На фото вы можете увидеть Шарлотту Саломон. За год до смерти она успела запечатлеть историю своей жизни на листочках бумаги, которые потом опубликовали в качестве автобиографии после её смерти. Кстати, на обложке книги - одна из ее многочисленных картин. Данная книга ОСНОВАНА НА автобиографии девушки, а оригинал в 800+ страниц сейчас днём с огнём не сыскать, разве что на английском, и разве что за 80-400 долларов за экземпляр. Хорошая новость заключается в том, что автобиографию собираются переиздать в ноябре 2016 года. Стоимость предзаказа – 90 долларов.
Первое, что бросается в глаза, когда вы открываете книгу – странный стиль написания. Фраза за фразой строятся в столбик, я даже сначала подумала, будто это стихи. Но нет. Это мысли, которые мчатся со скоростью света, играя на ваших эмоциях как на гармошке. «Судьба Шарлотты Саломон производит настолько сильное впечатление, что Давид Фонкинос, по собственному признанию, был не в состоянии писать две фразы подряд». Такого я еще не видела.
Так как война началась в 1939-ом году, а умерла она в 1943-ем, бОльшую часть книги занимают темы взросления, первой любви, и душевных терзаний девушки. Самоубийцы и психи в семье, переезды и прятки, смерть ходит по пятам, и забирает близких. Её спасают лишь кисти и краски.
Меня покорил стиль автора, как он чёрство пишет, как продумывает каждую фразу, наполняя их двойным смыслом и безысходностью. Постоянно стоял ком в горле, это эмоциональное напряжение... его буквы трогают до глубины души.
Хочу автобиографию. Хочу остальные книги Фонкиноса. Хочу платочек :O
"Люди нуждаются в развлечениях, это им помогает отвлечься от правды".
Определенно в топ лучших книг этого года!
Трагическая история Шарлотты Саломон начинается совсем не в те годы, когда "к власти приходит ненависть". Все наоборот. Это время станет фоном к финальной сцене, пронзительному душераздирающему аккорду, который завершит эту страшную драму. Драму, которая относится не столько к жизни трагически погибшей художницы, сколько ко всему семейству Саломон в целом. Количество депрессий, психических расстройств и самоубийств на душу населения в этой семье бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Даже имя свое - Шарлотта - получает не просто так...
Мать Шарлотты Франциска назвала свою дочь в честь сестры, которая покончила с собой, бросившись с моста. Взвалив на себя всю тяжесть вины и неся в себе страшную рану от потери близкого и дорогого человека, Франциска тем не менее смогла наладить свою жизнь. По крайней мере внешне все выглядело вполне стабильно и хорошо. Но внешнее благополучие длилось не долго - ни собственная дочь, ни мысли о родителях, которые и без того уже пережили страшную потерю одного ребенка, ни натолкнули ее на мысль о том, что ее жизнь сейчас принадлежит не только ей. Тяжелое душевное расстройство, болезнь от которой она так и не вылечилась, в один прекрасный день заставили ее шагнуть из этого мира прямиком через окно собственное спальни. Так Шарлотта осталась жить со своим отцом. Позже в ее жизни появится мачеха, с которой им вполне удавалось ладить. Но отсутствие матери никто не может заменить. Возможно поэтому Шарлотта была такой нелюдимой и в то же время так сильно зависела от внимания нескольких близких ей людей...
Ну а дальше жизнь юной девушки целиком и полностью определилась внешними обстоятельствами. Фашисты и их программа по решению еврейского вопроса не оставили художнице ни шанса.
Надо сказать, что сама тема книги не может не задеть за живое. Молодая и талантливая девушка, готовая подарить миру новую жизнь, в единый миг оказывается раздавленной колесами жестокой истории. Не может быть слишком много книг об ужасах фашизма. Каждая такая книга о судьбе отдельного человека помогает нам не забывать об этих трагедиях.
Вопрос к способу выражения, который выбрал Давид Фонкинос. Мне нравится стиль изложения, который несет тебя стремительно через жизнь Шарлотты. Ее рисунки, ее любовь, ее одиночество, ее эмоции... Но зачем посреди всей этой истории вставки о том, как автор хотел написать про одну улицу, про одного библиотекаря, про то как он любит Берлин, про то как он узнал о Шарлотте Саломон. Такое ощущение, что часть предисловия или послесловия попала в сам роман и теперь сбивает тебя с ритма. Сам Фонкинос в одном из таких отступлений рассказывает о том, какое это замечательное чувство погрузиться в некоторый художественный мир и жить в нем какое-то время. И при этом своими отступлениями сам "выбивает" тебя из мира Шарлотты в реальность. В итоге для меня получилась трогательная и глубокая история, которая рассказана не самым удачным способом.
