Кому-то горы милее, кому-то - море, кому-то - лес. Вот кому лес, тот я. Лес мне желательно подавать жжуткий (осенний, ночной, и чтоб под Хеллоуинн и на полнолуние), но и фэнтезийный тоже сгодится, если его под правильным соусом преподнести, конечно. А соус у автора был, крепкозамешанный такой, с запахом мха, дыма и короля Артура.
Есть у людей увлекательное хобби: создание богов в промышленных масштабах. Вот как порвали с обезьяньим житьем-бытьем, так и включились в процесс. Даже слово красивое придумали (не сразу, конечно, придумали, со временем) - эгрегор. Ну, это когда группа людей очень живо представляет себе некую сущность и столько своей энергии в фантазии вкладывает, что энергия становится материей и так ярко представляемая сущность обретает тело, интеллект, волю - ну, и сверхспособности иногда. Дальше по-разному, в идеале эгрегор реализует чаяния тех, кто его создал. Ну вот отчего легендарный король Артур такой весь красивый и рыцарь - а потому что таким он был нужен, таким его представили себе будущие подданные, и визуализация сработала на все сто. Или угнетались английские крестьяне всякими там шерифами, угнетались, а потом разозлились и создали себе защитника - Робин Гуда. Или вот страна Русь, потрясенная смертью царевича Дмитрия, взяла и в едином порыве придумала его же - но выжившего. И есть версия, что языческие боги и божки были такими вот эгрегорами - тут все по заветам демократии: мы же выбираем людей, которые нами правят, так почему бы не придумать богов, которые вершат наши судьбы?
Хотя ладно, теория спорная. Я потом решу, стоит ли в нее верить, а вот один из героев книги уже определился. Более того, задался увлекательной целью - воскресить самое первое мифаго, мифическое существо, сначала придуманное, а потом ожившее. Пра-мифаго. Пра-пра-мифаго. Древнее настолько, что ледниковый период помнит. С одной стороны, воскресить пра-мифаго несложно, потому что даже у современных людей глубоко в мозгу запечатлен его образ. С другой стороны - сложно, потому что в одиночку невозможно повторить результат, который могли получить лишь тысячи яростно фантазирующих умов. А - но у нас же есть лес!
И не простой он у нас, а волшебный. Остаток огромного леса, когда-то покрывавшего всю Европу, сжавшийся до размеров почтовой марки, но сберегший свою магическую мощь (тут вспоминаем толкиновский Фангорн), меняюший внутри себя пространство и время. Если правильно в нем заблудиться, то и делать ничего не надо - лес сам наплодит из нашего подсознания сущностей. Нужно только соблюдать правила техники безопасности: сущности могут быть вооружены и недружелюбно настроены. Но так уж вышло, что через чудо-лес, встречаясь и взаимодействуя с мифаго - богами, героями, таинственными народами, - идет совсем другой герой, и его цель посильней к земле прибита - «шерше ле фамм» называется.
Да, тут у нас есть лавстори - ну как не испортить хорошую книжку? Потому что... ну, раз уж такой хороший лес подвернулся... отчего бы не создать себе женщину-мечту? Образ поражает новизной и неизбитостью - барышня с копной буйных рыжих кудрей, полуженщина-полудевочка, одновременно невинная и опытная в постелях, ловко орудующая на кухне, но при этом верный боевой друг и соратник. Ну, и еще это невеста Артура - «полюбить, так королеву», по мелочам не размениваемся.
И вот посредством этой замечательной дамы автор ставит на своей задумке насчет воскрешения пра-мифаго отличный крест. Потому что:
А потом она образовалась в этом лесу, где я нашел ее и полюбил. И она вовсе не была яростной; возможно старик не верил, что бывают яростные, жестокие женщины. Он наложил на нее свою структуру, разоружил и оставил беззащитной в лесу.
Т.е, воскрешая мифологическое существо, человек невольно изменил его в соответствии с собственными представлениями о месте и роли женщины. А где гарантия, что то самое долгожданное пра-мифаго будет аутентично и без отпечатка личности своего создателя? Совсем нельзя, выходит, доверять этому иллюзорному миру.
Но мир чертовски хорош. Сердцем чую кучу отсылок к мифам и преданиям, но увидеть их не могу, ибо туп и необразован. Словно капустный кочан чищу, но отломить только два листа смогла - с Артуром и Робин Гудом (ну, «дикая охота» еще, наверное), а до кочерыжки копать и копать. Кто «в теме», наверняка будет ритмично попискивать, отыскивая своеобразные «пасхалки», а я просто наслаждалась чтением, ибо лес же. Летний, осенний, зимний, лес под дождем и заснеженный, прячущий в себе магические камни и развалины римской виллы, древние кладбища и неолитическую стоянку, рыцарский замок и менгир, под которым похоронен древний герой, который проснется в нужное время... Лес, способный превратить дух в плоть и вплести современного человека в кружево древних мифов.
(Перевод, правда, такой... нуждающийся в переводе. Однако ж спасибо, что он есть.)
