Когда мир можно объяснить удобной схемой, очень не хочется отказываться от неё и искать какие-то сложные и ненужные в повседневной жизни решения.
Для меня стало неожиданностью полное отсутствие подростков среди персонажей. На впечатления от книги это нисколько не повлияло, но примерно до середины ждала, что они появятся.
Научная фантастика о человекоподобной рассе, уничтожившей при помощи ядерного оружия всю свою планету. Через год после трагедии туда направляется космический корабль с нашими и инопланетными учеными с целью попытаться возродить жизнь. Для этой цели используется специальный аппарат для оживления мертвых. И все у них начало налаживаться, но цивилизации так просто себя не уничтожают. Всегда найдутся умники подготовившие для себя пути к возрождению своей власти. Все закономерно, конечно, но так жаль, что даже в книге не получается прочитать про мир без войн.
Хороший пример крепкой советской фантастики
На Земле уже давно идеальный мир. Никаких войн, мир-дружба-любовь, высокоразвитое общество и контакты с другими цивилизациями. А вот на планете Муна произошло самоистребление. Муна по своим характеристикам до боли напоминает нашу нынешнюю Землю. Жители уничтожили друг друга, планету покрыло радиоактивное облако, в общем, все плохо. И вот обычный транспортный корабль «Сегежа» отклоняется от своего маршрута с тем, чтобы попытаться найти на этой вконец убитой планете хоть какие-то тела погибших, ибо есть уникальная конструкция дружественной цивилизации, позволяющая этих убитых воскрешать. Вот постепенно исследуя планету находят то одного, то другого, возвращают к жизни и пытаются понять, что же там произошло. И вот уже образуется колония оживленных и явно все идет к созданию нового, абсолютно бесклассового, прекрасно устроенного общества. Но не все так просто и местная военщина все еще бряцает оружием…
Всего в книге в меру – и юмора, и романтики, и героизма. Идеальная космическая фантастика 60-70-х. А сейчас – только уважение к автору держало. И понимание того, что это его первый фантастический роман, а еще впереди много хорошего. Иначе бы не стала дочитывать.
Моё знакомство с Булычевым как с автором не только детских книг началось сравнительно недавно. Но весьма успешно.
Экипажу корабля "Сегежа" предстоит принять на своём борту двух новых членов экспедиции - корон, жителей другой планеты. Вместе с ними, прервав запланированный полет на Плутон, они полетят на мёртвую планету. В результате войны и радиации год назад на ней погибло все живое. Экспедиция летит с целью найти останки и с помощью изобретения корон воскресить людей из мёртвых. Но трудно быть Богом. Как узнать, заслуживает ли человек второго шанса на жизнь? Не приведёт ли его воскрешение в дальнейшем к новой войне?
Пожалуй, самым интересным моментом для меня были поиски первых дней на планете. Первое оживление, дальнейшая работа по реабилитации и возвращению к жизни - не только людей, но и животных, растений. Не обходится и без трудностей, когда на земле мёртвой планеты во время поездки в сад в поисках образцов растений доктор Павлыш находит след...
Обязательно продолжу знакомство с этим замечательным циклом. Радует, что моё чтение не по порядку никак не влияет на понимание сюжета.
В детстве советская фантастика прошла как-то мимо меня. Стругацкие,Беляев..А вот Булычева я не читал. И мультик про Алису не смотрел(не знаю как так вышло). Как оказалось зря..не читал.)
Недавно приобрел его сборник повестей в шикарнейшем оформлении(об этом в следующем посте) и проглотил залпом роман "Последняя война". История о спастельной экспедиции землян на планету,погибшую в результате ядерной войны. Мрачная,на первый взгляд,окружающая обстановка описывается настолько тепло,солнечно и с юмором, и ты вскоре понимаешь,что все будет хорошо,и ты хочешь чтобы все было хорошо,и планета оживает и злодеи погибают! Ведь по-другому и не бывает)Очень летняя книга!
Несмотря на то, что Кир Булычев (Игорь Можейко) был вторым по величине фантастом после братьев Стругацких в Советском союзе, пропасть, их разделяющая, и тогда, и сейчас достаточно велика. Возможно, это связано с тем, что их книги ориентированы на разную аудиторию. Булычев в большей степени писал для подростков. В «Последней войне» (роман 1967 года) автор поднял тему конфликтов с применением ядерного оружия. Хотя на момент написания книги со времени последнего массового использования такого оружия прошло уже больше двадцати лет, память об этом была более чем жива. В СССР и США продолжается холодная война и гонка за наращивание атомного вооружения. Состояние тревожной готовности к третьей и последней войне так и витает в воздухе и служит в своем роде почвой для появления истории планеты Синей, где атомная война уже случилась и закончилась вполне закономерно — стопроцентной гибелью всего населения.
