Очередной пример, как хорошей книге "Яуза" дает название от фонаря, только по самому известному из описанных боев. По-хорошему эту книгу можно назвать примерно как "1-я Краснознаменная танковая дивизия против 4-й танковой группы", а хронологически исследование описывает самое крупное танковое сражение во время битвы за Ленинград в августе-сентябре 1941 года, от прорыва Лужского рубежа и до боев за Красногвардейск (Гатчину) и упирания Вермахта в оборону у Пулковских высот. Автором ее стал историк-любитель из северной столицы Денис Базуев, весьма тщательно изучив фактологию, вплоть до личных поездок на места сражений и бесед с местными жителями. Главным героем книги выступает 1-я КрТД начавшая войну в месте, мало ассоциированном с танковыми сражениями - под Саллой в Карелии, где в составе немецкого 36-го ГСК действовали две немецких отдельных танковых батальона с экзотическими для Восточными фронта французскими трофейными Somua S-35 и Hotchkiss H35/H39. Целью немцев была Кандалакша, с выходом к которой перерезалась сухопутная связь с Мурманском. Вступительная глава именно о боях в этом месте, впервые читаю про что-то подобное. В круглосуточных из-за полярной ночи боях советские танкисты выработали свою тактику чередования стрельбы и засад и контратаками с пехотой для выбивания прорвавшегося врага. Работало это на пересеченной местности, и опыт подсказал, что легкие танки БТ-7 в засадах теряли свой главный козырь скорости и подвижности. В Карелии стало ясно, что для засад хорошо годились тяжелые КВ, в крайнем случае средние Т-28.
В качестве панацеи от блицкрига танковые засады в переброшенной на Лугу дивизии могли использоваться при встрече нескольких факторов. Немцы должны были пренебрегать тщательной разведкой и действовать вдоль танкодоступных дорог, их подвижные соединения уже должны были вырваться на оперативный простор и двигаться вперед, уповая на внезапность. Советское командование на правом участке Лужского рубежа, где прорвалась 4 ТГр, противопоставило немцам новосформированные стрелковые дивизии, плохо вооруженных и обученных ленинградских ополченцев, элитную бригаду пограничников из Ново-Петергофского пограничного училища НКВД и танкистов 1-я Краснознамённой. Они вели классические сдерживающие бои, позволившие выиграть время на подготовку рубежей непосредственно под Ленинградом. Собственно, эпизод с засадой Колобанова - просто самый известный из подобных эпизодов, и до сих пор вызывающий споры, хотя автор честно признает, что вычислить точно немецкие потери по немецким же документам сложно из-за отсутствия данных полкового уровня. До сих даже не очень понятно с какой частью из трех немецких дивизий имел дело экипаж танка, в книге на косвенных данных автор пишет про 6-ю танковую, чьи потери в период 20-27 сентября 1941-го в отсутствии серьезных бое ничем другим необъяснимы. Кстати, автор пришел к этому кружным путем поисков и анализа потерь, еще в начале 2017 года в одной из дискуссий в инете он писал: "по мере того, как появлялась новая информация, менялось и мое мнение о том, с какой дивизией сражался танк Колобанова. Вначале я считал что это была 1-я танковая, затем, что 8-я танковая, сейчас не исключаю, что это была 6-я танковая." В итоге последняя танковая дивизия немцев и была назначена жертвой советских танкистов, книга вышла в конце 2017 года.
В целом в книге ценен даже не разбор отдельного боевого эпизода, а сама картина тактических боев из которых складывалось медленное продвижение немцев к Ленинграду, помимо засад там были и бои за деревеньки, и контратаки советских танкистов и ополченцев, и краеведческие картины местности, и большая работа с немецкими документами, показывающая обычное отображение событий в них через два-три дня от их реального совершения. Искренне советую, книга в целом осталась малозамеченной профильной аудиторией любителей военной истории.