Ну... короче, я вполне была готова поставить и твердую четверку. Однако, в финале мориак зачем-то сильно плохо обошелся со всеми полимерами. Нда.
А так, несмотря на сумбурность и обрывочность повествования, все же понравилось. То есть что-то резонирующее с моими симпатиями в этой книге точно есть.
Такая вся галльская буржуазия. Они, в общем, живут на своей волне. Хотя чего это я. Все европейцы, да вообще все жители планетки земля, с какими-то личными фишками, из которых произрастают стереотипы о той или иной нации.
И французские господа - те еще унылые консерваторы, застывшие в соблюдении обычаев аки муха в янтаре. Причем, не просто муха, а очень довольная собой мадам насекомая.
И фронтенаки - короли среди буржуазных мух. Во всяком случае, сами они о себе именно такого мнения. Поэтому остальные людишки, включая жен и мужей, пришедших в семью со стороны, у них на посылках. То есть любим мы исключительно себя. Не в смысле себя любимого, а видим всех членов семьи от мала до велика в себе, и себя в них.
В общем, чтобы было понятней, семья фронтенак - это огромный-огромный рой из живых и мертвых буржуа, единый организм, состоящий из множества жизней, бесконечно длящихся во временном континууме. Вот какие словеса я употребляю, ха.
Но они действительно очень трогательно любят и заботятся друг о друге, припахивая своих партнеров боготворить и служить фронтенакскому идеалу, помещенному на пьедестал.
Впрочем, молодое поколение как бы пытается бунтовать. Но по большей части действительно от слов "как бы". Мало кому удается вырваться из стойла, как одному из них. И то, потому что взрастил в себе поэтическую жилку, иначе засосало бы мещанское болото и пахота на благо семейства. И надо сказать, что это рабство со слезами счастья на глазах. То есть зомбирование адептов семейной секты во имя фамилии проходит просто-таки на отличненько.
Но при всем этот бунтарь, сбежавший в парижи. Ой, да ладно. Он всего лишь заблудшая мушка, отбившаяся от роя. Поэтому рой даже и не особо осуждает отщепенца. Да и сам он так или иначе, но остается истинным фронтенаком даже на богемных, столичных харчах. Хотя и уверен в обратном.
Ибо а вот и братец же, и матушка, и дядюшка, и поместьице, где прошло детство, и тайнички в холмах, и оляля.
А по концовке мориак внезапно выспренно-пафосно начинает писать о какой-то там тайне семейства, которая так и остается для читателя тайной. Видимо, потому что это же тайна, так что даже из уст парижского поэта с фамилией фронтенак, не прозвучит ни пол буквы об этой великой тайне. Шта? ШТА? Ахаха.
Знаем мы тайны господ буржуазиков. Как бы они ни прыгали выше головы, а мелочный буржуазный дух остается с ними до могилы. Вот и весь огромный, небывалый, страшный секрет.
Игра в классики
Вот и снова Мориак. Пока это было самое сложное, самое неоднозначное и самое скучное из прочитанного мною у Мориака. Произведение позиционируется как лирическое, теплое и наполненное любовью, в нем находят автобиографические мотивы. Если честно, я в шоке от такой любви и такой жизни. Меня не тронул никто из героев, какие все унылые и несчастные, какие одинокие!
Время в книге идет рывками (вот где мешает такая передача событий). В каждой главе озадачиваешься, сколько же теперь прошло лет и прошли ли они, понятно становится только по изменившейся внешности или, если раскроют тайну, сколько лет тому или иному герою.
Все начинается с детства пяти ребятишек, детей Бланш и Мишеля, племянников Ксавье, трех мальчиков и двух девочек. Честно сказать, даже на тот момент я не почувствовала передачи тепла автором. Всё какое-то зашторенное, напряженное, витающее не здесь, среди семьи, а где-то... там. Раздавленные обязанностью люди, придавленные глыбой долга, без желаний, без мечты, без искренних чувств. Есть только "надо" и нет хотя бы крупицы "я бы хотел..." Только человеческие тени наполненные желаниями, которым никогда не будет выхода, потому что есть эта "замечательная" семья, которая знает, как правильно с давних лет, эта ее удушающая тайна, если ты родился в семье Фронтенак, стань ее рабом.
