Эпохальная, противоречивая личность в истории политической мысли и PR, Эдвард Бернейс (1891–1995) первым предложил научный метод формирования и манипулирования общественным мнением, которому дал название «инженерия согласия», ставшее теперь известным. Во время Первой мировой войны он активно работал в Комитете общественной информации (CPI), влиятельном пропагандистском аппарате, призванном «показывать, рекламировать и продавать» эту войну американцам – как войну, которая «сделает мир безопасным для демократии». CPI стал прообразом маркетинговых стратегий будущих войн.
Применяя методы, усвоенные в CPI, а также некоторые идеи Уолтера Липпмана, Бернейс стал ярым сторонником пропаганды как инструмента демократической и корпоративной манипуляции народом. Сенсационная книга «Пропаганда» (1928) раскрывает его пугающе прозорливое видение пропаганды как способа управления коллективным сознанием в самых разных областях, включая правительство, политику, искусство, науку и образование. Читая эту книгу сегодня, мы с ужасом осознаем, во что превратились современные институты власти и бизнеса, если говорить об организованной манипуляции народом.
Прекрасный претендент на звание "самая скучная книга ... (месяца, года, десятилетия)". Огромное количество списков, цитат, исторических фактов только портит дело. Автор клеймит штампы и поверхностное мышление, и сам грешит этим на каждой странице. По сравнению с отличной книгой Аронсона и Протканиса "Эпоха пропаганды" это какой-то детский лепет.
Для работы, претендующей хоть на какую-то научность, книга безобразно структурирована. Сплошные рассуждения вокруг и около, сильно напоминающие обычную демогогию, америкоцентричность, намеренно усложненный язык (что часто является свидетельством того, что автор сам плохо понимает, что же он пишет), и главное - очень приблизительное представление о психологии, в том числе и социальной. Автор напоминает обезъяну, которая сидит в клетке и знает, что получит банан, если нажмёт на кнопку. Вот про эту кнопку он другим обезъянам и рассказывает.
Дальше кнопки жизни нет.
Прекрасный претендент на звание "самая скучная книга ... (месяца, года, десятилетия)". Огромное количество списков, цитат, исторических фактов только портит дело. Автор клеймит штампы и поверхностное мышление, и сам грешит этим на каждой странице. По сравнению с отличной книгой Аронсона и Протканиса "Эпоха пропаганды" это какой-то детский лепет.
Для работы, претендующей хоть на какую-то научность, книга безобразно структурирована. Сплошные рассуждения вокруг и около, сильно напоминающие обычную демогогию, америкоцентричность, намеренно усложненный язык (что часто является свидетельством того, что автор сам плохо понимает, что же он пишет), и главное - очень приблизительное представление о психологии, в том числе и социальной. Автор напоминает обезъяну, которая сидит в клетке и знает, что получит банан, если нажмёт на кнопку. Вот про эту кнопку он другим обезъянам и рассказывает.
Дальше кнопки жизни нет.
Книга вышла в 1928 году, т.е. ей недавно стукнуло 90. И то, что в ней написано, почти не устарело.
Эдвард Бернейс рассказал о распространении идей в демократическом обществе.
Ясно, что идеи распространяет не любой человек, а только некоторые. И делают они это с учётом интересов определённых групп. А групп тех видимо-невидимо: от ассоциации каких-нибудь владельцев собак до транснациональных корпораций и политических движений.
«Я обязан идти за людьми. Разве я не вождь им?», сказал как-то Дизраэли.
А вот и нет! Вождь должен формировать общественное мнение или даже создавать соответствующие группы интересов, внутри которых он и будет распространять идеи так, чтобы люди воспринимали их своими.
А как? А с помощью пропаганды:
Сознательная, осмысленная манипуляция привычками и мнением масс – важный элемент демократического общества. Те, кто контролирует эти невидимые механизмы общества, представляют собой тайное правительство, которое и управляет нашей страной.
"Наша страна" -- это для Бернейса США, но относится его мысль к любой демократической стране. (В автократическом государстве ничего такого не нужно, там всё зависит от вождя -- непосредственно и напрямую.)
По словам Эдварда Бернейса, пропаганда впервые возникла во время мировой войны и распространилась на все стороны жизни. Жизнь же усложнилась, и разного рода заказчики:
ощутили потребность в специалистах, которые могли бы научить их понимать общественность и создавать собственный образ, благоприятно воспринимаемый общественностью.
Специалист такой называется консультантом по связям с общественностью, по-нашему пиарщиком.
