Человека отличают противоречия. Мы одновременно стремимся домой - и уехать подальше
Мне хотелось просто написать вместо отзыва только одну фразу, раскрывающую мои эмоции после прочтения этой книги: "Я благодарен автору, что он в этом романе... не свалился в фэнтези!" Последние книги цикла, как со стороны Ларссона, так и дописанная Лагеркранцем все же не смотрелись так хорошо, как самая первая книга. И, на мой взгляд, тому виной были головокружительные повороты, насыщенные остросюжетностью и большой долей везения для героев. Причем они были так закручены, что аж дух захватывало. А тут есть уже некая грань "похожести на достоверность", эту грань легко можно переступить и уже читатель не верит в то, что описанные события в действительности могли бы так произойти. Так вот, например, тот факт, когда в одной из предыдущих книг Лисбет, выжив, сама себя откапывала из могилы, я уже смог воспринимать тогда с доверием.
Я очень порадовался, читая этот роман, что:
- автор не опустился до таких пограничных ситуаций, и хоть он старался писать в ларссоновском ключе и аналогично закручивать триллерную часть с запоминающимся событийным венцом-финалом, но все же это не получилось так круто, но для меня как раз все сошлось, потому что, то, что описано, выглядит очень даже правдоподобных, без всяких там "потусторонних усилий и мегаспособностей";
- я снова столкнулся с уже полюбившимися героями и не заметил, что быстро пришел к финишу при прослушивании романа. А это уже показатель - если читатель не замечает проходимых часов за книгой, то он получает наслаждение, а, значит, цель писателя достигнута;
- Лагеркранц достаточно бережно поступает с главными героями и перевоспитывает их (жалко было здесь только одного персонажа, с которым пришлось проститься).
Может быть, только мне было немного мало самого Михаэля и его отношений с Лисбет (в психологическом контексте), а еще удивила речь Лисбет в эпилоге (похоже, тут Лагеркранц прокололся, действительно ли она была способна на такое, с ее то характером?).
Короче, как вы уже поняли, время я провел с этой книгой не зря. Да и Игорь Князев начитал эту книгу на своем привычно высоком уровне. Может, и вы не будете слишком строго относиться к продолжателю дела Ларссона и прочитаете эти две последние истории о Лисбет.
Прочитана пятая книга о Лисбет Саландер, и я поняла, что продолжаю читать это только потому, что просто не хочу отпускать героев. Звучит жестко, но это похоже на фанфик.
Я не хочу сильно ругать 2 последние книги Лагеркранца, скажу,что в них потрясающая динамика - у Ларссона, например, такого не было. Реально, оторваться невозможно. Но на этом всё. Динамика сама по себе не делает лучше эти книги, складывается ощущение, что Лагеркранц спешил, как будто в это книге ему надо было охватить все.
Тема там серьезная, большая, но я так "пробежала" сквозь нее, что даже не поняла. Нет чувственности, нет погружения, чего только стоит смерть одного из главных героев (это не спойлер - в аннотации так и написано!) - я не почувствовала ничего! А, наверно, должна была.
Почему трилогия Ларссона цепляет? Почему именно она отзывается в сердце? Неужели, Лагеркранцу нельзя было чуточку проникнуться историей? Микаэль и Лисбет в этой книге совсем другие. Это не те люди, которых я полюбила. Отношения не раскрыты, мотивы неясны...
Я увидела в этом предательство трудов Ларссона. А будет ведь еще шестая книга... Нет, я прочитаю, только ради общего смысла истории - ведь Ларссон это задумывал. Сначала я хотела поставить книге 4/5, но потом решила, почему я должна ставить этой плохо слепленной скомканной неэмоциональной истории такую хорошую отметку?
Просто хочу сказать, что нет ничего лучше первой трилогии. Лично мое мнение, а в остальном - решать вам.
Я абстрагировалась от того, что Лагеркранц стал "приемным отцом" этого цикла. Главное, что герои продолжают жить., продолжают бороться, продолжают делать свое дело. Поэтому книга мне понравилась, как, впрочем, и предыдущая.
