Спойлеры, безжалостные и беспощадные, а всё потому что я
АААААААААААААА!-
воплю и бегаю по потолку, сшибая башкой межкомнатные перегородки.
Фандорин влюбился, офигеть, ну наконец-то! И какой тут нафих Серебряный век? Какие-такие претензии к детективной интриге? Да Акунин нас всех нае, обманул в смысле, и «Весь мир – театр» - это классический любовный роман, да, да – тот самый с шестипалым мачо на обложке. Спасибо, Clickosoftsky , напомнила цитату:
...вся объята знойным мачо. На правой руке у мачо было шесть пальцев. (с) Олди
Ну а чё? Они нравятся друг другу, уже всё на мази, но препятствия, гордость и глупость мешают поговорить, Фандорин мучим ревностью, его возлюбленная тоже заморачивается нехило. Так что все признаки есть. А кто не знает, как я люблю любовные романы? Да ещё и с таким симпотным, красивым, умным Фандориным? Акунин – ты молодца, потрафил мне по самое небалуйся!
Не уверена, что воспроизвожу правильно, но есть такой анекдот: мужчина посмотрел на женщину. Для мужчины прошла минута. А женщина уже двоих детей родила и очнулась, когда он отвернулся, вот же блин, а она уже себе такое платье симпатичное выбрала на выпускной старшей дочки! Ну, короче, это про меня и литературу: токо мне нравится какой-нибудь герой, я обуреваема желанием его поженить, представляю, какие у него будут отпрыски и всё такое прочие. И я всю книжку тешилась, воображая мелких, но очень смекалистых фандорят. Правда, последние страницы книжки ничё такого не предвещает, но бывают же незапланированные беременности в конце концов!
Теперь – театр. Вообще, клёво! Особенно, когда герои, живые же люди, в конце-то концов, выбиваются из своих амплуа. Всё бурлит, кипит, ненавидит – так до темноты в глазах, любит – так до смерти. Как же актёры вообще выживают в таких условиях? Да, это тебе не бухгалтерия ЖЕУ, хотя и там, наверняка, кипят нешуточные страсти.
Пьеса в конце тоже прекрасна - совершенно другая культура всё-таки эти японцы! *Делает жест стыдливый дебилоид*
И последние. Очень повезло мне со временем прочтения. Читала в октябре, и в книге – осень, поздняя, серая, дождливая. Потрясно! Так и хочется в парк, погулять по мокрым асфальтовым дорожкам, вдыхая запах груды листьев, смотреть на черные стволы деревьев и остро чувствовать грусть и одиночество. Однако мне это не грозит, меня окружили со всех сторон)
И напоследок, два вопроса:
1) Как вы думаете ещё будут книжки про Фандорина, или то был последний его выход?
2) А про какую эпоху вы бы хотели у него ещё прочитать? Конец 19-го, начало 20-го; слом веков и Петрова эпоха в "Девятном спасе" - это уже было, а ещё чего вашей душеньке угодно?
ЧЁРНО-СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, или ЕГО ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОКЛОН
…вновь перечитать — как в экипаже
Покатить назад, а не вперёд.
Маршала заметить в юном паже,
Время раскрутить наоборот
И себя увидеть в персонаже,
Зная, что чуть позже он умрёт.Олег Ладыженский (1/2 Г.Л. Олди), сборник «Вполголоса»
Правду говоря, я прочла эту книгу почти сразу после её появления в 2009 году, и особого впечатления она тогда не произвела. Пасись я в те времена на ЛайвЛибе — трояк роману был бы обеспечен.
А нынче, перегруженная реалом и малость запутавшаяся в четырёх-пяти параллельно и фрагментарно читаемых книгах, отодвинула я всю эту охапку решительным жестом в сторону… и взялась за шестую :)
Двенадцатый роман из цикла о приключениях Эраста Фандорина пришёлся на время смутное, тревожное и прекрасное: 1911 год, — на пространство колдовское и загадочное: театр. И вот сейчас, «во втором чтении», когда уже можно было следить менее за интригой, а более — за атмосферой, она, эта атмосфера, меня просто очаровала. Ещё бы, всё моё любимое: Серебряный век, декаданс, российский театр начала ХХ века (самое интересное, пожалуй, время в истории театра). Антураж выдержан полностью: реально существовавшие театры и актёры, упоминание о рисунках Обри Бердслея и с чувством выполненные в стиле «модерн» виньетки на полях книги, «жапонизмы» и неожиданное приложение к роману в виде пьесы, «написанной» Эрастом Петровичем…
Многие читатели, разочарованные романом, сетуют на отсутствие стремительного и пугающего детективного сюжета, которого они привыкли ждать от каждой новой книжки «фандориады». И в самом деле, здесь нет ни леденящего ужаса «Коронации», ни лихого авантюризма «Любовника смерти», ни мрачного изящества «Декоратора», ни эпического размаха «Алмазной колесницы»… А что есть? Есть осенняя грусть («Как лист увядший падает на душу…»), предчувствие близкого конца великой эпохи и трепет последней любви. В таких мизансценах даже привычная жестокость, с которой автор расправляется со своими героями, не воспринимается остро: лужи крови выглядят, скорее, букетами пурпурных роз, брошенными на авансцену — нейтральную полосу между театром и жизнью.