Роман «Последняя война» входит в условный цикл произведений о докторе Павлыше, путешествующем на космическом корабле «Сегежа». Я говорю об условности, так как персонаж, собственно, ни в одном романе толком не раскрывается и не играет ключевую роль (сборники рассказов и повестей я еще не перечитала, они пока в планах). Итак, «Сегежа» получает предписание отправиться на погибшую планету Синяя вместе с коронами (прямоходящие разумные земноводные(?) и их аппаратом по оживлению людей, дабы спасти планету, ранее населенную представителями разумного вида.
В целом роман очень наивный и в плане фантастических описаний достаточно далекий от каких-либо претензий на актуальность сейчас, в 2019 году, и я думаю, что представления о многом устарели уже в течение десяти-двадцати лет после выпуска романа. Но, насколько я понимаю, Булычев и не преследовал своей целью быть новатором в научном плане (но не могу не вспомнить про Артура Кларка и его «Лунную пыль», написанную в 1961 году, которая до сих пор еще хороша в плане фантастических деталей), целью автора было именно обыграть возможный конец планеты Земля в свете противостояния двух самых мощных на тот момент держав. В первой половине книги достаточно много времени уделено этим рассуждениям о том, что цивилизованные люди в своем развития всегда проходят этап угрозы всеобщего уничтожения, но они его преодолевают. И есть ли смысл оживлять людей, которые сами не смогли сохранить жизнь? Постепенно встают вопросы и о моральности оживления или неоживления некоторых представителей расы. Очень интересно наблюдать за изменениями мышления жителей планеты Синяя и достаточно высоконравственных членов экипажа «Сегежи». Встает и тема того, что иногда силе можно противопоставить только силу. Тут, кстати говоря, и вступает Павлыш – он быстрее всех адаптируется к таким условиям, чем вызывает недоумение у некоторых членов команды, ведь агрессия уже считается атавизмом. Но, к моему сожалению (это я про сейчас, подростком, думаю, я была довольна) вторая часть книги скатилась в войнушку с достаточно карикатурными злодеями и быстрым сворачиваем вооруженного конфликта. А вот конфликт психологический остается открытым — и для экипажа «Сегежи», и для читателя. Это уж вы решайте сами, какой путь вам ближе.
Книгу эту я оценила высоко, в большинстве своем из-за моей давнишней любви к автору, и еще в большей степени на контрасте с современными фантастическими произведениями. Эта история не пытается быть чем-то большим, чем она должна быть, это фантастический роман (если быть точным, «мягкая» (гуманитарная) научная фантастика» (с) fantlab), ровная, гладкая, и да, наивная, но зато вам не придется ломать голову, придумывая, к какому же жанру ее отнести. Открывая книгу, вы получите именно то, чего ждете. Мне кажется, эту историю (да любую историю!) очень интересно читать, оглядываясь на то время, когда эта книга была написана — тогда она воспринимается не как рядовая история о космических путешествиях, а как попытка автора осмыслить происходящее вокруг него.
Покорение космоса доступно только тем, кто уже отказался от войн.
При чтении "Последней войны" словил ту чудесную наивную веру в дружелюбный космос, что у меня ассоциируется с восприятием мира во времена СССР. Возможно, это какая-то неверна ассоциация, но почему-то кажется, что в те дни, когда человечество только начало осваивать космос, оно искренне верило, что иные цивилизации встретят нас с распростертыми объятьями, что они будут умны и мудры и развиты настолько, чтобы нести эту мудрость другим. Если честно, временами и правда хочется верить в нечто подобное. А еще хочется, чтобы человечество (и отдельные его представители, которые решают судьбы большинства) поняли простую истину, что вынесена в эпиграмму к рецензии.
Однако даже сделанные скидки на время написания произведения, не помогли мне насладиться этой вещью. Возможно, сейчас у меня не период наивности, скажем так, и потому истории, где есть благородные герои и герои-трусы, но нет сложных личностей или внутренней борьбы, кажутся скучными.
Начать читать книгу было сложно еще из-за того, что, насмотревшись зарубежных сериалов на тему космических путешествий, я был не готов встретить на корабле чисто советскую буфетчицу тётю Милю, и почти до самого конца этот персонаж вводил меня в ступор.