В этой части снова приходится возвращаться к "темному" прошлому Лисбет. Казалось бы, все - уже разобрались с ее тяжелым детством, ан нет, там еще, оказывается, много загадок и тайн.
Из этого вот копания в делах давно минувших дней вырисовывается довольно интересная сюжетная линия, основанная на любопытнейшей, по сути, теме - что влияет на становление личности человека: гены или среда.
Интересная тема, особенно учитывая то, что изучалась (а, возможно, и сейчас как-то изучается) на близнецах и двойняшках. Наука, как всегда закрывает глаза на моральную сторону вопроса, но результаты поражают, хотя и остаются очень и очень спорными.
Ну и плюс ко всему в книге будет женская тюрьма, мусульманская тематика, много драк и преследований. Все как положено.
Надеюсь на продолжение.
Я отчётливо помню тот жизненный период, когда длинными зимними вечерами я впервые погружалась в мрачный и жестокий мир «Миллениума», мир Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста, мир, созданный Стигом Ларссоном. До того момента я не являлась поклонницей скандинавской литературы, но уже тогда питала симпатию к детективам, и благодаря этой трилогии я погрузилась в эту среду куда более основательно, найдя очень много достойных авторов и интересных произведений. Возможно, именно поэтому я питаю к творению Стига такую отчаянную привязанность. Не забыть тот миг, когда я, дочитав «Девушку с татуировкой дракона», полезла в Интернет, дабы ознакомиться с автором, и увидела, что Ларссона уже нет в живых. Это было оглушающе. Каждый раз, берясь за «Девушку, которая искала чужую тень», я с тоской вспоминала те дни, когда читала «Девушку, которая играла с огнём» и «Девушку, которая взрывала воздушные замки»: тогда я понимала, что это конец, что продолжения не будет, и потому растягивала эти страницы, погружалась полностью, и это было потрясающее время, ибо проделанная Стигом работа восхищала (и восхищает до сих пор). Книга, которую я только что прочитала, подобных чувств не вызывала.
Я всегда считала, что Стиг на протяжении всего повествования аккуратно ведёт нас к пониманию того, что семья – это не кровь, семья – это нечто более глубокое. Какой бы дикой отшельницей ни была Лисбет, те отношения, которые она смогла построить с другими героями, были настоящими. Именно поэтому финал третьего романа являлся для меня правильным финалом истории этой необыкновенной девушки: она открыла Микаэлю дверь, тем самым окончательно впустив его в свою жизнь. Я много размышляла на тему того, как бы сложилась их судьба: эти двое точно не будут жить спокойно, на их пути встретится ещё много трудностей, но эта мысль дарила какое-то особое, очень воодушевляющее чувство, чувство того, что они будут и дальше бороться, только уже за гранью страниц, строк и букв. Закрывая книгу с пониманием, что никакого продолжения больше не будет, мне было очень грустно, но вместе с тем у меня было чёткое и очень правильное ощущение завершённости этой истории. Это продлилось до тех пор, пока суд не встал на сторону официальных наследников Ларссона, которые в скором времени сообщили, что журналист Дэвид Лагеркранц взялся писать продолжение.