Может быть, именно сейчас я просто совпала по времени и состоянию души с господином Фандориным, который, в отличие от меня, знал, как стариться… да вот только что-то ничего у него не вышло.
Ужасно жалко 400 рублей, Фандорин сошел с ума, ничего беспомощнее я давно не читала.
А я вот с удовольствием прочитала - читай "проглотила" - эту книгу!
Так здорово: ам - и всё. Увлекательно, легко, более-менее логично.
Нет-нет, ничего нового-оригинального, но при этом нет ощущения повтора - просто читаешь и получаешь ненавязчивое удовольствие от детективчика, написанного неплохим языком, заселенного неплоскими персонажами, выстроенного вокруг пусть незамысловатой, но все же - интриги.
Да и любимый персонаж Фандорин скрашивает повествование.
В общем, не шедевр, да и у самого Акунина далеко не лучшее, но - вполне себе подходящее чтение для отдыха.
Не жалею, что прочитала.
(А фандоринская дама сердца, да, раздражала:)).
Что?
А?
Акунин списался?
Ну вы даёте!
*****
Не дай вам Бог хоть раз зайти на сцену
С той стороны, где дверь "служебный вход",
Где все имеет подлинную цену,
Где все не так, где все наоборот.
На мой взгляд, это самый сложный роман Акунина во всей фандориане. Не говорю "самый глубокий", нет, но самый сложный. В один рулет закатал пусть не самую острую, но эффектную детективную линию (это раз), любовь (это д-два), страдающую от этого мужскую дружбу (да-да, мужики, киньте в меня камень, если из-за любви хоть раз не проскальзывала тень между вами и друзьями), интриги и противоречия в актерском коллективе (это - сколько? - а, ч-четрые), ну и по мелочи - японскую философию, размышления о омоложении как варианте старения и т.д.
Единственное плохое место в книге - это финал. Это объяснение Эраста Петровича с Элизой. Бли-и-ин, вот тут Григорий Шалвович либо недоработал, либо переработал. Если человек (пусть даже такой машинообразный, как Фандорин) влюблен, он не будет вести разговор с любимой женщиной в такой манере - в манере заключения брачного контракта. Черт возьми, во всем этом чертовом диалоге отдает бездушной фальшью, начисто лишенной любой чувствительности, которая просто должна быть, если Фандорин действительно влюблен в эту актрису, и если он влюблен в нее именно так, как описано на всех предшествующих страницах.
Все остальное - это хорошо запутанный клубок разноцветных ниток, о которых я уже сказал - любовь, дружба, детектив, театр.
Актеры не похожи на обычных людей. То есть именно что похожи, но на самом деле это, возможно, некий особенный подвид homo sapiens, обладающий своими специфическими повадками.
Никто не умеет слушать новую пьесу так, как актеры, которым предстоит в ней играть.
Осмелюсь заявить - театральная грызня приведена не просто правдоподобно, а вполне натуралистично. Практически в каждом рабочем коллективе есть паршивая овца, а в большинстве случаев таких овец целое стадо, и у компании у них есть бараны. А тут не просто коллеги - тут актеры. Ваш покорный слуга имел "счастье" понаблюдать за жизнью только начинающей, молодой театральной труппы. И что же? Амбиции через край, сопли, слезы, вражда за роли, сценарии, режиссера и так далее. И это - начинающий коллектив. Ну а как должны быть там, где театр не просто срывает звезды с неба, а уверенно снимает их и профессионально кладет пригоршнями в карман? Да еще в условиях искусственного напряжения отношений, как в книге "Весь мире - театр"?
Охлаждение отношений с Масой только подчеркивает вечное противоречие между любовью и дружбой. Маса в этом отношении гораздо мудрее своего крестного папаши, и он уже давно определился, что служит одному лишь Фандори-сан. Ну а мудрый Эраст, которому за полтинник, оказывается здесь исключительным дураком не знающий этой истины, которая хорошо известна многим людям в 20 лет. А все почему? Да потому что ему особо-то не приходилось бороться за женское благоволение и тем более соперничать из-за них с мужчинами. Вот и попался на крючок для юношей.
Вожделеющие мужчины ведут себя двумя способами. Или сразу кидаются в атаку. Или — если гордого нрава — делают вид, что остались равнодушны, но при этом все равно стараются произвести впечатление.