Совсем мало места писатель отводит каждому из ее членов, в постоянном поле зрения в основном только один Ив. Печально, что понимая умом чувства героев, нет ощущения, что они стали близки и интересны, нет к ним никакой эмоциональной привязанности. Кто-нибудь ощутил близость этой пятерки между собой? И даже в сложные моменты, когда в других романах потеря близкого человека может вывернуть наизнанку, здесь только пустота и ожидание, когда же это чернота наконец закончится. В чем здесь близость и любовь? В чем ценность такой семьи?
Я знала, что произведения писателя тяжелые и жесткие, это было самым изматывающим и в плане языка повествования, и в плане содержания. Бесконечная тоска и ни капли надежды. Забудьте о том, что хотите вы, и начните жить полностью по желаниям родственников! И станет ваша семья чудесной семьей Фронтенак! И эта книга будет о вашей любящей семье. А я выбираю свою склочную родню со своей странной, не литературной любовью.
От эмоций от книги хочется быстрее отмыться.
Взяв книгу, я какое-то время разглядывала обложку…
Что в ней такого?
Да вот… девочка, та, что с зубастой улыбкой очень похожа на… с этим на и застыла!
Наклон головы, чертова улыбка, взгляд…
Кто ты О прекрасная незнакомка???
Вот и первая тайна, подумала я и открыла книгу…
Шиш там!
«Тайна семьи Фронтенак избежит разрушения, ибо она луч вечной любви, преломившейся в одном роде».
За тайной не в эту книгу, лучше сразу мимо, чтобы не разочаровываться и не клеймить автора нехорошими словами, потому что Морриак - хороший и на секундочку, отличный знаток человеческих душ и поступков!!!
Перед нами роман о любви в кругу семьи, о долге по отношению к родным и близким, о нравственности, о бесконечной жертвенности, которая не обсуждается. Не требует обсуждения в семье Фронтенак!
«У Фронтенаков в традиции была строгая нравственность – не религиозной природы, а республиканской и крестьянской. И отец, и дед Ксавье не выносили непристойных речей, а невенчанный брак дядюшки Пелуйера – старого холостяка, брата госпожи Фронтенак, от которого к семье перешло по наследству Буриде, имение в ландах, - был стыдом семьи».
Старейшиной семьи представлен Ксавье, так вышло, что сначала умер его старший брат, после скончались оба родителя; оставалась безумная тетка, но та и себя не помнила, что говорить о других…
После смерти брата, Ксавье отказался от своей доли наследства в пользу племянников. Не от большой любви! У него была ТАЙНА, которую он бережно хранил на протяжении всей своей жизни. Наивный! Про его содержанку, наверное, только глухой не слышал!!!
Он был: «Несчастный человек, весь опутанный предрассудками, страхами, неспособный отказаться от мнения раз и навсегда принятого его родными, так чтивший установленный порядок и притом такой далекий от простой, нормальной жизни».
Он даже не думал, что можно жить иначе, идти своей дорогой!
На мой взгляд, было бы лучше, если бы он обобрал семейство брата, тогда бы Бланш (его невестка) и ее дети не заразились подобной «проказой»!
Поначалу Бланш пыталась противиться, показывать характер: «Когда дети ушли, Ксавье Фронтенак опять посмотрел на сноху: она не смягчилась. Чем же он ее задел? Он говорил о женщинах, верных долгу, что она образец такой женщины. Ксавье не понимал, что вдове такие похвалы были в тягость. Он, несчастный, с тяжеловесным упорством превозносил величие ее жертвы, заявлял, что ничего нет на свете прекраснее жены, верной покойному супругу и всецело преданной детям. Для него она существовала лишь постольку, поскольку существовали маленькие Фронтенаки. Он никогда не думал о снохе как об одинокой молодой женщине, которая может грустить и отчаиваться. Ее судьба нимало не интересовала его. Лишь бы только она не вышла замуж, лишь бы растила детей Мишеля — насчет же ее самой он себе вопросов не задавал. Вот этого-то Бланш ему и не прощала».
Вода камень точит!..
Худого никто не планировал! А про благие намерения не мне вам рассказывать!
«Мы расставляем других, как пешки, чтобы не оставить ни одной незанятой клетки, но они тоже играют в свою тайную игру, двигают нас пальчиком, отставляют в сторону; нас могут сдунуть, скинуть с доски».
Жаль Жана-Луи, первенца Бланш, ибо ему пришлось отказаться от мечты, дабы вести дела семейной компании! У других детей (всего пятеро) было больше выбора!..