Раньше я любила фанфики. Теперь я уже отошла от этой темы, но я хорошо помню, с какими порой рассказами приходилось сталкиваться: там были и откровенно ужасные, и поистине великолепные работы. Темы, жанр, стиль, – всё было разным, но кое-что всё-таки объединяло авторов: они действительно любили своих героев и те истории, что творили. После знакомства с «Девушкой, которая застряла в паутине» я не могла избавиться от навязчивой мысли, что что-то здесь не так, и вот сейчас, после прочтения второго романа Лагеркранца, я наконец-то поняла, что же меня так смутило: он совершенно не любит ни эту историю, ни её героев. Абсолютно. Я могла бы смириться с тем, что автор игнорирует атмосферу первых книг, ведь такое воссоздать практически невозможно, да и свой собственный стиль хочется продемонстрировать. Я бы могла простить автору какие-то огрехи в сюжете и несостыковки. Но как можно оправдать человека, который взялся за такую потрясающую историю и начал писать такие скучные, безжизненные, сухие книги, выдавая их за официальное продолжение? Практически в каждом важном моменте сюжета было видно, как сильно Лагеркранц боится решиться на какой-то серьёзный шаг: у всех его героев в итоге всё хорошо, никакой жестокости (настоящей жестокости, которая была в книгах Ларссона) нет и в помине, всё разрешается самым благополучным образом. Я ничего не имею против хэппи-эндов, но дело-то не в этом: когда писатель боится оступиться и следует шаблонам, сюжет теряет всю свою привлекательность. Впрочем, не это самое страшное. Истинная горечь заключается в том, что сделал этот человек с Лисбет и Микаэлем. Это не те люди, которых нам подарил Стиг. Все те мельчайшие, но очень важные детали, коими одаривал нас главный (и единственный) создатель и творец этой истории, просто-напросто стёрты, будто их и не было. Герои стали картонными. Герои стали неинтересными. Героев больше нет.
Днём я пыталась представить, каким был бы четвёртый роман, если бы отец Ларссона всё-таки разрешил музе его сына, Еве Габриэльссон, с которой он прожил тридцать лет бок о бок, закончить свои черновики, ведь Стиг советовался с ней, рассказывал, что будет с его героями дальше (к тому же, она ему очень помогала в писательстве). Ещё я думала о том, на сколько книг ещё хватит Лагеркранца (думаю, на две-три уж точно). Их я из-за своей упёртости прочитаю, но я уже научилась отделять эту писанину от первых трёх романов, так что финал этой истории мне уже известен. Но при всём при том мне всё равно очень горько. Нельзя, чтобы с детищем по-настоящему талантливого человека так неуважительно обращались после его смерти. Это неправильно.А мне понравилось. Пусть я даже уже не запоминаю названия книг, в голове оно выглядит как «девушка, которая чего-то там». Пусть это уже не Стиг, но он доверил своих героев Давиду, а я привыкла доверять Стигу. К тому же после предыдущей, четвёртой книги ожидания были несколько умеренными, но пятая вышла заметно лучше, Давид стал посмелее.
Сейчас вспоминаю ощущения от стиговских книг. От первой - дичайший восторг, на второй и третьей часто ловила себя на мыслях, не имеющих отношения к тому, что читаю - не так захватывали внимание. В этой книге отвлекаться не приходится, всё очень быстро, динамично - хотя, именно этим и отличается последователь от создателя.
Здесь мы видим меньше Лисбет, нет тех многозначительных драмапауз, чтобы мы успели всё прочувствовать, это кино как будто не про то, нужно уложиться в определённое время. Зато перед нами открываются новые фрагменты из детства Лисбет. Блин, у неё бывали вообще спокойные денёчки и минутки радости?!
Что не изменилось, так это то, что Лисбет постоянно кому-то помогает, жизнь спасает, ну и Микаэль вечно в гонках и женщинах. Однако автор не особо акцентирует внимание на сексе (в отличие от Стига), для него это не основная тема, хоть и вставляет некоторые фрагменты скорей по инерции. Нет глубины отношений, если кто-то на кого-то обиделся или приревновал, быстро остывает - не Стиг, ну, у него всё сложней.
Небольшой спойлерЯ немножко (или множко) кровожадина.. Хотелось бы увидеть мучения сволочей уже после того, как их поймали. Этого мне действительно не хватило.свернутьЭто конечно совсем не Стиг Ларссон, но история Лисбет и Блумквиста все еще интригует. Даже очень. Написано и переведено захватывающим языком. Читается с удовольствием, даже не смотря на предсказуемость сюжета. Примерно на половине книги становится понятно кто злодей, в чем суть интриги и чем это все приблизительно закончится. Но я продолжаю читать серию...Очень интересных персонажей придумал в свое время преждевременно ушедший от своих поклонников автор.
