Это была очень тяжелая книга, трагичная, глубокая и невероятно депрессивная. Ее чтение выбивало меня из колеи, а тягучий язык не давал погрузиться в повествование. Однако последняя треть книги настолько удивила и очаровала, что поставить оценку ниже просто не представляется возможным.
Франклина - брата главного героя Генри сбивает пикап. Ему отнимают руку, а в мозгу фиксируют неопределенную активность, причем ни один врач не может дать гарантию того, что Франклин поправится. За рулем машины был Чэй - беженец из Камбоджи, заснувший во время вождения. Суд не может предъявить парню ничего, кроме нанесения тяжкого вреда по неосторожности, ведь Чэй сразу же оказал первую помощь и нашел патрульного. Он не отрицает свою вину и признается в содеянном. Но жителей небольшого городка не устраивает вердикт суда, поэтому вспыхивают межнациональные конфликты. Газета гудит от новостей, а родителям Генри приходится отвечать на множество вопросов касательно их отношения к происходящему и состоянию Франклина.
Генри же после наступления каникул решает отправиться на гору Катадин, куда мечтал взобраться вместе с братом. В напарники к нему набивается лучший друг, а еще они берут с собой собаку, которую Генри совершенно случайно спас в море. Но спланированное путешествие идет по совершенно неожиданному пути, во время которого переворачивается весь мир Генри, добро и зло меняются местами, а неожиданная правда расставляет всё по своим местам.
Это очень глубокая книга, полная личных переживаний и несправедливости, и к ее чтению определенно нужно подготовиться. Реалистичная история о борьбе с системой и собой, о преодолении трудностей и поиске верного решения. Тяжелая, трагичная, но очень достойная книга.
Удивительно светлая книга, пронизанная грустью и надеждой, неоднозначная, лишенная четкого разделения на чёрное и белое, рассказывает об обычных людях, которые пытаются научиться жить после несчастья или жить с грузом многочисленных Бед. Поднимаются вопросы поиска справедливости, когда ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд, расовой дискриминации, отношения "коренных" жителей к эмигрантам. Вскользь показана ужасная жизнь в лагерях беженцев, откуда по понятным причинам люди пытаются перебраться в другие страны, вырваться из этого ада. И жизнь после, когда в чужой стране опасаешься каждого косого взгляда. Причём нетерпимость становится обоюдной: эмигранты также проникаются неприязнью к американцам, избалованным мирной жизнью, и, как родители одного из главных героев, не могут принять отношения своего сына с американской девушкой, порицают дружбу с американцами.
У Генри Смита есть всё: дом, история которого тянется вот уже три века вдали от Беды, любящие родители, милая сестра-умница и старший брат, местная знаменитость, которым восхищается не только сам Генри, но и многие жители города. Идиллия разрушается в тот момент, когда брата сбивает пикап, за рулём которого был эмигрант. С тех пор в доме селится Беда, запирает каждого из членов семьи в коконе из горя и одиночества. Мир остаётся прежним, но Генри не знает, как в нём продолжать жить. Тогда-то он и решает взойти на Катадин, куда его обещал взять с собой брат. В городе же нарастают волнения, так как повод для "объявления войны" эмигрантам найден.
Дальше начинается путь не столько к Катадину, сколько к самому себе, к понимаю того, что от Беды нельзя убежать, но то, что плохое случается, не значит, что в жизни нет места хорошему. Трудности не означают, что стоит оставить борьбу, а Беда может не только разделить, но и объединить вновь. Финал, хотя на дальнейшем пути героев ещё много трудностей, полон надежды, похож на первые шаги к светлому будущему.
«Ученик из Лонгфелло теряет руку в дорожной аварии и ждет трепанации».
Одноклассник сбил машиной одноклассника. Трагедия произошла случайно - Чэй Чуан заснул за рулем пикапа. Френсис Смит через некоторое время умер в больнице. Чэю грозят два года условно, временное лишение водительских прав и общественные работы. Но семья Смитов живет в Блайтбери-на-море с конца 17 века, пользуется уважением, имеет репутацию, достаток, а семья Чуан - беженцы из Камбоджи, которые владеют строительной конторой и пытаются дать своим детям лучшее образование. В благопристойном городке вспыхивают воистину шекспировские страсти. Пострадавшие здесь - все, главным героем, глазами которого автор показывает события, становится младший брат Френсиса Генри, возможно, самый уязвимый герой этой истории. Что поделать, такой возраст...