Теперь о любви. Что ж, раз уж пришла пора влюбиться, значит пришло время анатомировать мужскую любовь. Так уж получилось, что в большинстве своем любовь в литературе (особенно горячая любовь, с подробностями душевных переживаний) - удел женщин. Тут разбирается не просто влюбленность, но влюбленность дядьки, которому недолго до пожилого возраста. Впрочем, это не имеет значения, поскольку духом Фандорин помоложе будет. А его эмоции полезно почитать барышням - пусть знают, как иногда думают (а то и сходят с ума) мужики с сорванной крышей.
Глубокое заблуждение полагать, будто умный человек умен во всем.
Детективная линия не настолько глобальная, так ведь не век же Фандорину спасать Отечество с целым миром в придачу, иногда надо и более конкретными делами заняться. Вот он и занимается - благо, повод есть. Правда. к середине книги становиться непонятно - то ли расследование является поводом для любви, то ли любовь - повод для расследования. Но Фандорину это неважно, у него же на фоне любви крышу сорвало, как я уже сказал.
Как и в предыдущих романах, детективные способности Фандорина не гладкие, не безупречные. Да, он правильно вычисляет убийцу поначалу, но тому удается ввести "сыщика" в заблуждение. Стареет, Эраст Петрович? Да нет, какой был, такой и остался, он вечно последнюю ниточку недовытягивал. А уж кто действительно мастер своего дела - так это сам Акунин. надо же, как ловко убедил читателей (ну ладно, меня во всяком случае точно убедил, что настоящим убийцей является ревнующий муж главной героини?
Нет-нет, я ни за что не соглашусь, что Акунин исписался. Отличная книга, и всё тут.
Не могу держать в себе. И без Фандорина худо, и с Фандориным не в кайф.
Что это такое: «ах, Акунин исписался; ах, Фандорин уже не тот…»? А хули вы хотели-то, простите мой французский?
Посчитайте, какая это по счету книжка про Фандорина? А если включить еще околофандоринские книги, про внуков и правнуков? И чему после этого удивляться? Само собой, Фандорин в первых книжках – это что-то невероятное. Какой герой, какая харизма, какие лихо закрученные детективные истории, какая атмосфера! Золотой век. Но это же не удивительно, это - закономерно. Шерлок Холмс тоже умер, но его пришлось оживить. И – если честно-честно – вы вспомните, что там было после убийства Шерлока профессором Мориарти? Я – нет. Но Холмса воскресили из мертвых. По настоятельным просьбам.
Та же история и с Фандориным. Просили, просили - получите. Но не нужно рассчитывать на другой исход. Не потому, что Акунин плох, а потому, что история себя исчерпала. Так бывает. Так случается.
Нужно играть по правилам.
Поэтому я ставлю «понравилось». Мне действительно понравилось, потому что я скучала по Фандорину и атмосфере книг о нем, потому что книги дивно оформляются, потому что Акунин молодец, и не побоялся всех глубокомысленных: фу, фу, фу.
И пьеса хороша.
Детективная линия неинтересная и даже скучная. Это р-раз. Персонажи, как для театральной публики, блеклые и схематичные. Это д-два. И Акунин – не мастер любовной интриги. Это т-три. Возможно, виноваты ранние произведения Акунина, мне запомнился другой Фандорин – умный, волевой, одним словом, «интересный мужчина». Теперешнего же Фандорина не оправдывают даже рассуждения о старости – не убедительно. Куда делась харизма героя? Блеска и страсти не хватает! Хотя роман о страстях: страсть к женщине приводит к «оглуплению», страсть к театру оборачивается помешательством (и как же нынче без маньяков?!) И поглупел ЭП настолько, что исчезло все очарование его образа. А дама сердца его – вообще недоразумение, хотя Акунин и называет ее «незаурядная женщина, великая актриса».
Теперь о понравившемся. Как всегда, отличная стилизация. Атмосфера театральной Москвы начала 20 века, знаменитые театры и режиссеры. Смакование технических новинок (фотобинокль, электротеатры и т.п.) И отдельный большой плюс – замечательные иллюстрации, на которых персонажи имеют сходство с известными актерами. Хотя Янковский для Фандорина все-таки староват (для меня, например, после «Статского советника» ЭПФ навсегда уже ассоциируется с Олегом Меньшиковым). Гранд-дама Регинина явно напоминает Фрейндлих, ее бывший муж Разумовский – Игоря Владимирова, Простаков – Евгения Леонова.
В общем, ИМХО, в этот раз обертка подарка вышла более привлекательной и праздничной, чем содержимое. Увы-увы
"Настоящий запутанный детектив - это такой, в котором убийца
остаётся неизвестен даже после прочтения книги."