Не смотря на все минусы 4 из 5 :).
Если в 4 части Д. Лагенкратц еще пытался придерживаться стиля Стига Ларссона, то сейчас произошло что-то страшное. Много "соплей", нет никакого накала. "В книге погибает один из основных персонажей" - хоть кто-то переживал, когда это случилось? Потому что меня не тронуло совершенно. Есть ощущение, что в следующей книге будет 300 страниц и шрифт первого "Гарри Поттера". Очень жаль серию. От легендарной трилогии к посредственному детективу. Читать стоит только ради полюбившихся персонажей.
Удивительно, но это особенная серия книг: когда я читаю и вижу количество оставшихся страниц, мне хочется немного замедлиться, чтобы не так быстро всё заканчивалось…и не могу - просто невозможно остановиться, сюжет увлекает за собой, как лавина…
спойлерКогда читала про реальные примеры встреч разлученных в детстве близнецов, по всему телу пробегали мурашки холода… Какие только эксперименты не ставили над людьми…свернутьЯ благодарна автору за то, что продолжил историю, на которую меня «подсадил» Стиг Ларссон. Без сомнений, чувствуется другая рука: рассказывает явно кто-то другой, но он так же хорошо знает полюбившихся мне героев.
В книге много отсылок к предыдущим частям, но они могут восприниматься как пояснения к основной истории для тех, кто вдруг взялся читать с этой части. Мне показались несколько натянутыми эти привязки, конечно, в силу того, что мне самой эти «напоминания» были не нужны.
Определенно, у этой книги серьезные проблемы с переводом. Не могу вполне конкретно объяснить, но чувствуется шероховатость в построении фраз; обороты, которые использует переводчик, порой кажутся грубо вытесанными, как будто недоработанными. Специально посмотрела: у предыдущих частей были другие переводчики.
И еще один удивительный факт. Последнее время предпочитаю аудиовариант, если таковой имеется. Однако, эту книгу я категорически хотела читать глазами. Возможно, потому что все предыдущие части были прочитаны именно так, и мне хотелось вновь погрузиться в знакомые ощущения-переживания. Ни на минуту не пожалела об этом выборе. Определенно, при чтении глазами я более внимательна (так всегда было), тогда как в аудио я больше воспринимаю эмоциональную сторону.
Лучшим подарком в канун Нового года для меня это неожиданное продолжение историй Лисбет Саландер. Хоть её создателя давно нет в живых ,подозреваю что Стиг Ларссон, поступил подобно кумиру многих, Артуру Конану Дойлью, оставив своего любимого героя жить дальше, под пером другого автора. Для Лагеркранца это уже второй роман о Лисбет, и в нем уже больше чувствуется его почерк. Мне эта книга понравилась больше предыдущей, будем ждать следующей. Хороший сюжет и как всегда на одном дыхании ,так что один подарок на Новый год у меня уже есть;) и зная мою жену, кажется он будет единственным :)))
Каждый видит в других отражение собственного зла.
Представьте себе дом. Милое трехэтажное здание, в котором соседи вполне себе мирно сосуществуют.
Проходит немного времени и некий Кулибин решает, что этому дому не помешает ещё пара этажей. С виду все ровненько/красиво, но если приглядеться, то картина безрадостна - там кирпичик торчит, там окно покосилось, а крыша оставляет желать лучшего.
В своё время я зачитывалась циклом «Девушка с татуировкой дракона». Ларссон со всей скурпулезностью подбирал жильцов этого самого дома и выходить из него не хотелось. Лагеркранц же решил, что старожилам не помешает встряска и сделал из дома общагу - цыгане, чокнутые врачи, семейка радикально настроенных мусульман, плохие русские и прочие странные персонажи. Ну конечно, комнат на всех не хватило и это было самое унылое выселение, о котором я читала.
В попытках расширить вселенную Блумквиста и Саландер, Лагеркранц откровенно налажал. Почему? Подражательство требует куда больших усилий, чем собственноручно созданная история.