Чак Паланик
"Здесь на излете "проклятых восьмидесятых" родилась дикая, неистовая гранж-культура" - гласила обратная сторона книги.
Черт возьми! Два в одном - подумала я - надо брать!
И взяла.
Когда я села читать книгу, на ухо мне хриплым голосом пел Курт Кобейн. От его растянутого полосатого свитера пахло водкой и кодеином. Он фальшивил и не попадал в аккорды. Запинался и начинал с новой неистовой силой. Оставил на столе чашку мятного чая и незаметно ушел, тихонько притворив за собой дверь.
А Чак рассказывал про световое лазерное шоу под «Pink Floyd». Про тетеньку в шубе у которой он сжевал рукав под действием ЛСД.
Потом на смену Курту пришли парни из Green River. Они прошлись музыкальным террором по комнате, раскидали письма и листки бумаги. Опрокинули стакан мятного чая. Разбили вазу и оставив после себя невыветривающийся запах перегара и свободы, также стремительно исчезли из поля зрения.
А Чак рассказывал про скромную школьную учительницу, создавшую откровенное бурлеск-шоу. Про 14 уникальных и чокнутых мест в Портленде.
А после Зелено-речных распахнув дверь настежь и крича, что "мы должны как солнце, жить, чтобы подниматься", мою комнату заполнили Soundgarden. Они сидели на моем полу и я подпевала им в припевах. Они учили меня правильно ставить пальцы для аккорда и смеялись как идиоты, когда я делала ошибку, затягиваясь косяком по очереди. А потом хлопнув меня по плечу и спросив "могут ли они на меня рассчитывать, как на друга?", ушли к тому самому солнцу о котором пели.
А Чак тем временем рассказывал, где в Портленде можно перекусить. Как готовить особенные оладьи и подливку к ним.
Растворившись в солнечном свете, Soundgarden освободили место для удивительных ребят из Pearl Jam, надымивших в комнате и вразнобой кричавших "Радуйся, радуйся". Проливших виски на мой пол. Поцеловавших меня на прощание и ушедших к своей "желтой луне, которая уже восходила".
А Чак рассказывал про дома с привидениями, про музеи, которых нигде не найти. Про девицу на одну ночь, которую как раз найти труда не составит.
А ночью я осталась наедине вместе с Alice in Chains, которые будили соседей своим ревом. Умоляли весь мир выйти из своего личного ада, перестать сидеть в клетке. Но никто не понимал, что они кричат. Потому что соседям нужно было рано вставать на работу. Ад работает с 9 утра. И в ад нельзя опаздывать.
А Чак рассказывал про красивые парки и где можно сфотографироваться. Предлагал посетить зоопарк и посмотреть слона.
А потом книга кончилась.
А гранж остался. В моей комнате. В моих колонках. В моей душе. В воздухе.
А в книге его не было. Нет, не было. Но это не важно. Потому что в моей душе он есть и так...
Вообще, Вики утверждает, что гранж зародился в Сиэтле штат Вашингтон, и орегонский городок Портленд в статье никак не упоминается (ну, разве что где-то мельком и я его название не заметил при не слишком внимательном прочтении). Ну, да и бог с ним, пусть Паланик вместе с автором аннотации считают Портленд центром гранж-культуры, нам это не важно, тем более, что Сиэтл и Портленд не так и далеки географически.
А книжка больше напоминает своеобразный неформальный путеводитель по неформальному же Портленду; неформальность в данном случае определяется теми городскими местами, где любой и каждый чел может сделать с собой (и в большинстве случаев и с другими) почти всё, что ему пожелается. Т.е. это алкоголь всех видов и типов, это наркотики всех типов и видов, это всяческий какой только может быть выдуман секс и сексуальные игрища с любым количеством участников процесса — хоть сам с собою, хоть парный в любом наборе и в любом формате, хоть свингерские вечеринки, и только затем уже в паланиковской иерархии идут всякие неформальные выставки и арт-объекты.
Ну, у кого что болит, тот о том и говорит. В данном случае — пишет. Хотя понятно, что скорее всего это просто некая экскурсия по местам, так сказать, «боевой славы» — «бойцы вспоминают минувшие дни, и битвы, где вместе рубились они».
Не скажу, что всё это весело и увлекательно, и даже не особо познавательно. И к тому же есть соображение, что указываемые в книге адреса разного рода увеселительных и развлекательных заведений самого пикантного свойства и номера контактных телефонов появились там не просто так — из любви Чака Паланика к фактам, а по элементарным меркантильным соображениям. Ну, да и бог с ним, всё равно от меня до Портленда считая по прямой около семи сантиметров на не самом крупном глобусе, так что точно не пригодится :-)
"Эта книга — не Портленд, штат Орегон."
