Радзинский будет стремиться к объективности в изображении Николая и его семьи. А тут получается - жена -вечная истеричка и муж - вечный подкаблучник ,который и слова не может сказать без матери или жены. Конечно, согласна, что и император, и императрица были людьми неидеальными, но зачем же так сгущать краски?
Предполагалось также, что книга расскажет равномерно про всю жизни Николая, а тут какие-то кусочки, далеко не самые важные биографические подробности, а жизни после революции и расстрелу посвящено аж половина книги! Согласна ,не так часто на Руси казнили царей, но каждое-то движение до и после расстрела мало кому интересно.
в принципе, читать можно. Радзинский пишет ярко, волей-неволей зачитываешься. Но другой вопрос - сколько во всей книге правды?
Зверский расстрел царской семьи кажется сейчас неправдоподобным, ужасным. Я очень старый человек и я застал то время. Зверства, озверение, остервенение - они были всеобщими. Убийство царской семьи лишь дополняет эту картину, не более.
Из письма Блохина.
Я бы сказал это довольно большой труд, посвящённый изучению жизни (и смерти) царя Николая Второго, а в особенности его последних лет жизни. 1917-ый и в особенности 1918-ый разобраны практически пошагово, если не по дням, то по неделям. Использованы как дневниковые записи бывшего императора, так и записи членов его семьи, воспоминания и свидетельства всех тех лиц, которые оказали влияние на судьбу царской семьи.
Для меня в первую очередь познавательно было почитать о периоде от февраля 1917-го года до вселения царской семьи в Ипатьевский дом, потому что этот период жизни в Тобольске прошёл мимо меня. Царь с семьёй в Тобольске проживал в более просторном доме, в более просторных и свободных во всех отношениях условиях (разве что в город на прогулку не отпускали, был запрет). И якобы в этот период ещё была возможность побега (потому что даже и гарнизон, который охранял их, и его командование, были более дружественно настроены, нежели потом в Екатеринбурге), но Николай и Аликс отвергли её.
Была целая история с интригами вокруг перевозки царской семьи из Тобольска. Сначала по замыслу конечным пунктом должна была быть Москва (суд), но красный Урал просто так отпускать бывшего императора не пожелал. В итоге конечная точка Екатеринбург. Сначала там оказался Николай с женой и дочерью Марией, затем перевезли всех остальных.
Сама ночь расстрела разобрана досконально, с приведением показаний нескольких непосредственных исполнителей. В те годы она конечно не выглядела настолько дикой. Потому что подобное происходило по всей России. Чернь, которой развязали руки, казнила и издевалась над офицерами, насиловала и убивала как нечего делать. Зверствовали как красные, так и белые. Но первые были в этом отношении более успешны, как мы видим. Хотя как бы большевики не упорствовали как в эти, так и более поздние годы, в разливании крови, даже так власть их не продержалась и 80-ти лет. Сравните с периодом правления тех же Романовых, что называется.
Очень запутаны были следы принятия решения о ликвидации царя и его семьи. Вся эта переписка между Москвой и Екатеринбургом, конспирация... Москва просто не хотела брать на себя ответственность за это решение. Лидер большевиков понимал КАК после этого новая власть будет выглядеть в глазах международного сообщества.
Радзинский, на мой взгляд, больше чем нужно уделяет внимание полумистическим версиям о том, что кому-то из членов семьи удалось спастись, что появлялись люди, выдававшие себя то за Алексея, то за Анастасию. Сейчас понятно, что всё это ерунда. Да и в те времена, зная что произошло в доме Ипатьева, здравомыслящие люди вряд ли могли всерьёз воспринимать эти теории.
[Аудиокнигу прослушал в начитке Сергея Чонишвили. Поначалу казалось, что выбран далеко не лучший чтец для этой книги (но не потому что плохо читает, нет). Но в целом, слушая далее, я остался вполне доволен исполнением. Хотя не исключаю, что нашлись бы и более подходящие исполнители, повторюсь, именно для этой книги]
Я покорена! Никогда бы не подумала, что в 22 года буду с горящими глазами скупать книги этого умного дяденьки с "интригующим" голосом, и половина моих разговоров будет именно о нем и его трудах! В школьные годы я почему-то не любила историю и никогда не учила ее, но в 11 классе упорно решила сдавать по ней ЕГЭ. Именно тогда и началось мое увлечение.
Личность Николая Второго всегда привлекала меня, и несмотря на все оппозиционные мнения на его счет, для меня он прекрасный муж, отец, друг, да и просто человек! Да, он не был идеальным правителем, он был слишком простодушным, семейным, я бы сказала, уютным человеком! И Радзинский представляет его именно таким! Таким, как я его вижу и хочу видеть! История жизни последнего царя полна ужасающих, холодящих кровь событий, и к ним невозможно оставаться равнодушными. А написать про них так, чтобы поняли, ощутили всю горечь, ужас и позор того времени сможет далеко не каждый историк. И пусть специалисты говорят, что Радзинский много привирает...ему хочется верить. Я не историк и знакома далеко не со всеми историческими нюансами, но читать эту книгу было действительно интересно, она захватила мои мысли и останется в памяти надолго.
«Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь».
(Авдий 1:4)
Фигура Николая II, последнего российского царя всегда занимала историков и любителей истории.
Вот и я не удержалась, решила почитать про его жизнь.
А получилось, прочитала про его смерть.
У Радзинского довольно странная манера повествования: он не дает забыть о том, что все закончилось плохо. Вот он описывает помолвку Николая и Аликс. Все радуются, празднуют. И тут же:
Молодожены Эрни и Даки, «хорошая пара», уже вскоре разойдутся, сестра Элла погибнет на дне шахты. Дядя Вилли, столь любящий военные мундиры и ожидающий военного союза с Россией, начнет войну с Россией. И дядя Павел, танцующий сейчас мазурку, будет лежать с простреленным сердцем, и сам Ники…
Но мне очень понравилось, что он не высказывает своего конкретного мнения. Он представляет факты. И представляет их так интересно, что хочется читать дальше.
Страшная гибель целого семейства (да еще какого семейства!) представлена во всех подробностях. Описаны различные версии и судьбы людей, которые принимали в этом участие.
Конечно, в этой истории остается еще множество загадок. Но
Хватит загадок, хватит воскрешений! Но опять из небытия — призрак Ипатьевского дома, и княжны на коленях у стены… и торчащие из дверей руки с револьверами… и фуражка Государя, откатившаяся к стене… и сам он, упавший навзничь… Господи, помилуй!
Прочитано в рамках Книжного путешествия