Флэшмоб 2011 .Книга вторая.По совету Amatik .
Вообще раньше я относилась к Пелевину(а точнее к его книгам) настороженно. Мне всегда казалось, что внутри них скрывается что-то типа Рю Мураками с его свернутыми носками и засунутыми в самые разные места человеческого тела...Ан нет!Совсем даже нет! Очень философская книга, пускай там и присутствуют иногда всякие различные сцены, читать о которых в книгах я терпеть ненавижу, т.к. считаю, что если уже не о чем писать, а объем нужен, то чего легче для автора на 10 глав расписать спаривающихся главных героев или ширяющихся главных героев. Вообще Пелевин в этой книге создал этакий коктейль из китайского эпоса, России 90-х годов и лекций о психологии женских особей, у него в этой книге много таких моментов, когда он начинает что-то раскладывать по пунктам и делает это очень интересно и с юмором.Кстати для меня удивительно, как такой брутальный мужик умудрился так похоже написать от "женского лица".
Короче.Мне понравилось. Если бы не Флэшмоб и совет Amatik (спасибо ей), то Пелевина читать бы так и не стала,т.к. относилась к нему заранее с предубеждением.Но посыпать голову пеплом никогда не поздно;)
Ценность книги определяется не тем, сколько человек ее прочтет.У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. Но именно из-за этого усилия и рождается эстетический эффект. Литературный фаст-фуд никогда не подарит тебе ничего подобного.
Пелевин — один из немногих писателей, про которых с точностью до миллиметра можно сказать, что вот эта его книжка ещё торт, а вот тут уже не торт. Потому что он долгое время бежал наравне с паровозом современности и умудрялся задавать тренды, резонируя со всем вокруг, а потом паровоз резко перешёл на новое топливо и помчался гораздо быстрее. Пелевин подотстал и с тех пор продолжает печь книжки, как пирожки с хорошо продуманным расписанием, но бронепоезд уже не догнать: к моменту выхода очередного творения уже всё успевает смениться, а всё не злободневное автор давно сказал, так что занимается бесконечными самоповторами под разным соусом.
«Священная книга оборотня» — последняя его вещь, которая зажигала новизной сердца и головы. Дальше есть ещё хорошие и добротные тексты, но всё не то: Пелевин сам себе задал планку выше обычной головы, через которую больше прыгать не может.
В оборотневой книге же всё хорошо и в меру. Если отбросить в сторону некоторое юродничество над именем главной героини и эротической составляющей, то Пелевин идеально вписался в сосущую под ложечкой пустоту середины нулевых. Всё старое уже разрушено, а новое ещё не сформировано, человек бесконечно одинок на многие тысячи лет, даже если он и не человек вовсе, а лиса или волк. Остаётся тешить себя и других иллюзиями и надеяться, что ты станешь павлином, если вставишь в жопу перо.
Беда в том, что эта мера как раз уж слишком точно найдена. Пелевин шутит лингвистические шуточки, делает отсылки, выдаёт эзотерические монологи вперемешку с хохмами и афоризмами ровно с такой высчитанной плотностью, как это любит его читатель, поэтому ничем удивить не получается. Впрочем, литература и не должна удивлять каждый раз, это же не цирк, но Пелевин сам надрессировал своего читателя на удивление, так что получается не разрушение этих самых ожиданий, а простецкий русский облом. Мы знаем, что случится через три, пять, семь страниц — в общих чертах, конечно, а вот сейчас будет каламбур, а вот сейчас грубость, а вот сейчас вспомнит какую-нибудь книжечку или политоту, а потом заполирует метафизическим трактатом с наполовину придуманными, наполовину общезнакомыми терминами. Из хорошей литературы получился быстрорастворимый и готовый к употреблению продукт, который с равной степенью может потреблять Вася Жопкин из села Кукуево и Йозеф Зильбергольден из мировых столиц. Раньше у читателей Пелевина была хотя бы иллюзия собственной элитарности, пусть её и навели с помощью лисьего хвоста, теперь они и этой маленькой эгоистичненькой радости лишены.
Впрочем, «Священную книгу оборотня» вполне ещё можно прочитать, если середина нулевых в голове не равна по содержанию концу девяностых или концу нулевых. Потому что тогда будет точно. Если же всё это ещё не помнится или уже не помнится, то книга будет ещё одним кирпичом в стене.