История Муны, увы, не зацепила меня, хотя должна была. Но думаю, здесь виною были именно четкие полюса "хорошие" и "плохие". Причем мне было куда интереснее проследить за "плохим" Ранмаканом, если бы ему дали возможность перевоспитаться, чем за хорошими героями, которые, конечно, благородны (даже настолько, что не хотят жить без погибшей жены и помочь возродить планету, ага). Однако автор не преследовал цель показать возможную перемену в сознании людей, поэтому среди выживших не осталось радикальными приверженцами старого режима. Герои, конечно, объясняют это тем, что если неблагоприятное прошлое слишком близко, то оно может отравить настоящее, и все вернется на круги своя, но такой подход противоречит идее Галактического Центра не вмешиваться в ход развития цивилизации. Миссия "Сегежи" была в восстановлении населения Муны, а на деле они все-таки сделали выборку. Отчасти, оно и понятно: обидно было бы, если бы жители возрожденной планеты не воспользовались помощью и
погубилипросралисвернутьвложенные в них усилия. Однако, как на мой взгляд, нельзя считать, что они действительно усвоили урок. Ладно, может быть, я слишком придираюсь, но мне хотелось бы больше именно про изменения в сознании людей, а не наблюдение за ними с точки зрения более продвинутой цивилизации.
Но не только это смущало меня в книге. На самом деле больше огорчали всякие неточности, которые были не отредактированы, и они несколько странные в такой небольшой книге. Неточности в том, что автор забывал некоторые важные моменты или про то, как расположил героев. Например, двое героев должны были быть в скафандрах, но один из них умудрился обжечься (ладно, прожгло скафандр) и потом дул (как, в скафандре и шлеме?!) на руку. Или в другом эпизоде один персонаж вроде как находился в кают-компании на собрании, а потом оказался у входа в корабль и вроде как только там и был все время.
А еще я так и не понял, почему радиация распространилась по всей планете, если ядерным оружием владела только одна сторона, а вторая траванула врагов газом. И с временем тоже какие-то несостыковки: информацию о взрывах на планете получили год назад, но при этом другой персонаж умер до войны всего лишь за три месяца, когда войной все-таки еще не пахло, и получалось, что в сумме он умер год и три месяца назад. Выходит, война была такой быстрой?
В общем, книга скорее оставляла равнодушным, пока не добрался до "послесловия" - альманаха. Внезапно, но эта часть оказалась самой душевной, хотя половина историй оттуда - пересказ известных сказок на космический мотив, но пересказ получился милый. За эту часть книга получает на ползвездочки больше, чем думал поставить изначально.
Читая романы Булычёва, я как будто возвращаюсь в детство, хотя это и не детская книга. Просто я заранее знаю, что в целом все будет хорошо, хотя без жертв не обойдётся. Но все повествование мне будет комфортно, меня не ошарашат ни языковыми вывертами, ни ломкой сознания по ходу сюжета. Иногда от этого немного скучно, но, несомненно, уютно, как в старом мягком кресле, где знаешь каждую вмятинку.
Плюсом романа для меня был и главный герой, Павлыш. Впрочем, в этом романе его ещё нельзя назвать главным. Но герой мне помнится по роману "Посёлок" и давно уже зрело желание прочитать весь цикл. А это как раз первый в нем роман.
В сюжете автор ввел нашим героям весьма приличную поблажку, он подарил или аппарат, способный оживлять убитых. Правда, при условии сохранения материи, но все же. В технические тонкости он не вдавался, а несколько моментов требовали бы дополнительных пояснений. Но оставим это. Итак, вооруженные этим аппаратом, наши герои прилетают на планету, где жили очень схожие с нами, людьми, создания. Отличия минимальны - 4 пальца, разрез глаз или форма носа. Но, увы, разразилась ядерная война (актуальная на момент написания романа проблема) и все погибли. Теперь, с помощью аппарата, есть шанс цивилизацию возродить. Стоит ли давать планете, уничтожившей себя, второй шанс? Как проведут себя отдельные люди? Ведь по сравнению с эпохой космических путешествий, люди атомного века предстают практически дикарями по морально-этическим соображениям. Многие слишком привыкли к определенному складу вещей: кастам, войне, голоду. Но, может, удастся их и перевоспитать, из уцелевших создать новое общество, на новых началах? Пришельцы дружелюбны и готовы помочь с предметами первой необходимости. Но тут на горизонте появляется и другая, нежданная сила. Все может начаться сначала. Кто победит? И насколько имеет право земная цивилизация вмешиваться во внутренние дела другой планеты?
Кир Булычев мой любимый писатель еще с детства. Книги про Алису Селезневу проглатывались мной на одном дыхании и перечитывались по многу раз. Но книга "Последняя война" открыла для меня совсем другого Кира Булычева. Здесь он тот же фантаст, но затрагивающий более глубокие темы человеческих взаимоотношений. Победа над атомом (в полном смысле этого слова) одной цивилизации, и неспособность сдержать его разрушающую силу, другой. Знание атома дает человеку большой шаг в развитии цивилизации, практически безграничную энергию, которую можно использовать для технического прогресса. Но атом будет очень жесток к тем, кто неспособен держать в своих руках собственные амбиции, гнев, гордыню и желает владеть всем. Две похожие цивилизации и две разные истории их жизни: благополучная у одной, и трагически закончившаяся у другой... Утешает лишь то, что автор дал шанс на возрождение тем, кто пошел по неверному пути. Жаль, что в настоящей жизни такого не бывает:(
Книга мне очень понравилась: интересный сюжет, держащий в напряжении, немного юмора и возможность подумать. Конечно же ей я ставлю 5/5 баллов и рекомендую к прочтению.