Советовать Тайны не берусь – НА ЛЮБИТЕЛЯ!!!
На сладкое у меня «Клубок змей» - восторженные отзывы обещают-с! Проверим!)
Тайна семьи Фронтенак заключается в том, что нет никакой тайны.
А есть маниакальное стремление обеспечить детям будущее, наплевав на себя. Нет, это дело, конечно, хорошее, и каждый родитель хочет для своих детей только добра.
Но, вот чтобы жертвовать своей жизнью ради этого, это я вам скажу не есть добро.
А именно так поступил Ксавье Фронтенак. Он не только себя положил на алтарь детей брата, но ещё свою любовницу, а по сути дела жену, вышколил так, что она чужих детей считала своими. Она знала о каждом их вдохе, о каждом чихе, и прочих детских неприятностях.
А что же в итоге? А в итоге выросшие дети навестили дядю только на смертном одре.
А ещё здесь есть маленький Ив, который до такой степени любил свою мать, что не мог себе простить оплошности, которую нельзя уже исправить.
И получилось так, что во всех женщинах он прежде всего искал материнской любви и заботы.
Дети, конечно, цветы жизни, но не до такой же степени.
" О, божественная родственная связь! Подобие Божьей сути! Тайна семьи Фронтенак сумела избежать разрушения, ибо была лучом вечной любви, преломлённой в рамках одного рода."
На открытой поляне, раскинув свои ветви красуются могучие дубы... Когда-то они были молоденькими и очень чувствительными к холоду, но год за годом, питаясь соками матушки-земли, они возмужали, набрались сил и окрепли. Где теперь руки, посадившие их, где теперь души, отдыхавшие под их сенью?
Сколько тайн и переживаний хранят эти величавые деревья - безмолвные свидетели былых радостей и печалей, сколько лиц повидали они на своём веку?
Семейное древо сродни многовековому дубу, оно разрастается, пуская глубокие корни, которые неразрывной цепью связывают поколения почтенных семей, об одном из которых нам посчастливилось узнать из уст Франсуа Мориака.
Бланш Фронтенак рано овдовела, но её счастье составляли пятеро детей, наследников уважаемой фамилии. Три сына, две дочери... С молоком матери они впитали, какая честь выпала им родиться в такой семье, овладеть тайной могущественного рода. Всё для детей, всё ради их обеспеченного будущего, которого они, безусловно, достойны!!! Их судьбы - это пять совершенно разных путей и исканий, но есть то, что связывает их воедино, словно тонкая нить, - это любовь, взаимоуважение, дружба.
Каждый из них стремится к своему счастью. Для степенного Жана-Луи - это образцовая семья и дети, для беспокойного и ранимого Ива - рвущиеся наружу стихи, нескончаемые страдания, безответная любовь.
Мягкий, нежный, поэтичный, полный глубокого лиризма и внутренних переживаний роман, проповедующий о самых важных и незыблемых ценностях нашего бытия, неотвратимо ведущий нас к собственным корням, заставляющий задуматься, чтобы постичь тайну, заложенную в каждой семье.
Ну, очень нудная книга, уже и не припомню, когда последний раз у меня чтение шло так тяжко и периодически хотелось книгу бросить. В чем была тайна семьи Фронтенак я так и не поняла. Разве что принять мнение автора и считать что тайна это:
О, божественная родственная связь! Подобие Божьей сути! Тайна семьи Фронтенак сумела избежать разрушения, ибо была лучом вечной любви, преломленной в рамках одного рода.
Это тайна?! Я ожидала от книги с таким названием чего-то более интригующего. Я в общем-то люблю неспешное повествование, люблю читать о внутренних переживаниях героев и совершенно не требую от книги «суперэкшена», но хоть какая-то интрига должна быть, хоть какие-то переживания героев должны быть близки и понятны, хоть что-то должно цеплять. А тут просто все мимо, герои раздражали тем, что из каждой мухи делали слона и страдали в ситуациях, когда любой другой человек бы встал, отряхнулся и дальше пошел. И божественная родственная связь вовсе не помешала повзрослевшим детям похоронить дядю и маму, которые всю свою жизнь положили на алтарь любви к ним, так, между делом, не отрываясь от душевных терзаний по поводу того, что какая-то финтифлюшка не ответила взаимностью в должной мере, или что старая любовница дяди, «овдовев», может начать претендовать на их время и внимание.