Первая книга Пелевина, прочитанная мной. Больше 10 лет всё планировала и планировала взяться за него, но всё откладывала.
И на данный момент, увы, вывод сделан один: Пелевин не мой автор.
Допускаю, что для кого-то могут показаться откровением его рассуждения о мироустройстве, его - порой парадоксальные - выводы, его желание разложить по полочкам некоторые философские постулаты, сделав их доходчивыми и свободными от стереотипного восприятия.
Я всё это допускаю.
Но мне было неинтересно.
Неинтересно ни с какой точки зрения: ни как художественное произведение, ни как псевдопублицистическое - оно не зацепило меня.
Древняя лиса-оборотень в облике несовершеннолетней проститутки А Хули еще вызывала симпатию, интерес и даже уважение. Правда, видно было, что ее образ создан мужчиной - слишком по-мужски она формулировала свои убеждения, слишком мужская логика лежала в основе ее поступков и отношения к происходящему.
А вот фсбшник-волк - это просто...простите...полудурок какой-то. Вот честно.
Следовательно, история, так сказать, большой любви, на создание которой претендовал автор, мною воспринималась как некая пародия и профанация самой идеи любви.
А популярная ныне псевдофилософия вызывала у меня скептическую усмешку - так же, как и во время прочтения "Империи ангелов" Б.Вербера.
Нет, не моё.
Однако всё вышесказанное - полное ИМХО. Простите, если кого задела. Возможно, я просто многого в романе не поняла.
Думаю, что еще прочту что-нибудь у Пелевина. Вот что бы?
Полная фигня.
ё! Чего же я раньше то не читал Пелевина?! Он просто восхитителен!
Roman Ivanov (@Roman_VI)
(из твиттер@)
Вот и состоялось то великое для меня событие, к которому я так долго (почему?) шел! Прочитал первую книгу Виктора Олеговича. Не первую, написанную Пелевиным, а первую, купленную себе!
В ленте моих прочитанных книг уже встречался пункт,что я, якобы, читал его новейший роман "SNUFF", но, признаюсь, это не так. Точнее не совсем так.
Со мной приключилась следующая вещь: я узнал,что Сергей Чонишвили (это знаменитый диктор с характерным низким, очень четким, глубоким и, чего греха таить, достаточно приятным голосом, который является как официальным голосом телеканала "СТС", так и озвучивает большое количество документальных фильмов по "Первому каналу"(и не только по Первому) ). Так вот, я узнал, что он ещё и аудиокниги зачитывает. Естественно стал их искать и наткнулся на "SNUFF"! Скачал, залил в айфон, а дальше... Этот дурацкий телефон взял и перепутал мне все трек-файлы в плеере и получилось, что где-то до середины все шло нормально, а дальше случилась чехарда и стал я слушать как бы от конца обратно к середине.. :) В общем получилась каша в голове и я даже писать толком ничего не стал, только решил для себя, что начну читать все по порядку!
И начал. Только не по порядку.
Первой стала "Священная книга оборотня".
Я мило удивляюсь тому, как автору удается в рамках одного произведения поднять все злободневные темы, замесить их на китайской мифологии, добавить туда идеи учения буддистов, православных христиан, а также, на десерт, взять да и дать ответы почти на все самые важные вопросы человечества.
О том, что же такое любовь, истина, вечность, что есть ум и процесс восприятия. Так же ответы на вопрос о том, что такое русская душа, чем отличается понимание одних и тех же слов, разными национальными группами и носителями языка. Этот список можно продолжать долго, пока не напишешь книгу о "Священой книге оборотня". Но такое позволить себе не могу ни я, ни кто-то другой, уж извините. Слишком Пелевин хорош!
И все же стоит сказать о самых главных для меня плюсах такой вот литературы Пелевина ("пелевинской" литературы сказать язык не поворачивается).
1) читать такого рода произведения мне нравится не только потому, что на обложке стоит имя-бренд, не потому что сумасшедшие печатные тиражи выходят за все разумные для прозы рамки и не потому ещё, что сам автор получил множество наград и ошеломляющее признание не только на просторах нашей необъятной, но и за ее далекими пределами.
Читать это нравиться только лишь потому, что во всем, от начала до конца, текст находит отголоски согласия и понимания в моем собственном восприятии вещей. Как тех, о которых говорит Пелевин, так и о тех, на которые только намекает.
