Эрик Берн отталкивается от того, что людей хлебом не корми — дай обставить жизнь различными дурацкими ритуалами, и на этой волне пишет две связанные между собой книжки и разрабатывает метод трансакционного анализа. Слово страшное, однако скрывается за ним совсем простая штука: в любом общении человек проявляет себя либо как Взрослый, либо как Родитель, либо как Ребёнок. Согласно Берну — тот, кто ведёт себя, как Взрослый, в споре или проблемной ситуации выигрывает, Родители и Дети проблемы создают, только разными методами. Короче, кратко пособие по тому, как усмирить троллятину в жизни, а также анализ мотивов, почему люди вообще идут троллить и вести себя неподобающе.
На самом деле, никакую Америку Берн, конечно, не открывал, прорывов не делал и откровением со страниц своего бестселлера не блистал. Его заслуга в том, что он придал некоей части психоанализа статус научпопа, разжевав психологические дебри понятным и простым языком, да ещё и с примерами. Для людей, которые в социальном общении чувствуют себя примерно так же, как корова на коньках, эта книга окажется полезной (это я сейчас про себя, если что). Не всегда, конечно, потому что уровень изысканий, откровенно говоря, на уровне самого завалящего наивного новичка. Однако читать описания непосредственно игр весьма занятно. Некоторые тотчас же признаёшь и с благодарностью читаешь «способ избавиться от неё», над некоторыми только диву даёшься, как такая дичь может прийти в голову здоровому половозрелому человеку.
Хотя неприятное в книжке тоже есть. Во-первых, довольно чёткая позиция автора: все люди — посредственные ничтожества, которыми легко манипулировать, а психолог — царь, бох и пастырь этих серых масс. Наверное, это действительно профессиональная деформация, когда вместо личностей начинаешь видеть только стереотипное, как это бывает, например, с неистовыми соционикофилами. Забавно, кстати, читать про «проценты ничтожества в человеке», которые своей господской дланью щедро раздаёт товарищ Берн, не смущаясь судить плебейских человеков. Во-вторых, многие моменты затронуты слишком фрагментарно, хотя они очень интересные. Ну, это я сейчас эгоистично говорю, потому что в ритуальных социальных плясках с бубном не понимаю ничего и мне хотелось бы о них узнать побольше. Совершенно не понимаю эту «теорию поглаживаний» и расшаркиваний, когда человек спрашивает: «Как дела?», не интересуясь при этом, собственно, как дела, а воздавая этим какую-то мифическую социальную дозу уважения. Не понимаю, зачем нужно бежать за уходящим поездом, плакать при разлуке с тем, кого скоро увидишь, и вообще изображать всяческие страдания в таком случае. Не понимаю, зачем спрашивать различные вещи, которые тебя не интересуют, только для того, чтобы поддержать беседу, можно ведь просто промолчать. Господин Берн, пожалуйста, напишите книжку для таких, как я.
А ещё я поняла, что люди стремятся к разрушению и к саморазрушению в первую очередь. Ай-ай-ай.
Я - эталонный интроверт, вокруг меня толстая шкура молчания и отстраненности, и только рядом с немногочисленными близкими я раскрепощаюсь и веду себя естественно, с незнакомыми я веду себя аки мраморная статуя. И, скорее всего, подавляющее большинство из этих людей считает, что у меня какие-то проблемы с социализацией, что выражается в размытой характеристике "у нее что-то не так с мозгами". С мозгами у меня все в порядке, к счастью :)
Просто я не знаю, о чем можно разговаривать с чужими. И меня часто в это тыкают носом: "расслабься" и т.д. и т.п. Я в курсе, что вы меня не укусите, просто мне неинтересно разговаривать с вами о погоде и общих знакомых (что сомнительно, потому что друзей у меня меньше, чем пальцев на одной руке, к тому же сплетни я не люблю), общих интересах (тоже весьма сомнительно), и я считаю вполне допустимым не реагировать на ваши гневные тирады о том, что все пешеходы - уроды и лезут под колеса, в общем как неидеален мир, etc, etc. Поэтому я и решила прочитать эту книгу, чтобы понять, почему я не умею и не могу играть в эти Игры.
Надо сказать, что это не первое мое чтение трудов Эрика Берна. Я читала его психоанализ для чайников (оч понравилось), после которой я прониклась к Берну уважением. Эрик Берн и Эрих Фромм - два мыслителя, труды которых у меня вызывают обильное слюноотделение.
Трансакционный анализ. Мне очень понравилась мысль, что всю нашу жизнь мы от страха смерти занимаемся упорядочиванием времени (что-то аналогичное есть у Э.Фромма в эссе по природе деструктивности человеческой натуры). Мы боимся остановиться и буквально бежим от любой пустоты и тишины (которые есть смерть). Поэтому мы наполняем нашу жизнь играми, развлечениями и ритуалами, призванными заполнить наше существование.