Прежде всего, это хорошая книга, написанная на очень серьезную, болезненную и спорную для подростковой литературы тему. Мало кто из писателей решается ее затрагивать, а многим и не стоит, потому что получается что-то слезливо-сентиментальное. Вот у Шмидта все получилось как в жизни - ярко, многопланово, с учетом разных мнений и разных точек зрения.
Но из трех прочитанных романов Шмидта этот мне понравился меньше всего. Субъективно мне не очень импонировали некоторые моменты в сюжете.
Во-первых, непонятно когда происходят события и сколько лет Генри. А это не позволяет оценить какое отношение к поднятым в книге проблемам считалось нормой в обществе.
Во-вторых, все в книге избыточно. В романе 250 страниц. В нем погибший под машиной мальчик, скорбящая семья, спасенная в море собака, найденный на пляже корабль, проблема мигрантов, камбоджийцы, бегущие с родины от гражданской войны, проблема ксенофобии, проблема отношений в ученической среде, попустительство администрации травле бедного ученика, тонкая ранимая душа подростка, Джульетта-Ромео-Тибальт, самосуд, расовая нетерпимость, соревнования по гребле, капитан Томас Смит, подъем на гору Катадин и т.д. и т.п. Слишком много тем, которые подымает автор, при чем не ленится еще и максильмано уделить им внимание, не разделяя на основные и второстепенные. Были моменты когда книга воспринималась как набор зарисовок, а не цельный текст.
Итого, книга написана интересно, она на сложную, болезненную тему, которую отважится поднять не каждый автор и не каждый с ней справится. Но мне показалось, что акценты в этой истории несколько смещены. Ну или теряются под целым ворохом того, "что хотел сказать автор".
К сожалению, на русский язык переведены всего 3 книги Гэри Шмидта. Жаль, я бы почитала еще! Рекомендую обратить на автора внимание! )))
Это проза, покоряющая своей глубиной, качеством озарённых восприятий, состояний, ясности, чувственности и искренности.
Это роман о духовном восхождении, символизм горы недвусмысленно приводит нас и героя к духовной глубине, к постижению многогранной реальности, в которой, за видимым слоем общественного бытия, общественной психологии повседненовсти скрыты глубокие пласты понимания природы вещей, добра и зла, самопожертвования.
Знаем ли мы всё о мире, который нас окружает, видим ли мы суть вещей, глядя на события? Видим ли мы полную картину, достаточную для того,чтобы судить о справедливости?
Беда в романе есть символ не просто той части природы, которой человек не в силах управлять, предвидеть, та степень Хаоса, которая лежит за пределами патриархального прагматизма, Беда выступает в роли очищающей субстанции, вскрывающей всю несовершенную, уродливую внутренность того символического Дома, который олицетворяет не просто Дом главного героя, но и город, социум, цивилизация. Здесь Беда разоблачает то несовершенство устоявшейся веками патриархальной структуры, заставляет главных героев невольно переосмыслить образ, называемый образом "американской мечты", вскрывает Пустоту, и необходимость осознать её и примириться с ней. Архетип Отцовской фигуры, стабильности, устойчивого мира, превосходства (наций, учеников, отдельных людей), воплощен не только в образе Дома, он воплощается в тех разных образах отцов, - фигур, которые прямо или косвенно были утрачены тремя юношами, и восхождение на Гору есть поиск в себе этого обновленного, переосмысленного отцовства для троих главных героев. Такое путешествие носит, отчасти и искупительный характер, в котором всё больше главный герой узнаёт о, по сути, "ошибках" своего рода, и приходит к пониманию что Беда, или Хаос присутствуют внутри человеческой природы, а не вне её. Башня рушится изнутри. И герой приходит к единственному выводу, - принять природу беды, как обратную сторону человеческого Бытия.
В этом восхождении невольно вспоминается картина А. Ходоровски "Священная Гора", где главные герои совершая магическое путешествие в поисках разных способностей получают самую главную инициацию - нахождение Себя, приход к Самости.
Книга написана увлекательным языком, живыми метафорами, создаёт объёмные образы, и на протяжении всей истории, до самого конца затрагивает очень глубоко и держет это состояние до самого конца и после неё. Я хотел бы, чтобы эта книга, эта история вошла в сознание как можно большего числа подростков, молодых людей, а также всех тех, кто потерял что то очень важное.