Прочитано в рамках игр "Школьная вселенная. Десятый учебный год" и "Книжное государство". Тур 4. Арглтон.
Можете считать меня бесчувственной скотиной, но мне не понравилась эта книга! Я не увидела в ней какой-либо трагичности, не нашла чего-то для себя, у меня не возникло интереса при чтении и книга у меня не вызвала никаких положительных чувств. Начну с того, что эту книгу, объёмом в 190 страниц я мучила ДВА дня! Это очень много для меня! Очень!
Давид Фонкинос, автор этой книги был вдохновлён немецкой художницей Шарлоттой Соломон, которая и стала главной героиней этой повести. В аннотации нам сразу говорят, что Шарлотта погибла в лагерях Освенцима на шестом месяце беременности. Именно этим книга меня и заинтересовала. Но это, в свою очередь, убило всю интригу. Поэтому, зная наперёд, чем все закончится, читать было дико скучно. А если бы не было такой аннотации, книга бы не заинтересовала. Палка о двух концах.
Шарлотта - самая настоящая творческая личность. Она ведет себя крайне странно. Многие её поступки не поддавались никакому объяснению. Но главное здесь то, что она из семьи самоубийц. Все началось ещё с её прапрабабки. Потом были дяди и тёти, родная бабка и мать. И долгое время от Шарлотты скрывали эти моменты. Но когда она узнала, сколько самоубийц было в её роду, это оставило свой след на психике девушки. И я сейчас скажу ужасную вещь, но я правда так считаю. Если бы Шарлотта не погибла в Освенциме, она бы покончила жизнь самоубийством. Я в этом уверенна.
Отдельно мне хочется отметить стиль автора, который произвёл на меня негативное впечатление. Это якобы стихотворная форма, то есть строки выглядят так, как стихи. Вторая часть предложения спокойно переходит на другую строку и продолжается дальше. Но здесь нет рифмы. Совсем. И я не понимаю, в чем главная фишка этого стиля? Слог скудный. И написано все невыносимо скучно! Не бросила книгу только потому что она есть у меня в бумаге и из-за этого крошечного объёма.
Так до конца и не понятно, правда ли все это? Или фантазии автора. Он пишет, что много информации почерпнул из книги самой Шарлотты. Но не забываем, что Шарлотта творческий и импульсивный человек. Поэтому насколько это все правда, каждый судит за себя! Я определённо не советую читать эту книгу. Какой-то новой информации не узнать. Да и приятного чувства от чтения не возникает. Не моё!
«И она обнаружила, что стоит перед вопросом:
покончить с собой или предпринять нечто безумно эксцентричное...»
Мне не слишком хотелось читать эту книжку. Я выбрала ее лишь потому, что она идеально вписалась в мои вечные книгоигры. Однако она открыла мне нечто поразительное и впечатляющее - гуаши Шарлотты Саломон. Это картины, написанные в далеком от меня стиле экспрессионизма, к тому же сопровожденные надписями на неведомом мне немецком языке, но почему-то они притягивают и не дают отвести взгляда. Хочется рассматривать их подолгу, в деталях. В этом определенно что-то есть. Эмоция. Надрыв.
В жизни бедной Шарлотты надрыва хватало. Ей не повезло родиться в семье, над которой нависло настоящее родовое проклятие: все ее родственницы по материнской линии заканчивали жизнь самоубийством. Ей не повезло расти в атмосфере антисемитской враждебности в Германии 1930-х. Ей не повезло попасть в жернова Второй мировой. Рисование было ее способом не сойти с ума: в 1940-42 годах она написала более тысячи работ, многие из которых составили ее "рисованную автобиографию" под названием "Жизнь? Или театр?".
Теперь о судьбе Шарлотты пишут книги, снимают фильмы, ставят спектакли. Ее автобиографичные рисунки, напоминающие коллажи или комиксы, вдохновили многих, в том числе и Фонкиноса. То, что при Гитлере объявили "дегенеративным искусством", сегодня хранится в музеях и демонстрируется на выставках. Странно, что я никогда прежде не слышала о Шарлотте Саломон. Тем сильнее мое впечатление от ее картин, от убийственной трагичности ее краткой жизни. Но не от книги, которую я только что дочитала.
Фонкинос считается одним из самых успешных современных французских авторов. "Шарлотта" принесла ему Гонкуровскую премию лицеистов и стала бестселлером. Правда, причиной мне видится не столько его писательский талант, сколько беспроигрышная тема. История Шарлотты не может не задевать. А вот текст в книге совсем не притязательный, и прочитать этот, с позволения сказать, роман можно всего лишь за день. Книга больше похожа на эссе, на журнальную статью, на какой-то сценарий, ей не хватает чего-то важного.