Это тот самый случай, когда написано просто о сложном, это тогда, когда больше всего не хочется переворачивать последнюю страницу, а когда с замиранием сердца дочитываешь тот или иной абзац, возникает чувство удовлетворенности! Интеллектуальной удовлетворенности и насыщенности...
2) абсолютно не возникает чувства скуки за чтением. Поскольку в произведении поднимается столь широкий пласт тем, которые просто по определению не могут оставить равнодушными всех, какими бы уровнем интеллекта не обладал читатель. Скажу (по-секрету), чтобы читать Пелевина, базовые знания в истории, географии, обществознании, экономике, английском языке, физике иметь рекоммендуется!
3) на мой взгляд в повествовании от женского лица, Пелевин превзошел все ожидания... Тонко, изящно, до глубины женского сознания докапываться удается не всем. Особенно мужчинам, особенно когда они повествуют от лица женщины. Но в этом случае по другому. Психология и физиология переданы очень классно, что и говорить. Это дар! (божественный?).
***
Однозначно этот роман не последний. Чувство, когда открываешь нового автора, когда впереди тебя ожидает столько блестящих произведений Пелевина, это чувство (божественно?) невероятно вдохновляет!
Читайте Пелевина. Лучше попытаться понять хоть что-то и получить от этого интеллектуальный оргазм, чем понять все и остаться неудовлетворенным!
Есть такое страшное ругательство - коньюктурщик. Именно Пелевину оно подходит больше всего.
У меня складывается ощущение, будто человек всегда держит нос по ветру и строчит то, что в данный момент людям интересно, но не более.
Пошла мода искажать и смеяться над ругательствами? Получите А Хули, люди раскупают книги про оборотней - да пожалуйста!
И тем не менее по прочтении остается ощущение громкого Пшика - не более.
Иногда текст становится интересным, но чаще всего в нем куча совершенно ненужных вещей. Вот скажите, к чему было описание того, как передается по интернету, летит по проводам фотография А Хули? И зачем мне знать ее вес? Какую роль это играет?
Я привыкла, что каждая деталь должна быть к месту, создавать атмосферу, подчеркивать характер героев или просто необходима по сюжету. Здесь же создается впечатление, что детали вставлены были, лишь бы по количеству авторских листов текст добить до нужного объема.
И да, конечно, можно сказать, что так, как Пелевин, еще никто не изгалялся, не раскрывал эту тему.
Но возникает вопрос - а нужно ли было это делать?
Я всегда как-то побаивалась Пелевина, и при этом все время на него натыкалась. Потом мне начал его рекламировать друг, и я начала привыкать к мысли, что прочитать его все равно надо, да и в 1001 он есть… Потом я увидела эту обложку, и тут интуитивно стала чувствовать, что он должен мне понравится. Так и случилось. Я бы поставила эту книгу наравне с Духлессом и Географом, она скорее где-то между ними приправленная магическим реализмом. Не сказать, что я от книги прям в восторге, там были провисания, были неадекватности, немного лишнего и чересчур странного. Там было многовато секса, но видимо это карма, ибо я с мая в каждой книге нахожу секс и еду, не важно, какого жанра и из какой страны эта книга. Понравилась мне и «философия», именно в кавычках, ибо ничего сильно нового или особо сильного там нет. Но есть много интересного, о чем стоит подумать, что важно заметить и нужно обязательно вспомнить. Хорошо показаны мужчина и женщина, как она криво воспринимают друг друга и меня удивило, как хорошо Пелевин передал их глазами женщины, а не наоборот, что сложнее. Книга отображает нашу современность, как в свое время классики отражали свою эпоху, никуда не деться, но нефть, менты и мужички, чья молодость пришлась на 90-е и они до сих пор их тянут за собой – самая что ни на есть наша будничность. И еще один момент. Когда ты дочитываешь книгу, переворачивая последнюю страницу и захлопывая корочку, что ты чувствуешь? Незавершенность, осмысленность, облегчение? Тут я почувствовала удовлетворение, потому что на самой последней странице он дал и финал, и пищу для размышлений и что-то начинающееся и заканчивающееся одновременно.
