Меня всегда завораживал подводный мир. Я с упоением читала и перечитывала в детстве «20 тысяч лье под водой», не пропуская ни строчки о чудесах океана, которые открывались с борта "Наутилуса", смотрела документальные фильмы об экспедициях Жака Ива-Кусто, а потом – "Титаник", больше привлечённая масштабами съемок и подводными кадрами, чем историей Джека и Розы. Затем был "Санктум" того же Кэмерона, который, хоть и про пещеры, но подводные, с невероятной красоты съёмками. "В стране Ксанад благословенной..." Но я отвлеклась :)
Так вот при всём при этом я никогда не интересовалась, кто же помогал Джеймсу Кэмерону в съёмках и погружениях, хоть и видела BTS со съёмок "Титаника" и кадры с подводными аппаратами. Но информация, что голливудский режиссёр тесно сотрудничал с российской командой на аппаратах "Мир", прошла мимо меня. Посыпаю голову пеплом и исправляю столь досадное недоразумение. Тем более у книги так мало читателей на livelib! Сей факт стал критерием выбора в игре, но остаётся немножко грустным, потому что мемуары-то великолепные! Да ещё и с предисловием Джеймса Кэмерона, в котором тот высказывает своё глубочайшее уважение к Сагалевичу и всей его команде, тепло вспоминая о проведённых вместе экспедициях и восхищаясь мужеством, спокойствием и невероятной слаженностью российской команды.
Иногда в жизни нужно сделать что-то невероятное.
Язык книги несколько сухой и отрывистый, много внимания в начале отведено описанию конструкции "Миров", техническим задачам и бюрократическим сложностям, с которыми пришлось столкнуться при проектировании, построении и испытаниях аппаратов. А затем – эксплуатация, поиски финансирования в 90-х, приведшие к интересным сотрудничествам с компанией IMAX, а потом и с Джеймсом Кэмероном. Каждая глава – интереснейшая веха в истории научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) "Мир-1" и "Мир-2", чаще всего работавших в паре с борта научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Исследования гидротермальных полей на океанском дне, погружения к затонувшим атомным подводным лодкам "Комсомолец" и "Курск", съёмки затонувших "Титаника" (и организация туристических погружений к нему) и немецкого линкора "Бисмарк", поиски японской подводной лодки, погружение под толщу льда к северному географическому полюсу, работы на дне Байкала и Женевского озера... Всё это описано так подробно и захватывающе! А ещё я узнала, что человек, управляющий подводным аппаратом, зовётся пилотом.
Грустно, что в наше время "Миры" посчитали бесперспективными, лишили финансирования и перестали эксплуатировать, а когда Китай предложил свои ресурсы и участие российских учёных в экспедициях, то под предлогом, что те хотят выведать секреты аппаратов, которым, на минуточку, больше 30 лет, запретили этот совместный проект. И это при том, что "Миры" погружались на 6000 метров, а китайские конструкторы, консультируясь с автором книги и опираясь на его опыт, разрабатывают ГОА, которые будут погружаться на глубину до 11 км. И сам не ам, и другому не дам.
Люди в любом случае буду исследовать дно океанов, морей, озёр, таящих в себе столько загадок, будут строить эффективные глубоководные обитаемые аппараты, потому что, при всём стремлении отдать работу роботам и телеуправлению, в научных кругах понимают, что двигаться нужно в обоих направлениях, ориентируясь на задачи и профиль выполняемых работ. Жаль только, что в этих исследованиях российский вклад будет не так высок, как был раньше и мог бы быть дальше.
источник источник
Никаких сомнений в интересности исследований Анатолия Михайловича, в уникальности оборудования и технологий Миров быть не может. А вот в качестве текста книги... Мне кажется, автор сильно поспешил, опустив этап литературной обработки. В этом, как мне кажется и состоит, отличие наших ученых от американских режиссеров -- в умении подать себя. Даже совершив множество погружений, даже победив "систему", сначала в советское время, добившись изготовления уникальной техники на финских заводах, а затем в пост-советской России, сумев использовать Миры для исследований и обследований интересных подводных объектов, -- Сагалевич рассказывает об этом без интриги, как-бы мимоходом. Для коллеги, или для человека, представляющего хоть немного, чем занимаются океанологи, книга читается на одном дыхании, все недостающие детали берешь из головы. В конце остается только пожалеть, что в своей работе нам уже не совершить ничего похожего... А вот человеку, который читал много хорошей научно-популярной и художественной литературы -- остается лишь пожалеть, что текст вышел из типографии, ну... такой, какой есть. Как принято у нас собирать монографии -- с помощью ножниц и нескольких собственных статей, но без редакторской обработки.
Итого: книга однозначный must read для океанологов, географов, людей, бредящих океаном и превозмоганием стихий, она займет правильное место в библиотеках институтов и ВУЗов. Но очень хочется увидеть ее переиздание с более "вкусной" подачей материала.