Ярослав Шимов - один из тех малоизвестных героев, которые сумели поддержать славные советские традиции капитальных исследований в годы, когда историков заботил лишь вопрос собственного выживания. В доинтернетовскую эпоху такие авторы, как Алексей Шишов ("Все войны мира"), Константин Рыжов ("Все монархи мира"), Константин Залесский ("Кто был кто в Третьем рейхе"), проделали огромную работу по поиску и систематизации разрозненных данных о прошлом, составив ценнейшие справочники, на которые теперь ссылается каждая вторая "историческая" статья Википедии. Эти энтузиасты от науки трудились с искренним увлечением, с осознанием того, что, если не они, то никто не напишет о бесчисленных иранских шахах, венгерско-венецианских войнах и малоизвестных приспешниках Гитлера. Для минского историка Шимова, живущего в Праге, Австро-Венгерская империя не умерла в 1918 году, а продолжает жить в традициях народов от Инсбрука до Львова и от Братиславы до Задара. Она звучит концертами Моцарта и сонатами Бетховена, вальсами Штрауса и симфониями Малера, она блистает позолотой климтовской любви, кипит больцмановской кинетикой пара, упивается безумием фрейдизма и сводит с ума всякого "человека без свойств" одним лишь "Маршем Радецкого". Шимов воскрешает ту легендарную Австрию, колыбель современных наций, бережно и с большим вниманием к деталям перенося на страницы всю красоту и уродство Империи. По богатству фактического материала, ясности изложения и глубине авторского чувства его книга остаётся непревзойдённой и спустя десять лет после издания.
Для тех, кто не в теме:
Уникальной особенностью "лоскутной империи" Габсбургов было чувство преданности подданных не государству, а правящей династии. Шестьсот лет осторожное и бережливое семейство собирало по кусочкам земли в Центральной Европе, отчаянно сражаясь с турками в Венгрии, с французами в Италии, с пруссаками в Германии. Жизнь десятков поколений прошла под скипетром Габсбургов, и многие немцы, чехи, венгры и славяне не могли представить своего существования без них. Ярослав Шимов рассказывает историю дунайской монархии в тесном сплетении с судьбами её правителей, создавая почти семейную сагу и даже, следуя за Голсуорси, вставляя между главами интермедии. В них читатель имеет возможность поближе присмотреться к самым примечательным Габсбургам: Карлу V, "великому неудачнику", чей проект всемирной католической монархии провалился; затворнику и астроному Рудольфу II; властной Марии Терезии и её сыну-реформатору Иосифу II; "вечному" Францу Иосифу I, который потерял жену, сына, наследника и мир в империи. Истории семейных кризисов, разочарований всемогущих лидеров, непонимания и отчуждения переданы автором наглядно и сильно; становится понятен своеобразный стокгольмский синдром, который испытывали заключённые "тюрьмы народов" по отношению к своей династии - богатые в Австро-Венгрии тоже плакали, и ещё как.
Для тех, кто в теме:
Поэту для рифм оправдания не нужны, а вот историка прямо-таки вынуждают объяснять всем цели и смысл своих исследований. В случае Австрии всё довольно очевидно: наибольший интерес представляет её опыт сосуществования десятка народов с разными обычаями, верованиями и культурами. Была ли империя обречена на распад или могла со временем превратиться в Европейский союз? Для каких наций габсбургская монархия открыла новые возможности? Чьё развитие затормозила? На эти и другие вопросы в книге даны ответы, разумеется, не окончательные, так как труд Шимова вообще отличает завидная тактичность (кажется, за все 600 страниц он так никого толком и не отругал) и готовность к дискуссии. Будущим критикам, правда, придётся учесть, что автор ждёт во всеоружии: одним из первых он привлёк к изучению императорские архивы Праги и Вены и прочёл более-менее все работы по теме. Если же оттенки взаимоотношений немцев, венгров и чехов читателя не заинтересуют, на страницах "Империи" он сможет найти уникально редкие для российской историографии сведения о Меттернихе, Франце Иосифе, графе Андраши, Франце Фердинанде и их менее известных современниках.
