Объективный факт состоит в том, что шах Мохаммед Реза Пехлеви в силу исторического случая правил в отпущенный ему историей период в древней стране в населением более 30 млн. человек, где шли процессы развития в соответствии с объективно существующими законами жизни человеческого общества. Однако до конца своей жизни шах, по всему видно, не понимал, какие силы двигают развитием общества, поэтому он и не понял, почему его свергли.
Действительно, прямые указания шаха выполнялись, казалось, беспрекословно. Но... Жизнь все-таки шла своей дорогой, часто помимо воли шаха.
"Скажите, пожалуйста, - спросил он однажды, - есть ли в Советском Союзе бюрократизм и волокита, и если есть, то как вы с ними боретесь".
Я со вздохом ответил, что, к сожалению, такие печальные факты имеются. Эффективной мерой борьбы могло бы быть привлечение народа, общественности к контролю за деятельностью аппарата учреждений, против явлений бюрократизма и волокиты. почему бы вам не попытаться привлечь народ к делу контроля, например, за соблюдением лавочниками установленных правительством розничных цен на товары первой необходимости?
Шах, помолчав, заметил, что для Ирана этот способ не годится, он лучше будет усиливать "шахскую инспекцию", наделять ее еще большими полномочиями.
"Они же вас боятся, - откровенно говорил он. - Что же НАТО может противопоставить вам - длинноволосых голландских солдат-наркоманов?"