У меня - официально - новый любимый писатель. Гэри Шмидт появился у меня в "хочу почитать" благодаря прекрасному изданию "жирафом" "Битв по средам" - я склонялась к описанию девочкой на прошлогоднем питерском салоне "Дающему", но взяв "Битвы", не смогла выпустить. Потом дождалась "Пока нормально" и почти сразу после схватила "Беду".
И вот, с одной стороны, немного жаль, что автор не попался какому-нибудь "Риполу", что его книгу не экранизировали с мировым прокатом и голливудскими звездами и подростки по всему миру не уговаривают родителей купить им еще одну книгу, а они за это всю неделю будут мыть посуду. А с другой - камерность аудитории маленького издательства делает книгу еще более личной, тонкой и настоящей, что ли.
А история-то - ей-ей! Она тяжелее других книг Шмидта, ее будет сложнее продать, но тем радостнее отпустить в хорошие руки и умные головы. Я даже не о сюжете буду говорить (не люблю пересказывать - читайте же сами), а о силе комка в горле и одновременно - того чувства, когда едешь на велосипеде с горы вниз. Страшно, непоправимо, стремительно, но - ветер в лицо и кураж какой-то, на пару минут затмевающий горькие мысли. Если в цифрах (а в словах пока не очень получается) - то это 10 из 10, и одиннадцатым баллом - прекрасная Чернуха :)
Задумалась, что в детстве читала какие-то слишком позитивные книги. А всё потому, что других не было. Поэтому многие родители, с которыми я сталкиваюсь на работе, с большой опаской относятся к современным детским писателям. Ведь эти родители были взращены на советской литературе с её целью сеять разумное, доброе, вечное. И многие темы в такой литературе были табуированными. Например, смерть, или какие-то человеческие трагедии. Многие считают, что такому не место в детской литературе. Но как тогда детям познавать мир?
В книге американского писателя Гэри Шмидта главной героиней является Беда. Она пишется с большой буквы и внезапно приходит в дом Смитов, когда их сына Франклина сбивает автомобиль, за рулём которого находился камбоджийский беженец. Это событие полностью переворачивает жизнь Генри, младшего брата Франклина. И книга превращается в своеобразное роуд-муви: Генри отправляется на гору Катадин, ведь они с братом давно собирались совершить восхождение на неё.
Повествование в книге ведётся с двух точек зрения: большая часть текста написана от лица Генри, но встречаются вставки мыслей камбоджийского мальчика Чэя, виновника аварии. Автор затрагивает важные темы: отношения в семье, взаимопонимание между детьми и родителями, потерю близких, вопрос иммигрантов (который в последние годы стоит в нашем мире особенно остро) и проблему мести и прощения.
Как оставаться человеком в любой ситуации и уметь взглянуть на неё не глазами мести, а разумом. Разобраться в ситуации, а не сразу клеймить виноватых. Генри нужно научиться жить с осознанием того, что брата больше нет и это дикая случайность, трагическое стечение обстоятельств, а не предумышленная затея камбоджийского мальчика. Который, кстати, напуган и растерян не меньше, чем Генри.
Непростая детская книга, к которой ребенка стоит подготовить, но не стоит её бояться.
Моё сердце разрывается от переполненной нежности.
Гэри Шмидт, Вы такой молодец и так сильно любите жить, что мне хочется поцеловать каждую страницу этой неповторимой книги и улыбнуться каждому знаку и слову.
Снова книга о детях и взрослых.
В ней Беда пишется с прописной буквы и становится такой же одушевлённой, как любой из её героев. Или как мы с вами. Как море за окном или сосновые иголки на лесной тропинке после ветра.
Беда кутается в бессонные простыни снов, тихой поступью сбегает по ступеням, волнует немые воды Бухты и горой сваливает в раковине немытую посуду.
Беда любит приходить в дома и хоть ненадолго оставаться в семьях, где всё хорошо.
Если ей удаётся (что чаще и бывает), она остаётся гораздо дольше, чем "недолго".
И тогда её присутствие начинает липнуть к рукам и белым облаком меловой пыли оседать на кончиках волос, которые уже много дней никто не расчёсывает.
Беда запутывает параллели слов, мнёт приносимые почтальоном газеты, почти не включает телевизор и очень любит смотреть на отсветы грозы, беснующейся перед лютым штормом.
У Беды ничего нет. Сколько ни живёт она на свете - всё равно ничего скопить не может. Вот и ходит попрошайничать в семьи, у которых всё хорошо.