Только Жан-Луи вел себя по-человечески. Остальные не вызывали теплых чувств. Особенно бесил дядя, который всю жизнь до самой смерти скрывал от племянников свою любовницу, потому что в его кодексе чести, было вырублено уж не знаю каким топором, что его бесценные Фронтенакики не могут оскверняться присутствием в одном помещении с женщиной, которую он тайно «любил» на протяжении в общем-то всей жизни, на которой он безбожно экономил, с которой вообще не считался, и которая, как в конце стало ясно, любила его больше, чем племянники.
Разрывалась между двумя и тремя звездочками, но решила быть честной – моя субъективная оценка этой книге – 2 звезды. Наверное, просто совсем не мой автор. Хотела прочитать еще его «Терезу Дескейру», а теперь даже и не знаю стоит ли.
Книга оставила после себя немного грустное послевкусие. В некоторых моментах читала со слезами на глазах. Очень проникновенное произведение. Я погрузилась в переживания детей семьи Фронтенак, вместе с ними прожила годы, начиная со школьных лет и заканчивая зрелым возрастом.
Главное внимание в книге уделено младшему ребёнку в семье - Иву. Он с детства отличался от других детей, был немного замкнутым, всегда искал утешения у матери, Бланш. Мало кто знал, что происходило в душе мальчика, довериться он мог только старшему брату Жан-Луи. Именно с ним у Ива сохранились близкие отношения и во взрослом возрасте, особенно в период горьких утрат.
Порядки, царившие в семье, давили не только на детей, но и на взрослых. Например, дядя Ксавье долгие годы скрывал женщину, которой был увлечён. Не уверена, что это была любовь. Возможно, он и любил её, но боязнь мнения родственников, страх упасть в их глазах не давали ему жить спокойно, чувство вины тяготило его. Когда в подобном поведении заподозрили его племянника Жозе, Бланш, как мать, это очень огорчило, но, смотря на Жан-Луи, который почти во всём поступал правильно, она спросила себя: действительно ли счастлив её сын? На протяжении всего повествования, мне хотелось спросить себя: "А были ли счастливы все остальные?" Думаю, нет. Это видно из рассуждений.
Книга Франсуа Мориака мне очень понравилась. Обязательно посоветую кому-нибудь из друзей.
Эта вещь Мориака понравилась мне чуть больше, чем "Клубок змей". Но всё равно, ни одного положительного, симпатичного мне персонажа я не нашла.
Бланш - да не дай бог такую мать! Странные у неё понятия о любви к детям. Да и вырастила она, по сути, дерьмо, а не детей. Не знаю, насколько тут можно судить о любви между членами семьи Фронтенак. Как по мне, не любили они друг друга. Из детей выросли одни эгоисты, если только Жан-Луи, можно сказать, исключение. Он, как старший, заботился об остальных, но эти остальные, в первую очередь мать и дядя, всю жизнь ему сломали, хоть он и отказывается признать это.
Кстати, о дяде. Эта пресловутая семья и ему жизнь испортила. Эта снобская семейка, их так называемые традиции и понятия настолько сильно были вдолблены ему в голову, что он всю жизнь банально боялся ЖИТЬ, боялся быть счастливым. Вообще, как правильно сказал Жан-Луи, в этой семье такого понятия как "счастье" не существует. Только "долг" и ничего кроме него. А это неправильно. Да, долг важен, но и счастье в жизни тоже должно быть.
Прочитано в рамках Летнего лагеря Школьной Вселенной.
Такая себе семейная сага, ничем особым не примечательна, особо не запоминающаяся и ничем не выдающаяся. Для меня так себе книга получилась, скучная, монотонная, с переизбытком самокопаний героев, при этом жизнь самих героев мы видим какими то урывками. История многодетной семьи со своими ценностями и тайнами, но кто же был хранителем их очага: мама, дядя, дух отца, сами дети... рушится все со смертью матери, она была их связующим звеном, она еще как то объединяла своих детей с дядей, но после они все больше отдалялись. На старости лет дядя Ксавье вообще ума лишился из за своей мнимой тайной Жозефой, но такого преданного дядю еще поискать конечно надо. А каждый из детей Фронтенак пошел своей дорогой, хорошей, плохой не важно, главное своей. Какое то странное ощущение после книги осталось, многое осталось непонятным, недосказанным, но такой эта история и останется.