Игрой {мы} называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох
Помимо роли затычек времени, игры используются для получения психологического удовлетворения (выигрыш от игры). {Но т.к. я не заинтересована в этом, я считаю игры бессмысленной тратой времени и неохотно иду на контакт.}
Игры, в которые играют люди, так и остаются для меня загадкой (в большинстве случаев я считаю их нерациональными). Потому что, хоть я и осознаю, какую выгоду они несут для играющих (чисто по-человечески, навскидку), я в них не вступаю, поэтому порой я чувствую себя кристально белой вороной даже среди проверенных друзей.
Теперь, правда с попеременным успехом, я на глаз могу установить, в какую игру начинают играть коллеги на работе, кто и как переводит общее внимание от одной игры к другой, но я по-прежнему не участвую в них. Мой Ребенок, Взрослый и Родитель просто игнорируют их. Хотя возможно, это тоже игра, я это выясняю, и уже назвала эту гипотетическую игру "Попробуй заинтересуй меня". Если это догадка верна, то я очень грубый и безыскусный игрок :)
В общем, я не страдаю от своей интровертности, но нахожусь в постоянных попытках лучше понять саму себя (как и большинство людей, я думаю :)), книга, к сожалению, не слишком приблизила меня к моей цели, но все же я не считаю потраченное на нее время потерянным. Может быть, поняв других, я смогу лучше понять себя. Возможно, через какое-то время, лучше обдумав полученную из этой книги информацию, я попробую поиграть с другими людьми. И может быть, у меня станет получаться лучше. Потому что на данный момент, складывается такое впечатление, что я не воспринимаю скрытые уровни игры, и поэтому режу правду-матку прямо в лицо :)))
Как говорится: а я не понимаю "шуток".
В заключение хотелось бы пожелать, что бы люди были более искренними с друг другом и стремились достичь настоящей близости, а не ее иллюзии, строящейся на хрупких правилах усвоенных игр.
Вот и состоялось мое знакомство с Эриком Берном, к которому я шла долгое время. И все-таки оказалась неготова. Его книга вроде и относится к популярной психологии, но слишком уж много вещей для меня, непрофессионала, оказались недоступными.
Не спорю, автор приложил много усилий, чтобы упростить и разжевать свой подход, но к сожалению, чтение для меня оказалось не из простых.
Вы удивитесь, но тут обсуждаются четыре основных вопроса.
как вы говорите "Здравствуйте"; как вы отвечаете на приветствие; что вы говорите после того, как сказали "Здравствуйте"; и главный - и очень печальный вопрос: что обычно делают вместо того, чтобы сказать "Здравствуйте".
В приветствии, если верить Берну, заключены все тайны. С его помощью можно определить качество жизни, состояние человека, его заботы.
Чтобы сказать "Здравствуйте", вы должны избавиться от всего мусора, который накопился у вас в голове после выхода из материнского чрева.
Собственно, этому самому мусору посвящена эта книга.
Много страниц отведено рассказу о жизненных сценариях. Именно эта часть работы автора мне понравилась больше всего. Очень доступно и качественно написано о родительской программе, о том как с раннего детства мы получаем установки, которые навсегда предопределяют нашу дальнейшую судьбу.
Если родители Неудачники, то передают программу Неудачника; если Победители - программу Победителя
Конечно, непросто это осознавать, но это необходимые знания, если хочешь что-то в себе изменить.
Автор приводит много примеров из жизни, но они мне показались несколько утрированы. Я не прониклась.
Но вот что касается подробного разбора детских сказок, то тут как раз с точностью до наоборот - все предельно ясно.
Теперь Красная шапочка не кажется мне такой уж наивной девочкой, зато Серого Волка я начала жалеть.
Все мы, оказывается, отыгрываем свой жизненный сценарий, выбирая в свое окружение тех, кто имеет схожие реплики, чье амплуа дополняет наше.
Книга, безусловно, очень полезная. Я обязательно к ней еще вернусь.
- О, Танька, а ты вот так делаешь!
- А я нашла там про твои отношения с N.!
- А я про твои с Y.!
Все классические гуманитарные теории созданы для того, чтобы захватывать и расставлять все на места. Сегодня ты читаешь Фромма и веришь в то, что возможно сделать всех хорошими, завтра ты читаешь Фуко и смотришь на мир его глазами, послезавтра ты читаешь Берна и находишь игры в каждом из своих знакомых.
Кристальная ясность бытия заканчивается с последней прочитанной страницей.
Есть такие теории,которые нужно переболеть и пережить, чтобы возможно дойти когда-нибудь до целостного представления о мире, человеке и обществе. Чтобы написать свою теорию, да:)
Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Шекспир.