Общая оценка:
Люди и времена Какании.
Оформление+оценки
Это научно-популярная книга. В ней более 600 страниц, но ее объема совершенно не замечаешь. Как это всегда и происходит в хороших книгах. Ощущения как раз обратные - кажется, что этапы жизни клана Габсбургов проходят слишком быстро, хочется больше деталей.
Вот топ-5 моего рейтинга поразивших меня фактов, почерпнутых из этой книги:
1. Австрия - не страна. Слово "Австрия" никогда не означало какую-то страну. Как государство она появилась лишь после Первой мировой войны. Соответственно, австрийцы - не народ. Само поняитие "австриец" для обозначения этнической принадлежности (а не поданства) появилось тоже после Первой мировой войны. Австрия - это просто территория Южного Приграничья (т.е. в переводе "Австрийской марки"). На протяжении 800 лет то, что мы называем, Австрией - это некая часть ленных владений Габсбургов. Австрийская империя не была империей Австрии или империей австрийцев. Наоборот - Австрия и австрийцы стали ассоциироваться с империей, потому что на данной территории жили императоры. Соответственно, никто (НИКТО) из Габсбургов никогда бы не назвал себя австрийцем в этническом смысле этого слова.
2. Развалили Австро-Венгрию чехи, а добили - венгры. При этом словаки никогда не были вместе с чехами, но большую часть своей истории были вместе с венграми. Объединение чехов и словаков, как родственных народов - это искусственная придумка Клемансо.
3. Австрийская империя (а потом Австро-Венгрия) - это единственная в истории империя без привязки к территории. Некая семья (Габсбурги) владела самыми разными землями, и эти земли вместе назывались Австрийской империей. При этом были моменты, когда в состав Австрийской империи собственно Австрия не входила.
4. Габсбурги, этот символ Австрии, по происхождению бельгийцы (имеется в виду, что их корни уходят в земли на территории современной Бельгии), которые потом переехали в Швейцарию. Именно со Швейцарии начиналась империя. Само слово "Габсбург" - это название крепости в Швейцарии.
5, Прямой наследник императорского титула, ныне здравствующий "правящий" Габсбург - член Европарламента. Когда его однажды спросили в день футбольного матча между Австрией и Венгрией, за кого он будет болеть, он отшутился так: "Играют Австрия и Венгрия? А с кем они играют?".
Великолепная книга об истории, которую мы не знаем. Рекомендую без оговорок.
Очень хорошая книга о почти неосвещенной в нашей историографии теме. Дан достаточно подробный обзор истории Дунайской монархии со времени ее возникновения до распада с послесловием о судьбе народов, входивших в империю, в XX веке. В подаче материала автор следует скорее принятым на Западе, чем у нас стандартам: повествование ведется достаточно живо, легко для восприятия, текст не перегружен ссылками и сносками. Но все это не в ущерб исторической достоверности и полноте. Ярко прописаны портреты исторических деятелей, причем не только императоров, но также генералов, политиков, дипломатов.
Обязательное чтение для всех, кто интересуется историей Австро-Венгрии, особенно вкупе с другой книгой того же автора (написанной в соавторстве с журналистом Андреем Шарым) "Корни и корона". Здесь больше места уделяется политической истории, а там - социальной и культурной.
Хоть книга и называется Австро-Венгерская империя, но много в ней рассказывается о Габсбургах и их роли в Священно Римской империи и европейской политике.
Не согласен с автором, что Антанта хотела уничтожить Австро-Венгерскую империю про идиологическим соображениям потому что там была монархия, подавляющая угнетенные народы, как то соображения академика Тарле в его работе "Европа в эпоху империализма" выглядят убедительней: "принцип разделяй и властвуй" и желание лишить Германию доступа к ближневосточной нефти, железная дорога Восточный экспресс Берлин - Багдад проходила по территории Австро-Венгрии, после ее распада возникло куча враждующих меж собой государств.