И все же я благодарна Фонкиносу за знакомство с Шарлоттой и новую встречу с экспрессионизмом. Ее картины напомнили мне о потрясающем фильме "Смерть и дева" (2016) про австрийского художника Эгона Шиле, и не зря: тот ведь тоже был экспрессионистом. В прошлом году Шарлотте исполнилось 100 лет. Сама о себе она говорила так: "Девушка не слишком одаренная, не слишком красивая, не очень энергичная..." Неправда, конечно. Очень одаренная и очень красивая. Ее картины и сегодня излучают ее энергию.
М.
А, какая она ваша жизнь?! Жизнь? Или театр?
Я боялась браться за эту книгу. История Шарлотты Саломон удивляет. В течение одного года, она создала столько полотен, что не удастся и за десятилетия. Она торопилась жить, торопилась оставить свой след в истории. Она прожила короткую, но такую творческую жизнь.
Она улетала из суровой реальности в свое творчество. Она взрослела в тяжелое время, не только для всего мира, но и для своей семьи. Как жаль, что мы не выбираем, что именно нам унаследовать от родных… Вся ее семья по материнской линии была больна, но Шарлотту вытащило ее творчество и беззаветная любовь.
Мне кажется, если бы я была в шкуре Шарлотты, я бы писала всё в чёрном цвете, именно это настроение возникает при знакомстве с жизнью девушки. Но, ее картины с точностью да наоборот очень яркие и с высоким смыслом.
Как много мы потеряли за эти 2189 проклятых дней. Скольких людей выкосило и стерло с лица земли. Сколько они смогли бы еще сотворить и создать!
Шарлотта спаслась от сумасшествия, но увы, она не смогла избежать газовой камеры чертова Освенцима. Шарлотта обрела бессмертие и вечность в своих полотнах…
Молодая девочка была, и в ней теплилась еще одна жизнь… Больно, несправедливо, так не должно было быть!
«Живопись, слово, а к ним еще музыка.
Вот он – союз тех искусств, что врачуют погибшую жизнь,
Выбор, необходимый для возрождения прошлого.»
Невероятный шквал эмоций вызвала во мне эта книга. Написанная в совершенно неповторимом стиле – словно читаешь стихи, словно слушаешь очень грустную музыку. Очень личная - автор вместе с читателем проживает жизнь Шарлотты, вместе с ней переживает ее боль, одиночество, муки творчества и любви. Читатель вместе с ним испытывает горечь, вечную горечь от несправедливости этого мира, в котором палач доживает до седин под защитой, а прекрасные талантливые люди гибнут в газовых камерах. И неведомый доносчик также мирно доживает свой век. Мемориальные таблички закрашивают, в домах, хранивших столько воспоминаний, живут другие люди, а то и вовсе располагаются офисы, и даже картины, в которые художница вложила всю душу хранятся большее время в запасниках. Но есть и другие неспокойные творческие души, такие как автор этой книги, что не желают покорно принимать такое положение вещей и дают вновь зазвучать голосам умерших.
Трагедий в жизни Шарлотты с лихвой хватило бы на сто человек. Чего стоит одна эта безумная семейка! Не смотря на заявление врача о том, что и сама Шарлотта была не здорова, мне она показалась как раз самой нормальной. Все эти родовые самоубийства (хотя после поведения дедули во Франции у меня возникли серьезные подозрения, что якобы беспричинное самоубийство первой из дочерей было вовсе не без причины), биполярное расстройство у матери, закончившиеся очередным суицидом, потом Гитлер, арест отца, закручивание гаек и террор, бегство, лагерь во Франции, немного мирной жизни, отравленной страхом и вечными закидонами родственничков, суицид бабушки, окончательно поехавший дедушка. Тут и самый здоровый человек с ума сойдет. Скорее удивительно, что она нашла в себе силы жить со всем этим, да еще и творить.
Книга очень своеобразная, не для массового читателя. Мне очень понравился автор, очень рада такому знакомству и благодарна ему за возможность узнать еще одно имя, которое стоит помнить и знать.
«Она услышала нечто другое, гораздо более важное -
Слова, с которыми будет жить до самого конца,
Которые станут девизом, опорой ее стоицизма:
Не забывай никогда: я верю в тебя, Шарлотта!»
Еще один прекрасный роман-малыш в копилку к прочитанным. В этом году я поняла, что меня очень цепляют книги в которых герои имеют прототип.
Здесь такая необычная подача, поэтично, ярко, со вкусом. Чувствуется, что автор очень проникся творчеством Шарлотты Саломон, возможно, он влюблен в ее образ. Да и сложно не проникнуться ее жизнью и судьбой.
Вся жизнь Шарлотты идет с каким-то надрывом. В их семье много самоубийств и бремя этих трагедий висит над девушкой. Она не общительна, в современно мире ее бы назвали интровертом.