С таким названием я ожидала миленькую книжечку про взаимоотношения, без особой смысловой нагрузки. Но книга Берна оказалась настоящим научпопом по психологии, правда в очень сжатом виде.
У каждого человека внутри есть три состояния: Ребенок, Родитель, Взрослый. И нет, это не попахивает раздвоением личности и шизофренией, все три состояния очень важны и помогают жить людям в таком сложном месте как социум.
Последовательность действий, подчиняющуюся индивидуальным, а не социальным программам, мы, чтобы отличать их от времяпровождения, будем называть играми.
Игры - это взаимодействие с людьми, но пусть вас не вводит в заблуждение оттенок забавы, который мы придаем этому слову. Игры бывает плохими и опасными, у некоторых даже есть своя категория: «игры криминального мира». В книге их множество: семейные, игры на вечеринках, хорошие игры и т.д. Естественно, с таким разнообразием очень трудно расписывать обо всех играх подробно, каждая игра подвергнута краткому, я бы сказала, даже математическому анализу.
Вроде бы все неплохо, кратко и по делу, но, прочитав книгу, так и не поймешь, а зачем ее собственно читаешь. Когда сам являешься игроком, очень трудно отследить себя, а тем более проанализировать, поэтому для тех, кто ищет практических советов – эта книга точно не для вас.
А почему все-таки положительная оценка? Работа Берна подойдет для тех, кто может анализировать, взглянуть на себя со стороны и распознать своего внутреннего Ребенка/Взрослого/Родителя и сопоставить с полученной теорией.
"Игры, в которые играют люди" - весьма интересный труд, который открывает другой взгляд на то, что психология очень сложная и интересная научная дисциплина. Отличный материал для расширения кругозора, особенно если вам интересна эта тема.
Наискучнейшее чтиво. Читать книгу начала аж в далёком марте, а закончила только сейчас. Да, сценарии, да, игры, да, люди, но что-то не зацепило. Я понимаю, что здесь всем так нравится, вся эта внутренняя "кухня" нашей психологии, человеческие тайны. Но мне кажется, что это слишком очевидно, ведь если мы задумаемся, то заметим все эти сценарии вокруг. Ну как все... большинство описанных здесь сценариев - американские. Короче, повторюсь, не зацепило. Не прониклась я теорией игр и сценариев. А может такая литература совсем не для меня?
Воспитание детей - это преимущественно обучение их тому, в какие игры следует им играть.
Несмотря на мою огромную любовь к психологии и довольно большое количество прочитанных книг на тему, включая учебники для университетов, почти всего Фрейда, частично Юнга и т.д., я могу совершенно искренне сказать, что в психологии я все-таки мало чего понимаю.
Мне трудно оценить насколько научно прав или не прав Эрик Берн со своим трансакционным анализом игр человеческих взаимоотношений, но одно совершенно точно - эта книга безумно интересная и захватывающая, и по прочтении думаешь - 'А почему бы и нет'?
И да, любителям Фрейда (к коим я и себя скромно причисляю) - психоанализ Берна и психоанализ Фрейда это совсем разные психоанализы.
Жила-бьла маленькая девочка по имени Красная Шапочка, и однажды мама послала ее в лес отнести бабушке пирожок. По дороге она встретила волка-соблазнителя, который счел ее лакомым кусочком. Он предложил ей не важничать, прогуляться по полянке, передохнуть и нарвать цветочков.
Так уж устроена жизнь, что не часто нам выпадают мгновения подлинной близости, к тому же человеческая психика не выдерживает огромного напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому, по большей части, жить в обществе - значит, играть в игры.
Начнем с того, что про Эрика Берна я впервые услышала на собственном сеансе с психологом. Услышала в контексте его теории про разные состояния "Я" - ребенка, родителя и взрослого, и книгу, в общем, читала с целью узнать побольше про этих ребят и про то, как с ними уживаться. Но, увы, все оказалось не так идеально, и сюжет книжки пошел по совершенно иному пути, полезность которого я не могу пока оценить.
Что мне понравилось, так это первые, наверное, полсотни глав, где Берн рассказывает, что вообще такое игры, почему люди взаимодействуют друг с другом и как это происходит. Мне показалась очень здравой идея о том, что суть любого диалога на социальном и психологическом уровнях различается, а цели собеседника далеко не всегда можно различить по каким-то вербальным признакам. В сущности, автор прав и в теории субличностей, хотя есть там и спорные вопросы, и в теории игр, в которой определенно есть, о чем подумать.