Показал как вели себя так называемые угнетенные правительства например Чехия взяла и захапала себе территории населенные ни чехами и словаками, а те которые во времена Святого Вацлава входили в королевство Чехия.
Как именно угнетали в Чехии немцев после Версальского мирного договора не рассказано.
Представление об Австрийской (Австро-Венгерской) империи сложился у большинства под воздействием «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека и фильмов про генералиссимуса Суворова, где все австрийцы представлены в упрощенном карикатурном виде. Или же солдафонами способными только на предательство и удар в спину. Ну что поделать, время диктует свои идеологические правила. В сознании советского человека Австро-Венгрия была тюрьмой народов, виновницей начала Первой Мировой войны, которая и покончила с этой империей, как и еще с тремя, заодно. Но как-то смотришь на наследство дуалистической монархии (оперные театры в самой Вене, в Будапеште, во Львове, первый метрополитен на континенте также был в империи, в Будапеште) и задаешься вопросом - а уж настолько была плоха эта европейская империя. И почему у нас в сознании до сих пор сидит пренебрежительное "австрияки" по отношению к подданным этого государства? Не пора ли узнать настоящую историю Австро-Венгерии.
Ярослав Шимов рассказал о государственном образовании в центре Европы, просуществовавшее под разными названиями почти тысячу лет. Тысяча лет - вполне серьезный срок. Это история государства, а не австрийцев и не Австрии как таковой. Хорошо написанная, с приведением достаточно обширного материала, данная работа достойна внимания всех кто интересуется историей Центральной Европы.
Сама история Империи интересна, ведь при всем отрицательном отношении к Австрии нужно признать, именно Австрийская империя (тогда еще Священная Римская Империя германских народов) противостояла агрессии и экспансии Османской империи в Европу. И противостояла успешно. Остановила. И благодаря этому появился кофе по-венски. Конечно, и сама Австрийская империя впоследствии стала экспансионистской и агрессивной державой. Но кто безгрешен был в те времена...
Но империя это не только Австрия, это и Венгрия, и польские земли, Чехия, Словакия, часть Румынии, Северная Италия, Босния. И немецкого населения было значительно меньше чем славянского!
А сколько нынешних противоречий в современной Европе осталось с тех пор. Отношения между венграми и словаками, венграми и румынами, балканский котел противоречий. Всё эти проблемы были заложены еще в те времена, а уже потом они только усиливались.
Отличная работа!
То редкое явление, когда в вопросе, в котором ты не являешься знатоком, сразу попадаешь на отличный вариант, непротиворечивое, взвешенное мнение мало того что профессионала, но и еще отличного рассказчика, да к тому же еще все это хозяйство очень хорошо структурировано и с умом преподнесено (выделение цитат, интермедии!!!). Максимально нейтрально, но достаточно подробно, умно и удивительно тепло и доступно на 600 страницах Автор изложил все течение истории империи Габсбургов. Радует, что у Ярослава Шимова и кругозор явно не узкий, кроме прекрасных двух книг о Австро-Венгрии есть еще книга о Карле Анжуйском, совсем из другой оперы, но судя по отзывам (у самого все руки не дойдут, стоит на полке) тоже очень достойная. Автору большой поклон и пожелания раскрыть новые темы в новых книгах.
Читал в более старом издании, без иллюстраций и не в лучшем качестве, надеюсь данное издание в разы лучше.
Это уже 2-ое издание книги в той же серии. Первое вышло несколько лет назад, оказалось востребованным, но быстро раскупленным. Конечно, есть электронный вариант, но его не почитаешь перед сном. Поэтому увидев в продаже эту работу, незамедлительно заказал. На самом деле, книга написана интересно и легко читается. Хотя это научная работа и будет полезна, в первую очередь, студентам исторических факультетов.