Пропаганда, по идее Бернейса, должна служить благу общества -- и это главная его мысль. Пиарщик должен неустанно изучать, чего хотят те или иные группы потребителей товаров и информации, какие шаги требуется предпринять, чтобы сблизить интересы отдельных людей, групп и бизнес-структур. При этом:
Как профессионал консультант обязан быть честен. Нужно повторять снова и снова: его работа заключается не в том, чтобы обманывать общественность или водить ее за нос. Если консультант заработал подобную репутацию, его карьере наступает конец.
Очевидно, что это не всегда так. Сплошь и рядом мы видим, что пиарщики как раз-таки обманывают общественность и водят её за нос (как тут не вспомнить Ставрогина?), и их карьера от этого и не думает ломаться. Ясно, что Эдвард Бернейс был большим идеалистом.
Первая часть книги посвящена пиару в бизнесе. Эта часть очень нетривиальна и убедительна. Бернейс показывает большое количество неочевидных связей, существующих в мире. Например, если снизить стоимость перевозки багажа в транспорте, то это повысит продажи чемоданов.
Также он описывает множество успешных пиар-кампаний.
Вот одна из самых ярких. Для увеличения продаж компания Procter and Gamble организовала общенациональный конкурс скульптур из мыла определённого сорта. К конкурсу привлекли экспертов художественного мира, устроили выставки и мастер-классы в известных музеях и галереях и т.д. и т.п. Получилось интересно и полезно. Не только для победителей, получивших призы. И не только для Procter and Gamble. Для всех. Для общества. Множество людей разного возраста приобщилась к искусству, впервые в жизни посетило художественную галерею и что-то хорошее сделало своими руками.
В бизнесе всё остаётся и сегодня примерно на уровне 90-летней давности. Можно брать и применять любую рекомендацию Эдварда Бернейса -- она сработает.
Остальная часть текста говорит о применении пиар-методов во всех прочих областях жизни. Во многом изменения налицо, и видно, что достигнуты они именно средствами, которые предлагает Бернейс.
Методы же всё те же, что предлагались для бизнеса и торговли. Думаю, это не всегда оправданно, но во многих случаях да, даёт ощутимый результат.
Механика пропаганды, используемые ею технические средства, внешне сильно изменилась, но по сути остались теми же. Разве что интернет занял место радио, а газеты практически сошли со сцены.
Кое-что в книге стало непонятно за давностью лет:
Было время, когда решения по крупнейшим политическим вопросам диктовал правительству страны один-единственный человек, Марк Ханна. А ведь был еще и Симмонс, который несколько лет подряд успешно командовал миллионами людей, опираясь на нетерпимость и насилие.
...
Отказавшись от практики барашка в бумажке, мы повысим репутацию американских политиков.
Кто эти люди? Что это за практика?
Не знаю, да и бог с ними. Думаю, те, кого это непосредственно касается, смогут при желании узнать. Я же читал эту книгу из чисто спортивного интереса и потому выяснять не стал. Да и в целом книга для меня ближе к концу стала скучновата.
Однако сегодняшним и будущим рекламщикам и пиарщикам несомненно следует знать идеи Эдварда Бернейса близко к тексту.
Книга написана 90 лет назад, и уже в то далёкое время, пропаганда (распространение информации) имела широкое применение как в политической, так и в коммерческой сферах деятельности! И не только!
Пропаганда является неотъемлемой частью жизни делового общества, она повсюду! А её влияние и в наше время невозможно переоценить! Автор подчёркивает что необходимо осуществлять контроль, за тем чтобы пропаганда была добросовестной и правдиво отражала информацию, которую организация пытается донести до конкретной группы! Ведь только открытая и честная информация способна помочь взаимодействию и быть выгодной для обеих сторон!
Билл Гейтс, Стив Джобс, Илон Маск и Марк Цукерберг стали пророками цифрового века, так же как Генри Форд, Фредерик Тейлор и наши Демидовы – индустриального. Мысль о том, чтобы ассоциировать продукты с идеализированными образами их создателей не нова. Эдвард Бернейс в своей «Пропаганде» 1928 года описал все трюки и уловки производителей (в самом широком смысле слова), направленные на манипуляцию мнением масс. Он честен, и прямо говорит о том, что цель механизмов формирования общественного мнения – убедить людей потреблять идеи, товары и услуги, которые считает «правильными» интеллектуальное меньшинство. Как бы там ни было, но становятся понятными истинные мотивы создателей фильмов вроде «Социальная сеть», «Стив Джобс», книг из разряда «Как достичь успеха» и т.п. Помимо того, что создатели сеют зерна иллюзий о том, что все могут стать такими же богатыми, успешными и т.д. и т.п. на благодатную почву неокрепшего мозга обывателя, так они еще и скрыто продвигают бренды этих самых успешных людей.
