Для поколения ребят, воевавших в Афганистане, служить в армии считалось престижно. Образ военного, героя-освободителя был перед глазами каждого мальчишки - это огромное количество, ещё живых ветеранов ВОВ - отстоявших советскую родину в борьбе с сильным и беспощадным противником, - выжившим, скорее вопреки всему и победивших. Патриотизм, в то время, не был пустыми словами пузатых генералов, отправлявших пацанов на смерть (особенно как это было в той же Чечне).
Автор книги, как он сам выражается, был воспитан на "пионерской зорьке" и этим уже всё сказано. Паренёк не просто хочет служить (конечно же в ВДВ, где же ещё), он "мечтает" попасть на войну (как же повезло с Афганом) - чтобы потом, когда вернётся победителем - вся грудь в орденах и любимая на вокзале встречала - всё как в военной кинохронике.
Отрезвление наступает быстро, на смену детству приходит совсем "другая жизнь", с тяжёлыми солдатскими буднями, щедро приправленными "дедовщиной" и смертями боевых товарищей. Теперь думать приходится о том как выжить, а о возвращении домой лучше вообще не мечтать - погибнуть можно в любое время, и не важно сколько тебе осталось до конца службы год, месяц или сутки!!!
— Сейчас начинаешь лишний раз задумываться: «Для чего нужна была война?» Ведь жизнь очень короткая, не успел оглянуться — тебе уже 50. И зачем воевать? Для чего? Война — это большая нажива для кого-то, но кто на ней наживается? Те, в ком нет ничего человеческого. Воевать не хотел никто ни в Афгане, ни в Чечне, ни в Карабахе, ни в Грузии. Простой народ всегда хочет мирной жизни. Так же и афганцы — они темный народ, живший словно в Средневековье, им это тоже было не надо. Я наблюдал за тем, как после утренней молитвы с муллой работники начинали пахать землю и не разгибались до трех-четырех часов дня, и потом, сделав глоточек чая из кувшинчика, опять начинали пахать. Куда после такой работы им было браться за оружие? Воевали те, кто так не работал.
Любая война — это большое горе, которого лучше бы не было, чтоб матери, сестры, жены, девушки не теряли любимых молодых ребят. Ни к чему людям самих себя уничтожать. И как бы была прекрасна жизнь, когда не было бы ни войн, ни терактов, а можно было бы поехать гостем абсолютно в любую страну, ни за что не опасаясь.
Война - очень строгий учитель, который не прощает ошибок. ...Но урок запоминается на всю жизнь. При всём желании не забудешь, как не старайся.
Автор: известный телеведущий Артем Григорьевич Шейнин, которого можно увидеть в ток-шоу Первая студия.
Пожалуй, лучше эту книгу поймут те, кто служил в любом роде войск, а прошедшие службу в десанте могут ее и полюбить. Именно такой должна быть окопная правда, - без патетики, приключений, и рассказов за жили-были. Неудачная, кстати, обложка у издания – совсем не вяжется с содержимым - ожидается содержание в духе 9 роты – разочарую, это не тот уровень “правды”. Читатель захочет, конечно, правды, но не такой, какая она на самом деле, окопная – то есть перманентное описание дедовщины, о быте контингента советских войск в Афганистане, не всем удастся проникнуться этими строками сполна. Да и смерть в таких произведениях кажется не то, чтобы ужасной, – пугающей, потому что для многих людей, которые стремились на войну, смерть была чем-то далеким, но никто не может представить, что может погибнуть от подрыва фугаса, или остаться без конечностей от противопехотной мины, или хуже того, погибнуть от шальной пули. Читателям, прочитавшим сборник типа Мужество. На земле Афганистана, должны будут прочувствовать контраст между тем, что сообщали советские СМИ, и реальностью. Как личность публичная, Шейнин нашел идеальный язык для своих произведений – почти бытовой, не без мата, несколько отрешенно повествующий о тяготах военной жизни. Но что удивительно, в этой книге нет нападок на руководство, одинокого бунта на страницах книги, скорее, рефлексия и воспоминания о прошедшем, где молодой человек, который еще не познал горечь существования, пропитанный романтическими идеалами, учился скорее не жить, а выживать: острая нехватка продовольствия, тяжелые погодные условия, дедовщина, и смерть, подстерегающая человека за каждый углом, на каждой пяди земли. Здесь нет тенденций к духовному росту человека, но, наверное, через животное человек обретает и духовное.
Особенности книги – опять же, никакой героики. Но автор заново переживает все моменты своей жизни – в тексте упоминаются песни Цоя и Московский озорной гуляка, и именно их можно считать отправной точкой, от начала, когда в армию пошел простой московский парень, гуляка, отринувший перспективы послужить на границе, ради службы в десанте, в Афганистане, - и служба станет олицетворением пост-панковского этюда группы Кино, Кукушка.