Но мне очень жаль, что большую часть книги составляют конкретно списки игр, сформированные как-то ограниченно и не всегда ясно, по какому принципу. На мой взгляд, такие условные объединения по сюжетам и симптомам не отражают реальной картины, и все это слишком формально, чтобы примерять на живых людей. К тому же, нужно учитывать, что дельта времени, когда человек придерживается той или иной игры, может быть различной, что еще сильнее затрудняет постановку диагноза и выявление правил.
К тому же, местами книжка написана таким забористым языком, что разобраться без пол-литра чего покрепче оказывается нереально. Я бы сказала, что половина моей симпатии и понимания текста - это работа с практикующим психологом и разбор теорий Берна, что называется, в полевых условиях, и вряд ли я бы так впечатлилась, столкнувшись с Играми Берна безо всякой подоплеки.
Берн играет в писателя, лепит книжки по психологии, даже не пытаясь обременять себя толковыми выводами. Всё для него игра. Игра - это определяющее значение для любого действия. Футбол - игра, семья - игра, работа - игра, политика - игра, самоубийство - тоже своего рода игра. С таким подходом всё можно арбузом назвать. Футбол - арбуз, семья - арбуз... самоубийство - тоже своего рода арбуз. Чёрные семечки внутри, сочная мякоть, жёсткая корка, полосатые периоды жизни. Всё в этом мире арбуз. Спасибо, Берн. Будем играть в арбуз и вспоминать вас добрым словом. Всё-таки надо же было догадаться на всё примерить один наряд и с умным видом погнать эту идею в массы. Кущай ар'бюз, дарагой. Попробуй этот треугольник для дегустации. Нравится? Так бери... Что значит негигиенично покупать разрезанный продукт немытым ножом в солнечную погоду? Принимай правила рынка как есть и не возникай. Это всего лишь игра. Игра твоего подсознания. Ведь это же разрезанный арбуз, по Фрейду он должен вызывать у тебя желание.
Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" Дейла Карнеги
Ах, если бы Медея вовремя обратилась к психоаналитику. Ох, если бы Шикльгрубер вовремя обратился к психоаналитику. Эх, если бы (вставьте сами) вовремя обратился к психоаналитику. Всё было бы хорошо. Психоаналитик обязательно бы разобрался в проблеме и дал бы человеку луч надежды в конце тоннеля на заброшенной станции метро, где висит верёвка, ты стоишь на табурете, растирая шею и глядя в петлю, подёргиваясь каждую секунду от тиканья бомбы под стулом.
Берн свято верит в психоанализ. Он ставит его в середину своей психологии. Он рекомендует его каждому. Вновь и вновь повторяет. что плох тот человек, усомнившийся в психоаналитике после двадцатого сеанса. Время идёт, кошелёк пустеет, дома уже есть нечего - всё психоаналитику отдал. Проблема же до сих пор не решена. Всё не делается так быстро. Психоаналитик обязательно во всём разберётся, иного просто быть не может. Раскопает все ваши детские комплексы, мелкой щёткой очистит вас от нынешних комплексов, бережно вытрет влажной тряпочкой полученный результат и выставит в коридор с чистой совестью, с чувством выполненного долга. Он ведь вам помог?
Может у вас появилось в жизни больше проблем. Вам приписали эдипов комплекс, ваши речи грубо сравнили с эзоповым языком, пожурили за незнание основных положений Фрейда, с которыми вам бы безусловно жилось лучше. Вы бы даже могли стать психоаналитиком. Надо всего лишь проштудировать Фрейда внимательно. И главное поверить во всё, что он написал.
В этой книге Берн вновь выезжает на своём постулате "Взрослый-Родитель-Ребёнок". Вновь разыгрывает ролевые ситуации. Сам предполагает, сам же и говорит за других. Театр одного актёра - так это называется. Нагоняет хандру, и читать не интересно. По идее книга не о Людях, которые играют в игры, она о том, что надо говорить человеку, после того как ты с ним поздоровался. Суровая реальность такова - мы действительно не знаем о чём говорить с людьми. Скажем "Привет!", скажем "Пока!". Вот и пообщались. Чтобы без Берна делали. Да и сам Берн в любой ситуации предлагает только два варианта следующих действий. На них далеко не уедешь и к жизни не приложишь. Мозг давно нас приучил к одной простой вещи - всё будет как надо, зачем париться, нужная мысль всегда возникнет, а пока вставь слово-паразит.
В одном Берн прав. Человек формируется в детстве. Логично. Наверное до Берна этого никто не знал. Ребёнок почему-то рос. Значит не только кости, мышцы и внутренние органы были задействованы. Психика тоже не стояла на месте, она развивалась вместе с остальным организмом. Если что-то где-то притормаживало, да не выправилось, то это уже психиатрия. И психоаналитик тут не поможет. Впрочем, Берн свято верит, что психоанализ сделал из обезьяны человека. Главное, чтобы из этого не вырос новый общественный строй.