Отец PR говорит о том, что подобная пропаганда – обязательное условие существования общества, ибо она направляет мысли толпы в «нужное» русло. Отдает фашизмом, не правда ли? Современный человек имеет достаточно возможностей – интеллектуальных, материально-технических, для того, чтобы самому выбирать. Выбирать одежду, еду, место жительства, хобби, работу, машину, книги, музыку и любовь наконец! Может быть, ницшеанский сверхчеловек – утопия, но пребывание в счастливом неведении ужасно и стыдно для общества 21 века.
"Мы находимся под массированным воздействием, задача которого - овладеть нашими умами в интересах какой-либо стратегии, товара или идеи."
Книга выветрилась, как бутылка алкоголя на следующее утро после вечеринки. Возможно, в те времена книга была крайне актуальна и я вполне допускаю, что многие корифеи маркетинга и менеджмента XX века многое подчерпнули из этой книги. Однако для XXI века, в ней нет необходимости.
Во-первых, книга мне показалась довольно пустой, т.к. главная идея высказывается только в самом начале, на первых 40-50 страницах. Дальше - ничего путного. Возможно, что-то можно было выудить из деталей, но.…
В любом случаи, главная идея такова: люди узнают о своём мнении (или как писал Виктор Пелевин, «о том, что думают») из телевизора/радио/газет/журналов/местных политиков/активистов и так далее. В маркетинге, это называется «лидеры мнений», т.е. люди к которым прислушиваются основные массы. Ведь простые люди не создают, к примеру, сегодняшнюю моду, но они её получают от, например, знакомых (чьему вкусу они доверяют), а те в свою очередь – из журналов мод. Цепочка может быть разной, но суть одна: подцепи одного и ты подцепишь тысячи или даже миллионы. А это в свою очередь означает, что основное усилие нужно направлять не на все эти миллионы, а на строго определённую небольшую группу людей (лидеров мнений). Вот, собственно, и вся идея книги, которую лично я нашёл. Далее автор лишь приводит многочисленные примеры в таких главах как: пропаганда в бизнесе; пропаганда и политическое лидерство; женские активистские движения и пропаганда; пропаганда и образование и так далее.
В целом, для тех, кто интересуется подобным материалом, я бы посоветовал современную литературу по PR. Даже те главы в знаменитой книге Ф. Котлера «Маркетинг. Менеджмент» будет достаточным для понимания сути PR. За более детальной информацией можно обратиться к таким книгам как «Паблик рилейшенз для "чайников"» Эрик Явербаум; «Расцвет PR и упадок рекламы» Эл Райс, Лора Райс; «Паблисити: жми сюда» Э. Гартон; «Моя жизнь в рекламе» и «Научная реклама» Клод Хопкинс.
«Когда пропасть между интеллектуалами и рабочим классом слишком велика, – пишет историк Бокль, – первые не будут иметь влияния вовсе, вторые же от этого отнюдь не выиграют». В нашей сложной современной цивилизации мостиком через эту пропасть становится пропаганда.
Учитель видит, что в окружающем его мире учитываются лишь те объективные цели и достижения, которые одобряются американским обществом. Учителю платят мало или очень мало. Оценивая себя по общепринятым стандартам, он не может ощущать некую неполноценность, поскольку его собственные ученики постоянно сравнивают своего наставника с успешным бизнесменом и с успешным лидером из мира за стенами школы. Таким образом, наша культура подавляет и принижает работников образования. Изменить ситуацию извне при текущем положении дел невозможно – для этого требуется, чтобы общественность изменила свои критерии успешности, однако в ближайшем будущем подобное маловероятно.
… всеобщая грамотность дала человеку не разум, а набор штампов, смазанных краской из рекламных слоганов, передовиц, опубликованных научных данных, жвачки, желтых листков и избитых исторических сведений – из всего, чего угодно, но только не из оригинальности мышления. У миллионов людей этот набор штампов одинаков, и если на эти миллионы воздействовать одним и тем же стимулом, отклик тоже получится одинаковый.
Огромным потенциалом в области пропаганды обладает современное американское кино. Оно является прекрасным средством распространения идей и взглядов.
Но всеобщая грамотность дала человеку не разум, а набор штампов, смазанных краской из рекламных слоганов, передовиц, опубликованных научных данных, жвачки, желтых листков и избитых исторических сведений – из всего, чего угодно, но только не из оригинальности мышления.