Есть книги, про которые нельзя говорить, их даже читать не очень-то можно. По ним путешествуешь. И возвращаешься из этого похода немного другим.
Роман Холдстока не для всякого читателя. Мне очень сложно его кому-то советовать. Самый простой способ понять, нравится ли вам эта история, и нужна ли она вам, это начать её читать. Вы либо провалитесь в неё с головой, и не скоро выберетесь (Книга оставляет долгое послевкусие и множество мыслей.), либо не продвинетесь дальше первых пяти страниц.
Меня причудливый Райхоупский лес утащил в свои дебри моментально. Звуки,запахи леса населяют книгу так же, как герои: люди и архетипы. Мифаго- это авторское название для мифологического образа, архетипа. И вся книга о мифе. О том, по каким законам миф рождается, живёт и умирает. Естественно, перед нами не научное исследование, но авторская фантазия на тему не менее интересна.
Мне кажется, герои- люди намеренно выписаны так скупо и схематично. Настоящая цель автора- оживить и показать читателю миф. А человек- лишь питательная среда для бытия мифа. Может быть, в этом суть. Тот же Кристиан становясь не человеком, но архетипом, обретает яркие, колоритные и отталкивающие черты. Возникает даже мысль о том, что человек живёт лишь до тех пор, пока поддерживает ( пусть и неосознанно), связь с мифом и своей культурой.
Полны таинственного и угрожающего очарования глубины древнего леса и глубины человеческого сознания. Холдсток не разделяет эти два понятия. У него лес- метафора подсознания. Холдсток рисует перед читателем мрачные и захватывающие картины, сквозь которые проступают юнгианские теории личности, кельтские саги и рыцарские легенды. Всё это искусно сплетено в мрачный, пугающий гобелен, от которого нельзя оторваться, пока не дойдёшь до его основы. Финал романа суров и печален, как и положено героической саге. Но тонкий лучик надежды все же мерцает сквозь суровый, зимний пейзаж. Финал романа удивителен по тому отклику, который вызывает у читателя.
Одним словом, если вы хотите показать себе древний, мистический лес, не покидая уютного кресла, эта книга для вас. Если вы хотите посмотреть, как рождаются мифы, она тоже для вас. В чём-то "Лес мифаго" сравним с экстремальным путешествием: сложно, много адреналина, но оно того стоит.
Если говорить о минусах книги, то к самому роману они не имеют отношения. Я говорю о переводе. Он странный, небрежный и может отпугнуть. В данном случае на это стоит не обращать внимание.
Если вам нужна светлая, красивая сказка с эльфами, рыцарями и прочими кельтскими "красивостями", то книгу Холдстока лучше обойти стороной. Она мрачная, пугающая, архаическая. Она демонстрирует корни, а не прекрасные соцветия кельтского мифа. Если дорога в корнях не пугает, читать непременно!
Книга прочитана в рамках флэшмоба "Трижды три темы", получена от _Tuatha_De_Danann_ по заявке "Фэнтези, написанная по мотивам кельтской мифологии".
Спасибо Вам огромное! Книга совершенно невероятная. Она намного превзошла все мои ожидания.
Весьма своеобразная книга, сюжет которой сконцентрирован вокруг таинственного леса, на самом деле представляющим собой чуть ли не параллельный мир, населенный странными созданиями - мифаго. Раскрыть тайну леса, а заодно и спасти любовь своей жизни предстоит молодому Стивену. Но сделать это непросто, а семейные тайны, соперничество и опасности только накаляют атмосферу.
Сюжет временами совсем не движется, а потом неожиданно герои несутся по лесу, сначала мчащиеся за группой воинов, а через несколько мгновений внезапно преследуемые страшным монстром.
А этот любовный треугольник (четырехугольник?) немного выбил меня из колеи. Сколько проблем из-за женщин.
Огромное количество мифологических отсылок переплетаются в какой-то совершенно фантастический узор.
Герои интересные, но лично мне не всегда были понятны истинные причины их поступков. Ну, вероятно, в этом и заключается влияние леса, что люди теряют истинное "я" и сами превращаются в легенду.
В свое время книга получала огромное количество положительных отзывов, в том числе от мастеров фэнтези. И я хотела, чтобы книга понравилась мне чуть больше. А на деле впечатления оказались несколько сумбурными и осталось ощущение незавершенности. Тем не менее созданный Холдстоком мир не лишен особого шарма и притягательности.
Не всё гладко в этой книге, мне есть к чему придраться, но, странное дело, при этом я вовсе не считаю ЛМ слабым романом. Да, с огрехами, но чем-то цепляющая вещица, явно не из серии «прочесть и забыть».
Итак, перед нами история Стивена Хаксли. Заметьте, не «история о Стивене Хаксли» и не «история, рассказанная Стивеном Хаксли» - и то и другое сразу. Рассказчик действительно Стивен, но это не мешает ему в конечном счете самому стать частью мифа. И тут я вспоминаю обожаемого мною Краули, Эджвуд, фейри с их Повестью, мотив «внутри больше, чем снаружи». «Маленький, большой» действительно во многом схож с «Лесом Мифаго», разве что последний в меньшей степени развернут, в меньшей степени многопланов, в меньшей степени волшебен в конце концов.