И если кто-то ещё не узнал, я вам открою этот совсем не таинственный секрет: Беда - это всего лишь минута жизни, которая была "до" случившегося. Это сама Жизнь, которая дарует чудо рождения и приводит смерть как неизбежность.
И как бы далеко от неё мы не построили свои дома - от жизни нам не укрыться.
А то, что враг не всегда враг только Беде объяснить и подвластно.
Часто.
- Кажется, я понял, зачем я хочу туда подняться, - сказал он.
Таддеус Бакстер опять крутнул колесо.
- Правда?
- Чтобы научиться жить с Бедой. Даже когда ее - их - много.
Нельзя спрятаться от Беды. Время от времени она приходит к каждому, чтобы рассыпать его замки и превратить всю жизнь в пыль. Беде все равно, богат ты или беден, добрый или злой, красивый или глупый. Ты можешь бежать от нее на край света, чтобы увидеть, что она уже ждет тебя там.
От Беды нельзя спрятаться. Но с ней нужно жить.
Ничего нельзя исправить, изменить и повернуть вспять. Ты просто идешь дальше.
Вот говорят часто "мой автор" -подразумевая, что все в книге совпадает с внутренним мировозрением: тема, слог, стиль, сюжет и исполнение. Как будто это ты сам написал эту книгу.
Если бы "Розовый жираф" издал больше трех книг Гэри Шмидта на русский, я имела бы все шансы вызвать ваше негодование (да сколько можно уже про него писать!), но "Беда" -третья и последняя (к моему сожалению) из переведенных на русский.
Книга не в серии, но очень похожа. И снова Гэри Шмидт поднимает те же темы: расизм, интеграция, снобизм, поиск себя, любовь, семья, потеря и . За "Беду" я принималась не без опаски: ну а вдруг приелась тема, надоела и я испорчу впечатление от предыдущих двух. Но я рискнула и не прогадала.
Очень, очень честная книга. Вот он ни в одном моменте не врет. Веришь до последнего - понимаешь, что не все и и не всякому такой способ подойдет- но в тоже время ощущается надежда. Уже говорила я о том, что в его книгах мир и люди настоящие - но они, в отличие от настоящих, не сдаются и ищут выход - и находят, и мир становится чуточку лучше.
Персонажи не картонно-условные: с первых страниц переживаешь за всех, как за живых и настоящих.
И Катадин. Когда Гэри Шмидт пишет о чем-то: о беге, о рисовании, о бейсболе или вот, про Катадин - сразу хочется бежать, узнавать и делать.
Снова и снова, настойчиво рекомендую
У этой книги много достоинств:
1. Она отлично сделана. Никаких опечаток, красивый шрифт, качественное оформление, хорошая обложка.
2. Она увлекательная. В последнее время мне попадается мало по-настоящему увлекательных сюжетов, эту книгу интересно читать, хочется узнать, что будет дальше и, конечно, чем все кончится. Она не слишком большая, так что прекрасно подойдет для воскресенья или поезда. Действительно забываешь обо всем в процессе чтения.
3. Она отлично написана и переведена. Язык богатый и красивый. Сравнения точные. Метафоры емкие.
4. "Беда" - отличный пример неоднозначного конфликта, в котором нет "черного и белого", "хороших и плохих", "своих и чужих". Все вышесказанное наталкивает на мысль, что это подходящее чтение для подростков, но и взрослым будет интересно.
Эту книгу весьма сложно читать. Особенно если вам выпало испытание, связанное с потерей, болезнью близкого. Очень точно бьет описание ощущений Генри после случившегося с его братом - все вокруг вроде бы прежнее, но уже не то, потому что случилась она, Беда.
"и на всем просторе, во всей этой бушующей тьме Генри был совершенно один"
это не про то, как ты стоишь один на берегу моря, но про то, что несмотря на наличие родственников, на поддержку, на помощь, ты всегда чувствуешь себя один на один с Бедой. с ней надо справляться и несмотря ни на что просыпаться утром и делать привычные вещи. Потому что Беда она неотъемлемая составляющая жизни. Она и правда поселилась здесь - всюду - раньше тебя.
Она проверит тебя на прочность.
Гэри Шмидт накрутил очень много в сюжете своей книги. Настолько сложно все там складывается, что постепенно выдыхаешься и просто следуешь за героями, мысленно их поддерживая.
Ни осуждений, ни поощрений. просто наблюдение за тем, как люди по-своему, по-разному справляются с тем, что им выпало.