Ч.Паланик
знаете, прочтя эту книгу, даже если ты никогда не был в Портленде, и даже если не слышал о нём ничего, ты можешь считать себя готовым отправиться туда только с этой книгой в рюкзаке...кажется, будто Портленд раскрыл Паланику все свои тайны.эта книга совсем не похожа на всё, что до того писал Паланик, здесь нет идеи кроме одной, что красной нитью растекается по всей книге-тонкое описание города, такого, от которого вы поймёте-Паланик любит его, он не заставляет вас так же от носится к нему, но он помогает вам понять, что он многое для него значит, и только представьте, вы решились и приехали в Портленд , зашли в «АЛИБИ», а за соседнем столиком сидит сам Паланик,пишет свой очередной "бойцовский клуб", вы ему обязательно подмигнёте, выташите из рюкзака его книгу, и он сам всё поймет...улыбнётесь друг другу и вперед, в замок МАУНТ-ГЛЭРЛЛ...
Даже не знаю как назвать сие произведение. Книга представляет собой сборник воспоминаний с подробным описанием достопримечательных мест родного города автора. Все кафе, рестораны, места для тусовок, секс-шопы, рецепты приготовления пищи по местным стандартам. Название совсем содержанию не соответствует. Да и вобще читать путеводитель для туриста не было интересно.
Потрясающе! Вот так и должен человек писать о своем городе – если, конечно, он его любит. Чтобы для каждого, кто, как я (каюсь!) до этого даже не слышал его названия – Портленд, после прочтения (проглатывания!) этой книги он стал настолько близким, интересным и каким-то своим, что просто диву даешься. В такую небольшую книгу вместить СТОЛЬКО всякого-разного, это уметь надо! Прямо даже захотелось там побывать и кое-что увидеть воочию… ну, это чисто теоретически, конечно… я реальные путешествия терпеть не могу. Больше всего мне, конечно, про природу и про животных понравилось. Неужели там столько красивых парков и цветников? Просто обзавидоваться можно. А еще меня потрясла одна небольшая подробность – количество слонов, одновременно содержащихся в местном зоопарке – СЕМЬ! Черт, в нашем екатеринбургском зоопарке содержание ОДНОГО всегда преподносилось как скромный маленький подвиг и большой подарок для гостей столицы Урала… Вот такие вещи меня почему-то очень наглядно убеждают в пресловутом величии той самой Америки.
Не смотря на то, что предыдущие, прочитанные мной книги Паланика мне очень нравились, эта книга мне совершенно не понравилась.
Вся книга - это либо замечания (они же письма) автора, либо списки "где отдохнуть, куда сходить" и т.д. и т.п.
В общем список мест, которые надо посетить в Потленде.
Такое ощущение, как будто прочитала экскурсионную брошюру.
2/5
– Еще в средней школе, – говорит она, – мой психиатр сказал мне, что я даже не гений, а гений в квадрате. «Мир принадлежит тебе, а если тебе кто-то скажет, что это не так, то ты просто не слушай».
Портленд — город, расположенный на северо-западе Соединённых Штатов. Именно здесь, в самом озеленённом городе США, где дешёвая жизнь и куча развлечений на любой вкус, собрались оторванные от жизни люди. Это город, в котором зародился рок-н-ролл, гениальное кино и хорошая литература. Здесь собрались неудачники, которым некуда больше податься, иными словами - беглецы и бродяги.
Чак Паланик написал не столько книгу с полноценным сюжетом, сколько документальный репортаж о Портленде, городе, в котором он вырос. "Беглецы и бродяги" больше похожа на фотоальбом в текстовом варианте. Здесь рассказывается о местах, событиях и интересных людях Портленда, а также о вещах, о которых вам не расскажут СМИ и документальные фильмы о городе. И всё это разбавляется открытками с описанием событий, происходящих с самим Палаником с 1981-ого по 2002-ой год.
Тут на каждом углу поджидает история. – Она выдыхает дым в окно над Глисен-стрит. – Вот, – говорит она, – куда ни посмотришь, везде – история твоей жизни.
Где вкусно покушать, посмотреть лучший стриптиз или найти проститутку, где увидеть парад пьяных Санта-Клаусов или найти дома с привидениями, где сфотографироваться и в какой день можно поздравить слона в местном зоопарке с днем рождения - об этом и многом другом Паланик расскажет со всей красотой и изяществом. Простые места и события слишком скучны, Чак рассказывает об интересных, неординарных личностях, их необычных музеях, домах или коллекциях.