(Юрий Татаркин)
Не знаю с чего и начать,... "как самый умный человек" я начала своё знакомство с серией книг о приключениях Фандорина именно с этой книги.
Мда, скажу я Вам, ожидала я конечно намного большего от этого произведения...как детектив книга не зацепила,(но если только немного), но вот как жизненная путаница, мелодрама, книга ничего.
Главная героиня местами просто убивала, а Фандорин моментами просто выбешивал, как же мне хотелось ему временами сказать: "Дорогой мой, хватит по этой швабре сохнуть, пора расследование начинать!"
А то расследованиями он занимался не больше 10%, всё остальное время страдал из-за любви, дулся на своего друга, ревновал к каждому столбу, а ещё рассуждал какой же он старый и что же ему с этим делать.
В принципе порадовал только финал, хотя и он не всегда цеплял своими гениальными поворотами...
P.S. Пожалуйста посоветуйте книгу о Фандорине, которая исправит сложившееся о нём мнение.
Ну вот как-то так)Спасибо за внимание)
Далеко не самый лучший детектив в этой серии, даже немного удивлена. Ну видимо Б.Акунин решил поддержать фразу "седина в бороду бес в ребро"... Роман начинается некой рефлексией на тему старости, а заканчивается определенным риском в лямурных делах. И все бы ничего, если б не настолько как-то все стандартно и как надо. Вся книги - подтверждение того, что "весь мир театр". Вокруг театральной среды и внутри него и идет все повествования. Вроде и неплохо, но вот не хватило мне какой-то искорки да огонька. Зато закулисья театра и метаний влюбленного главного героя хоть отбавляй. В общим, не верьте вы люди добрые, актерам и актрисам. Не поймешь когда живут, когда играют, когда влюбляются. Хотя истинная актриса влюблена всегда и лишь она знает (ну хоть изредка) кому или чему на данный моменты отдано ее сердечко. Видимо одна банальщина на другой и испортили в целом все впечатление от детективной линии и постановки главного злодея. Но се ля ви как говорится...
Сначала немного славословия и дифирамбов автору. Я нежно люблю Бориса Акунина. Это едва ли не первый современный российский писатель, с творчеством которого я познакомилась. В период между 20 и 30 годами я по разным причинам читала довольно мало. А до 20 лет читала одну только классику, в основном зарубежную – приключения в духе Дюма и Купера, русскую – Толстого и иже с ним, и из советской литературы – то, что требовалось сверх школьной программы, а именно, о Великой Отечественной войне (я оканчивала школу в год 50-летия Победы), о сталинских репрессиях, об афганской войне, то есть остросоциальную прозу. В одной из организаций, где я работала, кто-то из девчонок купил книгу Акунина. И… пронеслась комета. Иначе и не скажешь. Мои впечатления от прочтения первой книги о Фандорине трудно описать словами. Во-первых, для меня было открытием уже то, что кто-то что-то пишет и сейчас, что помимо классиков есть современники. Во-вторых, очень понравилось, что пишет Акунин теперь о веке минувшем, и как он пишет! Ну, и конечно же, Эраст Фандорин! О, этот мужчина… Я была влюблена в него и ревновала к каждой его женщине, а в следующей книге у него опять новая возлюбленная! Пожалуй, нечто подобное я испытывала только к Атосу, ну так мне тогда было 10 лет) Я прочла одну за другой все книги серии вплоть до Любовника смерти. Одни вызывали больше эмоций, другие меньше. Потом были ещё Кладбищенские истории, пара книг из серии о Пелагее и пара – из серии «Жанры». Ах да! Ещё «Инь и ян». И всё же… Эраст Фандорин – мой герой. Пусть и литературный) Ох, банальность банальная, но – он настоящий мужчина.
Что же касается этой книги… Это снова мой любимый, расчудесный Эраст Фандорин. Ему уже 55 (или всего лишь 55?), и он по-прежнему умён, проницателен, благороден… Книга о театре, а театр – одно из моих увлечений. Читалась книга очень легко, и, конечно же, я не угадала убийцу, но это, при всём уважении, не заслуга Акунина. Я никогда не угадываю) В чьей-то рецензии я прочитала, что книги Акунина читаются очень легко, но также легко и быстро забываются. Я с этим не согласна. Я помню канву любого из его сюжетов, хотя и без подробностей уже, конечно. А ещё, а ещё! Здесь есть любовная линия! Нежная, трепетная, вся такая неровная от сомнений и переживаний… А ещё здесь есть рассуждения о старости и как стариться, но не стареть. А ещё Акунин снова показал, насколько его талант многогранен, включив в книгу пьесу в японском стиле.
Пожалуй, больше ничего рассказывать не буду. Всё остальное вы можете прочитать)