Рецензии на книгу «Вторжение. 22 июня 1941 года» Алексей Валерьевич Исаев (Доктор Гильотен)

«Когда начнется «Барбаросса», мир затаит дыхание и потеряет дар речи!» – так говорил Гитлер. А после разгрома Франции фюрер заявил: «Поверьте мне, в сравнении с этим кампания против России будет детской игрой». Однако первый же день войны против СССР показал, как он ошибался, – уже 22 июня 1941 года гитлеровцам пришлось признать: «Противник упорно и храбро сражается до последнего. О перебежчиках и сдавшихся в плен не сообщается. Бои гораздо серьезнее, чем во время Польской и Западной кампании…» ...
metaloleg написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Самый длинный день


Немецкие егеря из 101-й легкой пехотной дивизии осторожно идут по мосту через Сан в Перемышле мимо убитых советских пограничников. 22 июня 1941 года.

Прежде чем перейти к книгам о "Тайфуне" и Битве за Москву немного вернулся назад по хронологии, благо вышла новейшая книга Алексея Исаева о 22 июня 1941 года. Она стала как описанием и так хорошо известного, так и осветила многие незнаменитые эпизоды первого дня войны. Автор поставил задачу показать на всем фронте - от границы около Паланги в Литве у побережья Балтики до Перемышля на юге - как начались и развивались военные действия с первыми залпами в 4.05 по московскому времени и до окончания дня. На земле, в небе и на аэродромах, и чем были заняты ВМФ, как ситуация виделась из штабов обеих сторон, и как начали свое выдвижение к фронту части в глубине. Книга является как бы второй версией аналогичного труда 2008 года . 22 июня. Черный день календаря, написанного в соавторстве с Артемом Драбкиным, но не в коем случае не является переизданием ее, а представляет целиком переписанное почти с нуля исследование, хотя и попадаются цельные пассажи из трилогии о Пограничном сражении.

В целом для меня книга разделилась на две части. Одну из них можно условно назвать "повторением пройденного", но как бы с углубленным изучением, ограниченность хронологии только одним днем позволила более подробно и пристально посмотреть на действия обеих сторон. Обычно первые дни войны описываются прежде всего с точки действия подвижных частей обеих сторон, и особенно немецких танковых и моторизованных дивизий, как творцов блицкрига. Поэтому главное внимание исследователей всегда привлекали действия четырех танковых групп с севера на юг. Отдельно в книге представлены и они: бросок LVI корпуса Манштейна из 4-й ТГр на 60 км вглубь советской территории, выход 3-й ТГр к Алитусу и одновременная ошибка командования советского СЗФ с переброской советской танковой части от этого города. Неспешный старт 2-й ТГр Гудериана застрявшей на мостах через Буг и дорогах, и ошибка Павлова, уведшего 6-й мехкорпус ради контрудара под Гродно и освободившим немцам путь на Минск. Тут, кстати, автор еще использует свои давние наработки по диверсантам "Бранденбурга", которые в полосе главного наступления немцев захватили стратегический мост на Муховце, столкнулись с ожесточенным сопротивлением безвестных бойцов НКВД из охраны или группы армейцев, и сочли недостойным умирать во имя удержания плацдарма, уехав обратно на запад с обидой, что их не поддержали... А мост советские части тут же уничтожили. И практически обошедшееся без танков наступление группы армий "Юг", когда командование колебалось с введением в бой танковых частей практически до полудня, ожидая когда пехота прогрызет пограничные укрепления. И ответные действия командования КоВО, разобравшееся в ситуации лучше других округов. Лейтмотивом всей книги, кстати, стали бои немецкой пехоты за укрепления, возводимые на линии границы, часто еще недостроенные, недовооруженные или незамаскированные. Некоторые из них держались весь тот долгий день.

Новым для меня стали описания боев в стороне от главных направлений. Оказавшаяся между двух танковых групп немцев 11-я советская армия на Каунасском направлении против пехоты 16-й немецкой армии. Конспект по Брестской крепости, уже совершенно необязательный для меня после трудов Алиева. Бои в Полесских болотах с загадочным разведрейдом на польскую территорию неизвестных советских солдат из 62-й стрелковой дивизии. Ну и самое интересное - сражение во Львовском выступе с одновременным разбором легенд еще советской историографии. В предыдущей книге Дубно-41 по юго-западному направлению автор разбирал прежде всего действия подвижных частей обеих сторон, так что к теме Равы-Русской и Перемышля Алексей обращается видимо впервые. Раздел по авиации за исключением Прибалтики в целом кажется перешедшим из других книг практически неизменным. А флот только начал боевые действия, и все потери и достижения будут позже.

В целом, книга является хорошим промежуточным трудом между исследованиями о предвоенной ситуации в Европе с разработками "Барбароссы" и собственно пограничной трилогии Алексея Исаева об Украине-41, Прибалтике-41 и Белоруссии-41 .

mosquites написал(а) рецензию на книгу

Алексей Исаев пишет быстрее, чем я читаю. У него уже Котел Хубе вышел, а я только начал Крым. Правда вот прочитал Вторжение. Первая книга, которую читал сопоставляя текст с картами из Атласа победы. Сама идея описывать не конкретную операцию/сражение, а временной отрезок - отличная. Это вообще, имхо, очень благодатная тема в истории: рассматривать события в параллели, иногда весьма неожиданные вещи вылезают. Так и здесь перед тобой с севера на юг разворачивается картина начала войны. И везде по-разному. Конечно, с очень многими общими чертами, но везде со спецификой, причем как с нашей, так и с немецкой стороны. Очень интересно.