Об Австро-Венгрии немного скажет простой человек, да и разбирающийся в истории тоже. В основном знания ограничиваются тем, что с конца XVIII в. эта держава постоянно ставила России палки в колеса. При этом нам ее «все время» приходилось спасть, то от Наполеона, то от собственного народа. В итоге всю месть мы выместили в годы IМВ. Еще знаем, что эта империя была «лоскутной» и «тюрьмой народов». Что значат эти слова, не все помнят, просто так писали в школьных учебниках и в романах В. Пикуля. Человеческая память даже коллективная недолгая и избирательная. Исчезла страна и о ней забыли. Трудно теперь людям понять как Османская империя, которую у нас предпочитают отождествлять с Турцией, могла играть значительную роль в Средиземноморском регионе. Так и с Австро-Венгрией, с которой и Австрию то трудно соотнести. Поэтому когда мы обсуждаем поведение стран Восточной Европы, в СМИ самозваные эксперты нам что-то пытаются объяснить, ища причины в советской «оккупации» или IIМВ. Но никто не заикается, что большая часть территории этих стран входила в состав Австро-Венгерской империи и именно отсюда проистекают многие проблемы, дающие о себе знать во внешнеполитическом курсе балканских стран, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии и Австрии.
Книга последовательно повествует нам от момента, когда появились предки будущей династии Габсбургов до развала самой империи и короткого пересказа судьбы императорской семьи и тех стран, что появились на месте державы. Гармонично и достаточно полно для такого формата автор сообщает для нас не только перипетии судеб австрийских императоров, но и историю внешней и внутренней политики империи, экономики, участие в войнах. По мере приближения к сегодняшним дням более обстоятельно описывается внутриполитическая борьба. Находится место обсуждению дискуссионных вопросов. Что касается описанию императорских персон, то даются и нелицеприятные сведения о членах семьи. Хотя остается не все понятно. Например, в чем выражалось конкретно нервное поведение жены Франца-Иосифа. О нем тоже странно пишется. Автор подчеркивает, что Франц-Иосиф до конца дней сохранял трезвость ума, и в тот же момент проскакивает фраза, что в последние годы имело место проявления старческого маразма. Но в целом исследование написано объективно. Лишнее тому свидетельство источники для написания – в немалом объеме работы историков тех стран, которые ранее входили в состав империи.
Что касается недостатков, есть дискуссионные вопросы сугубо научного характера (о них говорить не будем), и есть на субъективном уровне восприятия. Например, на мой взгляд, противостояние Австрии с Османской империей описано слишком бегло. Куда больше внимания автор заострял на взаимоотношениях Вены с европейскими державами. Неоднозначно сложилось впечатление от глав, посвященных причинам начала IМВ. Во-первых, есть целые абзацы, которые слово в слово повторяют уже где-то написанное и так «набившее оскомину», что даже неприятно. Во-вторых, странно читать, что причины войны ищут в личном поведении тех или иных исторических персон и полководческом «задоре» генералитета Германии и Австро-Венгрии. Причем, если хронологически мы спустимся на 10 лет и взглянем на Русско-Японскую войну, то тут все грамотно будут в первую очередь указывать на экономические предпосылки. Подымимся выше к следующей мировой войне, и здесь вновь не забывают об экономической составляющей. Что же мешает указывать эти причины для IМВ?! То, что все эти полководцы и политики повели себя, так как об этом писали классики – Маркс, Энгельс и Ленин? – То есть правительственные верхи посредством войны желали ограбить своего соседа. Конечно, в реалии все это обстоит сложнее, чем в приведенной вульгарной трактовке. Но именно в этом надо искать причины, а не в «престиже» Австро-Венгрии и России, неуравновешенности Вильгельма II и бескомпромиссности Франции.
В целом можно сказать, что благодаря этой книге можно лучше разбираться в перипетиях истории Европы в позднем Средневековье и Новом времени. Если вы интересуетесь историей, вам стоит ознакомиться с данной работой.