Все больше прихожу к выводу, что атмосфера советской фантастики сильно отличается от западной. Конечно, первое и главное отличие - наше "светлое будущее". И не важно подчеркивается ли это на каждой второй страницы как в «Великом кольце» или только служит фоном, как в «Приключениях Алисы» (этот же роман находится где-то посередине). Отсюда вытекают и другие, более мелкие отличия - герои, проблемы, с которыми они сталкиваются, планеты с более низким уровнем развития (в первую очередь, в социальном плане), так похожие на наш сегодняшний мир. Но от этого наши романы не становятся менее интересными, разве что могут показаться современному читателю слишком утопичными.
«Последняя война» в этом плане не исключение. Приключения захватывают, действия аборигенов вполне обоснованы: как тех, кто принял мир, предложенный землянами, так и тех, кто мечется между старым и новым. Читать другие части этого цикла я буду обязательно.
Так что книгу можно смело рекомендовать для знакомства с отечественной и вообще хорошей научной фантастикой.
Ну что, ребят? Мир снова сошел с ума! А, может, никогда и не приходил в себя?
История, написанная в 1970 году так актуальна в 2018, что хочется с криком: "Остановите Землю, я сойду!" запрыгнуть в "Сегежу" и рвануть на Титан. Только запрыгивать некуда, космические корабли бороздят просторы вселенной только в воображении Илона Маска.
Сюжет повести прекрасен, но я не смогла его прочувствовать, потому что страшно такое чувствовать здесь и сейчас, когда вымысел автора в любой момент может стать реальностью. Но в этой повести есть два великолепных в своей реалистичности героя, которых надо обязательно упомянуть (даже если отзыв окончательно перестанет походить на логичный и продуманный). Это Ранмакан, готовый предать из-за страха перед властью, и генерал Вапрас, готовый погубить всех лишь бы у руля этой власти остаться.
Уже не помню, с какой книги началось мое увлечение произведениями Булычева в детстве, но накрыло оно по самые уши. В подтверждение тому прочтение всех книг автора, которые отыскались в нашей сельской библиотеке ("Поселок" отыскался только наполовину, поэтому на помощь пришлось призвать библиотеку бабушки), отчаянное "Мама, купи!", вылившееся в произведения об Алисе Селезневой, стоящие на книжной полке, досада и злость на нехватку часов русской литературы (мы не успели пройти Булычева, не успели, понимаете?!). А еще мне на тринадцатилетие папа подарил огромную книгу с творениями любимого автора, и только сейчас, оказавшись дома и взявшись за написание рецензии, я сделала маленькое открытие: это цикл произведений о Павлыше. И "Последняя война" там тоже есть (а я в электронке читала!), но в книге нет рассказов из альманаха, и это огромное упущение, ибо именно они наскребли оценку на четыре звездочки. Сейчас объясню, в чем тут дело.
Применяя свое умение производить нехитрые математические расчеты, я обнаружила, что "Последняя война" была написана Игорем Всеволодовичем в возрасте двадцати шести лет от роду. Это первое серьезное произведение автора в плане объема и поднятой темы, отсюда вылилась сырость, недоработанность, несмелость первых шагов по огромному фантастическому миру. Наивность высказываемых мыслей настолько яркая, что роман, не предназначенный младшему школьному возрасту, к таким читателям и тянется, но не способен быть ими понятым из-за сложного для детей языка и глобальности очерченной проблемы. И персонажи, поминутно "кричащие", что они хорошие или плохие, раздражают своей чистой отрицательностью либо чистой положительностью. Вот и превращается "Последняя война" в синтез Алисы и Павлыша, с которым знакомиться стоит только ради общего развития. И ради альманаха. Вот та самая вещь, которая вытащила книгу. И если вам попадается издание без этого приложения, обязательно найдите его и познакомьтесь, не пожалеете. Переработанные сказочные сюжеты не посягали на глобальные проблемы человечества, они просто приобретали что-то космическо-бытовое, превращаясь в интересные рассказики, авторов которых не всегда удавалось правильно вычислить. Ну и проскакивают мыслишки, что именно альманах - предшественник произведений о городе Великий Гусляр, там много космическо-бытового.
С Павлышом я познакомилась в школе, встретив его в "Поселке". И никаких непоняток из-за того, что этот роман не первый в цикле, не возникло. Возможно, так со всеми произведениями о докторе. И ничего страшного не случится, если вы проигнорируете "Последнюю войну".
З. Ы. Хоть кто-нибудь "Кудараускас" полностью читал? Или только у меня "Кудаскас"?