Также, большой интерес представляют письменные открытки из разных годов. В них Паланик рассказывает о своей жизни - о первой съемной квартире, о работе в хосписе, о девушках, драках, о съёмках "Бойцовского клуба", об экскурсиях в мёртвый город. Многое из этого потом переросло в очередную книгу, дало толчок к созданию того или иного сюжета. Ведь никто не придумает историю лучше, чем сама жизнь. Понравились его диалоги с Катрин Данн - автором недавно переизданной книги "Любовь Гика".
У нас остались только воспоминания и ни единого снимка.
Если вы вдруг собираетесь в Орегон или желаете окунуться в атмосферу этого чудесного города, то советую прочитать эту книжку. Тут есть абсолютно всё о Портленде, вплоть до телефонов, адресов, маршрутов и времени посещения тех или иных мест. От правильного произношения слова "Орегон" до экскурсий в Шанхайские тоннели, от рецептов вкусных блюд до адресов борделей. От лавок с безделушками до жутких потайных мест.
Приятного путешествия.
В конце концов, всё, что у нас остается, - это истории.
Неудачная книга. Единственная вразумительная мысль, на мой взгляд:
– У каждого, кто живет в Портленде, есть три жизни как минимум, – говорит Катерина Данн, автор «Полоумной любви». Она говорит: – У каждого по меньшей мере три разные личности. ...
– Скажем, кассир в бакалейном отделе, археолог и байкер, – продолжает она. – Или поэт, трансвестит и продавец в книжном.
Тема - то, кстати, очень дельная, если перенести её из книги в жизнь, из Портленда, штат Орегон, в Москву/Питер/Киото/Париж/Вену/Вашингтон. Не суть. У всех нас - тройное (если не больше) дно. Все мы обладаем огромным количеством граней, что, порой, делает нас безликими. Книга не идет ни в какое сравнение с БК или Дневником. Возможно, Паланик просто решил "понастальгировать". Или у него закончились на тот момент идеи для книг и он решил описать свой родной городок, сделав это на свой манер, что, кстати, обычно очень выгодно (а вот вы не хотели бы узнать о родном городе Брэдбери из уст самого Брэдбери?). Проблема только в одном - не получилось. "Беглецы и Бродяги" - просто еще одна строка в графе "Библиография" Паланика в Википедии.
Кстати, чем старше я становлюсь, тем дальше я ухожу от этого автора. Думаю, в 13-14-15 лет альтернатива - самое то. В некотором смысле, она дает направление мысли и помогает "перебеситься". В любом случае, читать про наркоту лучше, чем употреблять наркоту. К счастью, всему свое время. Паланик уходит в прошлое (кстати, я давно о нем ничего не слышала), а дети вырастают. Интересно, молодняк всё так же загоняется по БК, или линейка и варкрафт напрочь промыли им мозги?
Загляну в родную школу, поинтересуюсь. Заодно передарю кому-нибудь свой экземпляр Дневника - до меня он побывал в руках 14 человек. Думаю, просто необходимо продолжить эту цепочку, может быть, когда-нибудь, найдется желающий почетно водрузить сей экземпляр на свою книжную полку и передать своим потомкам по наследству, но это точно буду не я.
Хорошая книга. 5 баллов.
Но это справочник.
Для меня как человека живущего в России, данное произведение вообще не имеет никакой нагрузки, ни смысловой, ни практической.
Дом, для всех, свой дом. На то он и дом, город.
Как же всё-таки здорово, когда автор любит то, о чём пишет! В "Беглецах и бродягах" говорится о Портленде, и то, что Паланик от него просто без ума, видно сразу. Как ещё можно знать все эти крутые места, где так и хочется побывать, эти истории, в которых хочется участвовать!
На два дня, что я читала эту книгу, я будто сама перенеслась в Портленд. Прикупила старый манекен, зашла в парочку баров, потерялась в шанхайских катакомбах. Поставила себе на машину громкоговоритель и включила вороний грай так громко, как смогла. Зашла в замок Глэрлл. Дебоширила с другими Сантами сутки напролёт.
Я даже задумалась, а можно ли что-то похожее найти в Москве. Наверняка ведь можно. Но как же трудно оказалось понять, что именно интересно!
Ух, ладно.
"Беглецы и бродяги" мне понравились любовью к Портленду, которая сочится из каждой строчки. Теперь, если я вдруг когда-нибудь туда поеду, наполовину вина за это будет лежать на Паланике.