У меня на руках еще 5 книг Пелевина и глаза довольно разбегаются)))
Я облегчу вам задачу и соскребу суть с нескольких сотен страниц, ибо сноровки уже набрался: много читал Пелевина.
Вся современная культура - это плесень на нефтяной трубе.
Всё, вы прочли СКО.
Пелевин окончательно завоевал мои разум и сердце. Так странно даже, как-то не ожидала. :)
Да, те же яйца, только в профиль - и Чапаев с Пустотой здесь, и Вавилен Татарский, и даже пятиногий пёс П..... И это всё - и повторения мыслей, и даже персонажей - это всё правильно.
- Как так - сумеет понять тайну пять раз? Если ты что-то понял, зачем тебе понимать это ещё четыре раза? Ведь ты уже в курсе.
- Совсем наоборот. В большинстве случаев, если ты что-то понял, ты уже никогда не сумеешь понять этого снова, именно потому, что ты всё как бы уже знаешь. А в истине нет ничего такого, что можно понять раз и навсегда. Поскольку мы видим её не глазами, а умом, мы говорим "я понимаю". Но когда мы думаем, что мы её поняли, мы её уже потеряли. Чтобы обладать истиной, надо её постоянно видеть - или, другими словами, понимать вновь и вновь, секунда за секундой, непрерывно.
И отдельное спасибо Пелевину личное. Ох, и правда, это очень личное... даже не знаю. В общем, дело в том, что я несколько лет уже ищу в литературе достойный женский образ, который был бы мне очень близок. Вот уж не думала, что найду его у автора-мужчины, да ещё и у современного, да и - смешно сказать - у Пелевина! Родственная душа - героиня пелевинского романа! - это что-то. Тем не менее, факт остаётся фактом, родство с героиней я чувствую просто фантастическое, даже так же, как и она, понимать умею что-то именно когда пытаюсь объяснить это другим, и Стивена Хокинга читаю с похожими чувствами, фразочка про пустой сосуд - не в бровь, а в глаз (правда, с отсылкой к Чехову)... Да уж, не верится, что писатель-мужчина мог создать столь привлекательный образ женщины, да ещё и красивой, и к тому же не дуры! а наоборот, женщины, способной постигнуть Истину. Я думаю, что это принципиально новый шаг в литературе, никогда не видела такого искреннего доверия женщине со стороны автора, да к тому же образ создан так убедительно, что мистика просто. Из всех гендерно-шовинистических понятий, по-моему, самый крутой бастион до сих пор был у понятия "мудрец" - попробуйте сложить его с женским родом, и станет понятно, о чём это я (не даром в имени героини заложен вызов ;)). Чапая с Пустотой очень люблю, но тут уж ничего не поделаешь - тут с головой накрыло. :)
И нравятся мне его аллюзии и игры с культурными феноменами, переплетения их, особенно эти головокружительные сплетения современности и прошлого. Дело в том, что раньше я прилично увлекалась мифологией, древним эпосом, но меня всё-таки смущало расстояние во времени, проникнуться мешало. А Пелевин здорово умеет одомашнить древность, приблизить её, приручить, сплести с реальностью, наполнить всё смыслом. А ещё забавно, что по ходу чтения ассоциации продолжают развиваться даже в те пространства, о которых вряд ли автор помышлял. Например, любовная история у меня сильно сплелась с "Мама, я жулика люблю!" Наталии Медведевой, совпадения некоторые просто удивительны, но допускаю, что они существуют только в моей голове.
Книга о том, что... А и впрямь - о чём?
Наверное, как и прочие произведения автора - ни о чём. Её жанр определить очень сложно, да и не нужно, ибо сие чтиво для тех, кто:
- не знаком ни с одним философским течением и для кого, простое упоминание Платона или Фрейда, говорит уже само за себя и в открытую намекает, что автор и сам философ "о-го-го!";
- принимает, как должное, мат в разговорной речи и считает, что его наличие в диалогах героев подчёркивает жизненность описываемого;
- считает, что все представители властных структур поголовно придурки и, через одного, принадлежат к сексуальным меньшинствам;
- безразличен к стилю и слогу изложения, выбранных автором;
- уверен, что наркотики являются обязательным условием проникновения в потустороннее;
- думает, что чем меньше в книге он понял, тем она больше заслуживает оценки "Великолепно!";
- никогда, даже себе, не сможет внятно объяснить о чём прочитанное произведение...