Вроде бы странно говорить об отсутствии волшебства в мифологическом фэнтези – и тем не менее. Всё тот же Краули смог найти грань, отделяющую сказку от прозы жизни, и сыграть на ней; у Холдстока же миф иногда хорош своей приземленностью, а иногда, наоборот, утрачивает свою убедительность именно в силу топорной подачи. Лучше бы он почаще скользил на периферии зрения, оставаясь пред-мифаго. Хотя, бесспорно, написано атмосферно.
Вообще освещено много различных мифов разных эпох, спасибо за это автору, мне уже ради этого было интересно читать. А еще в голове постоянно всплывали уже прочитанные фэнтези: «Агаа, так вот откуда такой-то автор взял идею для такой-то книги!» Так что, пожалуй, я стала чуточку умнее и начитаннее. (=
Из того, что откровенно не понравилось в книге, могу назвать некоторую обезличенность персонажей. Им далеко не всегда веришь, не всегда понимаешь их поступки, не всегда их чувствуешь. И это главных-то героев, да еще при повествовании от первого лица! Второстепенный Китон и то получился гораздо более выпуклым, чем сам Стивен. Ну и еще один явных промах – редактура. Точнее, кажется, ее полное отсутствие. Печально.
Итого, «Лес Мифаго», на мой взгляд, наслуживает внимания читателя, но не уверена, что многие смогут причислить эту книгу к разряду своих любимых.
Где-то в Англии есть таинственный Лес, сердце которого хранит много секретов. Он совсем небольшой, кажется, что его можно пройти насквозь буквально за несколько часов, но это не так. В глубины Леса ведут всего четыре дороги, и не зная их, человек будет бесконечно блуждать по окраине, так и не узнав, что же скрывает чащоба. Но, даже обнаружив одну из дорог, и пройдя по ней достаточно далеко, отважный путешественник столкнется с рядом странностей, поначалу мелких: на периферии зрения будут мелькать силуэты, вдали будут слышаться странные звуки, а сами ощущения от Леса будут меняться. И чем дальше путник будет заходить в Лес, тем больше загадочного он обнаружит: внутри Лес намного больше, чем снаружи, время здесь течет иначе, и, что самое главное, Лес обитаем. Это Лес мифаго и все архитипические образы, зашитые в подсознание человека, начинают жить в этих чащобах собственной жизнью.
Роберт Холдсток начал работу над «Лесом мифаго» еще в конце семидесятых годов прошлого века. Сперва у него получился небольшой одноименный рассказ, вышедший в 1979 году. Спустя два года широкой публике была представлена повесть с тем же названием. Затем прошло еще три года и, наконец, вышел полноценный роман, выигравший «Всемирную Премию Фэнтези» и «Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики» в 1985 году. На данный момент «Лес мифаго» - уже цикл мифологического фэнтези, состоящий из шести романов и одной повести.
Сюжет первого романа цикла достаточно прост и прямолинеен. 1946 год. Стивен Хаксли вынужден вернуться в отчий дом после нескольких лет отсутствия. Его отец недавно умер, мать умерла за несколько лет до этого. На данный момент в доме живет старший брат Стивена – Кристиан. Задолго до своей смерти отец братьев с головой погрузился в исследования леса, располагающегося неподалеку от их земель. В лесу творилось что-то странное, временами братья видели необычных людей, мелькавших среди деревьев. Теперь же Кристиан продолжил дело отца и Стивену предстоит разобраться не только в том, что произошло дома в его отсутствие, но постичь секреты леса, а также понять самого себя.
Но простой и прямолинейный квест очень быстро перерастает в нечто большее. Автор уделяет огромное внимание атмосфере романа, исследует архетипы мифов, в результате даже придает мифическую структуру собственному сюжету, но не перестает преподносить свои идеи окольными путями, с помощью символов и намеков. Ничего не будет сказано «в лоб», но если вы читали хотя бы «Тысячеликого героя» Дж. Кэмпбелла или даже просто знакомы с «Американскими богами» Нила Геймана, то уже получите довольно много удовольствия от происходящего на страницах книги. Это не говоря уже о тех, кто серьезно разбирается мифологической структуре, психоанализе и всем том, что наполняет простые символы интересным смыслом.
Отличный образец мифологического фэнтези, рекомендуемый к неторопливому прочтению долгими вечерами.
Идея книги о взаимодействии человеческого мозга с неким первобытным началом в древних лесах мне понравилась. И думаю, если бы я прочитала книгу в 40х годах, когда она была написана, впечатление было бы сильнее. Но после фантазийных шедевров Толкина и последующих авторов эта повесть не кажется очень интересной. Немного напоминает стиль Лавкрафта, но размах поменьше. Даю нейтральную оценку, что вовсе не значит, что книга плохая.