Ее любовь похожа на болезненную зависимость, но и творит она так же самозабвенно, с ноткой безумства. Меня ее картины впечатлили, на них хочется смотреть, не мимолетно, а изучая детали, подолгу задерживаясь и снова возвращаясь.
Ее жизнь оборвалась в газовой камере. Но самое трагичное, что в тот момент оборвалось две жизни…
Ой.... Ну не могу воспринимать текст, который написан в такой форме. Не могу и все тут. Сквозь силу заставила себя завершить "Шарлотту". Но, честно, совсем не понравилось. Запомнила все схематично и то, большую часть почерпнула из википедии. Да, все это печально, что творилось в период войны, но соглашусь с мнением AleksandraAnufrieva , а именно:
И я сейчас скажу ужасную вещь, но я правда так считаю. Если бы Шарлотта не погибла в Освенциме, она бы покончила жизнь самоубийством. Я в этом уверенна.
Это как раз тот случай, когда целиком и полностью согласна с мнением другого читателя. Даже писать, что-то конкретное, нет никакого желания. Книга закончилась - хорошо. Автор вроде довольно популярен. Пока что не возникло острого желания взять еще хоть одну книгу из под его пера. Хотя я увидела, что есть еще его книги в коллекции эл. библиотеки. Кто знает, может быть через пол года отойду от первоначального знакомства и возьмусь за что-нибудь другое. Видите, я с удовольствием ушла в сторону, нежели говорю о самой сути книги. В итоге - никак, даже хуже чем никак.
2 из 5
Беспроигрышные темы:
1. Холокост
2. Война
3. Незаурядная личность с трагедией
Любую из них можно использовать как каркас и выстроить некую словесную конструкцию.
Эта конструкция обрастет словами, смыслом и назовется книгой.
Книга обязательно привлечет внимание, будет покупаться, читаться и обсуждаться.
Многим она понравится.
О ней будут говорить с придыханием, выписывать цифры стоимости и вещать о пользе, благе и пролитых слезах.
А некоторые пожмут плечами и сокрушенно посетуют на писателей, которые пытаются упихнуть живых *живших* людей в рамки из слогов, упаковать под переплеты и навесить ценники на корешки.
От этих попыток веет формализмом и манипуляцией.
Автору пожелаю не бегать суетливо по горам и долам, не "заливать" бумагу потоком фактов и данных, а сесть, выдохнуть и вникнуть в чужую судьбу. Тем более такую, как у Шарлотты.
Это сложнее, чем писать юмористические саги, но не менее интересно.
Ей нужно было хоть ненадолго исчезнуть из мира людей,
А для этого добровольно пойти на любые жертвы,
Чтобы создать из своей души собственную вселенную.
Война, холокост, жизни и смерти.
Эти темы до сих пор бередят каждого из нас, до сих пор с нарастающим ужасом люди вчитываются в истории, биографии, факты, в которых запечатлено то, что происходило в ту пору. Чем вызван этот интерес? Почему каждому из нас необходимо знать, что произошло тогда? Почему с неприкрытой болью и слезами на глазах мы стараемся выяснить все как можно глубже, как можно детальнее?..
Шарлотта Саломон, девушка 26 лет, талантливая художница, погибшая в газовой камере Освенцима. Одна из многих, капля в море...в море страданий и мучений, в море неприкрытой ненависти и истязаний.
Об этой книге сложно говорить, как и о любых других, где красной нитью проходит тема гитлеровского режима. Эта еще одна история...еще одна оборвавшаяся жизнь.
Я не буду говорить о войне, о порядках, о целях...я не настолько сильна в истории, чтобы рассуждать об этих вещах. Я могу лишь сказать о памяти, что осталась всем нам, что оставили все те, кто смог нам рассказать хоть что-то. Мы не знаем большинство имен этих людей, мы не сможем представить весь тот ужас, мы просто должны об этом знать и помнить.
Давид Фонкинос написал книгу, поразившись автобиографическим романом самой Шарлотты, он потратил немало лет на то, чтобы попытаться увидеть жизнь Шарлотты своими глазами - побывать там, где была она, где жила, любила и творила. Он написал эту книгу в очень своеобразном стиле:
- каждое предложение, это новая строка
- каждое предложение, это нервное напряжение
- каждое предложение, это принятие худшего...
И худшее началось задолго ДО войны...можно верить или не верить, но бывают люди, которые приходят в наш мир ненадолго, и как будто они сами это знают... Эти люди чаще всего оставляют глубокий след в жизни тех людей, с которыми они успевают соприкоснуться, потому что каждое соприкосновение - это эмоциональный взрыв, который необъясним. Такие люди остаются в сердцах тех, кто их знал, и продолжают покорять новые, будучи уже неживыми.
Такие люди оставляют наследие в потрепанных чемоданах:
Здесь вся моя жизнь.