Третья книга про уже полюбившегося нам офицера-попаданца, для разнообразия заброшенного на ленинградское направление ВОВ. Умилило традиционное предисловие Автора, де он сознательно исказил имена-фамилии реальных героев войны и вставил отсебятину. Стеснительный и осторожный человек, мол это наш супергерой из будущего гасит альтернативных нацистов. А я вам его историю рассказываю, типа усе було понарошку :)
Чем дальше в лес, тем толще партизаны, гласит народная мудрость. Так и в подобных книгах - чем выше становится звание героя, тем стремительнее книга превращается из шутера в стратегию. Генералы не ходят в атаку и не бегают в разведку, потому как не положено. Именно поэтому читателю стоит сразу настроиться на прокручивание в голове того колоссального стратегического контента, с перечислением номеров полков да дивизий и каким образом все это между собой взаимодействует с учетом уже измененной истории и новых попыток немцев изменить ситуацию в свою пользу. Для многих это скучно и малоинтересно, для меня нормально в адекватных дозах.
Дабы доза стратегических умствований Автора не стала для читателя летальной и он не бросил читать книгу, в последней имеются сюжетные линии "за" фронтовую разведку и детективная составляющая про попытку политрука найти протагониста. Вполне ожидаемо и недурственно написано. К сожалению, Таругин прибегает к излюбленному приему множества Авторов - повторному использованию собственных сюжетных ходов и сцен. Например, лобовое столкновение групп разведчиков с последующим жестким боем уже фигурировало в первой книге, но днем. Пара штрихов и вуаля, старая песня заиграла новыми красками :)
Описания боев у Автора сочные, натуралистичные и технически грамотные (на моем уровне владения предметной областью). Так как наш ГГ стал большой шишкой, воюют, в основной своей массе, второстепенные персонажи. Но книгу это особо не портит. Описания пары-тройки первых боев идут на ура, но далее картину несколько портят постоянные повторы и использование Таругиным узкого набора словесных оборотов. Но это становится заметно если специально ждать и акцентировать на этом внимание.
Сталину и Берии, без которых не обходится практически ни одна книга про попаданцев, уделено чуть больше "экранного времени", как и расследованию действий "хронопутешественников" в целом. До сих пор считаю эту линию лишней в книге, но на вкус и цвет... Как минимум, нет такого адского угара, как и многих яростно-патриотических авторов. Посмотрим, как будут развиваться события и, само-собой, попадется ли им хитрый офицер из далекого будущего.
И, разумеется, Автор совершает традиционную ошибку писателя о попаданцах. Ну настолько крутой стратег и тактик наш ГГ, что немцы выхватывают столь эпический удар по шапке, настолько все круто и классно получается, словно в следующей книге протагонист с пинка откроет дверь в кабинет самого Гитлера. Первое время это вполне интересно, но, зачастую, морозит и раздражает. Если в первой книге герой сам рисковал жизнью, поднимая батальон в атаку, то тут все уже пронизано скучной штабной работой, а воюют другие персонажи.
Вывод. Вполне достойный фантастический боевик. Видно, что Автор скрупулезно изучал матчасть и все такое, откровенных адских глупостей не заметил. Рекомендую к прочтению всем любителям темы ВОВ в целом и попаданцев, в частности. Книга хуже предыдущей не показалась.
Самая удачная на данный момент книга из серии «Комбат из будущего». Если в первой книге было очень много фантастических допусков и объяснений, во второй чрезвычайно нарушен баланс повествования в сторону сплошных боевых столкновений, то в третьей части автор нашёл почти совершенную форму рассказа об одном единственном, но стратегически крайне важном моменте первых месяцев ВОВ. Речь идёт о прорыве фашистов в июле 1941 года к Ленинграду, что позволило им в конце концов блокировать город. Чтобы не допустить блокады Ленинграда из XXII века в свою третью командировку отправляется капитан Сергей Кобрин. Ему предстоит превратиться в командира 191-й стрелковой дивизии Лукьянина Дмитрия Акимовича – «…как и в прошлый раз, Сергей все равно хотел поскорее оказаться там, на другой войне. Той, настоящей, с которой он, неожиданно для самого себя, сроднился раз и навсегда».
Автор очень подробно объясняет высокую важность обороны Лужского рубежа, где и предстоит Кобрину попытаться изменить историю, потому что в реальной ситуации немцев удержать не удалось. Если в предыдущих книгах курсанту-капитану приходилось чрезвычайно много самому участвовать в настоящих боях, то в третьей части основным его полем деятельности становятся действия на командном пункте, чтобы проявить не только тактические, но и стратегические умения. Надо сказать, что автору удалось очень досконально воссоздать по фрагментом и деталям подробности боёв за мост через Лугу. А Кобрин, обладая послезнанием, использовал не только это преимущество, но проявил самые сильные свои качества, позволившие его стрелковой дивизии сражаться с фрицами на второй месяц войны, как будто идёт уже третий год. Жаль, что в реальной истории нашей Красной Армии не доступны были подобные возможности. Но читается весь ход операции по защите Лужского рубежа на одном дыхании.
Картина постепенно разворачивающегося боя за мост через Лугу – самое яркое впечатление от книги. Ничего не предвещающий начальный спокойный ход событий – мост, который станет ключом ко всей операции, всего лишь охраняется небольшим подразделением, - затем превращается в ожесточённое сражение с привлечением всех сил и средств дивизии с дополнительным усилением авиации. Меня впечатлило умение автора создать полноценную картину боёв, почти батальное полотно с удивительными подробностями и незабываемыми деталями. Очень интересно написано, погружаешься в ход сражения полностью. Обязательно перечитаю, так как написано мастерски.
Конечно, есть и ложка дёгтя в этой бочке мёда. Зачем автору понадобилось в третьей книге писать о разговоре Сталина и Берии о возможной помощи потомков Красной Армии?! Без этой клюквы повествование выглядело бы гораздо гармоничней. Понимаю, что за счёт особиста Зыкина автор пытается сделать сквозные объяснения действий курсанта Кобрина в телах разных командиров РККА. Но, чтобы Берия лично занимался подобной историей и так подробно в этом участвовал, абсолютно не верится.
Источник