Эта книга продолжает прекрасную серию историй о княгине Ольге, о Древней Руси и мире языческих богов Одина и Перуна. Правда, стоит заметить, что данное произведение, в отличие от прошлых книг, меньше посвящено мирной жизни, политической ситуации в Киевской Руси и интригам Ингвара и Эльги ради получения власти (об этом были прошлые книги, начинать сразу с третьей я не советую, хотя писательница и поясняет многие события, произошедшие в прошлом, но все же для лучшего понимания происходящего стоит начать с первой части).
Данное же произведение почти полностью сосредоточено на войне, на походе русов и славян в Греческое царство. Неверно относить эту вещь к историческим любовным романам, ведь в книге любви почти нет. Зато множество сцен битв, воинских пирушек, хитрых политических интриг и союзов. При этом описано все настолько интересно, что даже я, которая в «Войне и мире» пролистывала все военные сцены, с удовольствием читала о походе русов, переживая за них как за родных.
Хочу отметить, что писательница не заостряет внимание на трагических моментах, описывает убийства мирных жителей и потери среди воинов достаточно спокойно, так что настроение от этого не портится.
В книге есть главы и от лица греков, так что можно подробнее узнать не только о Киевском царстве, но и о придворной жизни Константинополя, о монастырях, о составе войска, о хеландиях, плюющихся огнем. Да и Болгарскому царству в книге уделяется некоторое внимание, так что читать об этом весьма познавательно, особенно для тех, кто мало знает об установлении там христианства и о походах царя Симеона, о его наследнике царе Петре и об их отношениях с греческим василевсом.
Автор использует достаточно много старинных слов, но текст ими не перегружен и воспринимается легко, не придется сидеть со словарем.
Главное же, что книга не состоит из сухих фактов, а наполнена интересными событиями, проблемами и переживаниями героев, так что читать ее очень увлекательно.
Поэтому рекомендую всем, кто любит исторические приключения и атмосферу языческой Руси.
Эта часть почти полностью посвящена войне с греками (Византийской империей). В предисловии автор сразу предупредила, что в одну книгу не уложится, и «воевать» нам предстоит и дальше. А пока действие оборвалось на полуслове: Ингвар привез к опешившей Эльге новую жену, Мистина только начал путь домой с добычей мимо разоренных ранее земель, Хельги только предстоит прорываться из пролива мимо вражеских войск.
Читать про военные походы было интересно, но местами все-таки показалось затянуто. Были разговоры, слабо относящиеся к делу, местами очень подробно и не единожды расписаны набеги и разбои русов. Понятно их желание мстить всем без разбора после попадания под греческий огонь, интересно читать и про то, как брались (наскоком или хитростью) разные города и монастыри. Но все-таки это приедается, и хочется некоторые моменты проскочить побыстрее, чтобы вернуться уже к проблемам союзов и борьбу за киевский стол. Частенько мелькала мысль: как же русы возят с собой всю добычу, да еще и набирают все больше и больше? Что ж там за лодьи у них, вроде бы и маленькие, но такие вместительные? И устойчивые – такие нагруженные, да по морю?
Жаль, что нет послесловия и пояснений про болгарскую княжну. Когда появился план женитьбы, у меня мелькнуло воспоминание: что-то такое я читала, тем более что это связано и с союзом держав, и с хитростью. Но подробно уже не помню, да и в некоторых источниках сама Ольга считается болгарыней. Было бы очень интересно почитать, чем руководствовалась Дворецкая, выстраивая такую версию, про вторую жену.
В этой части присутствует некий мистический элемент. Он связан не столько со сверхъестественным как таковым, а с восприятием людьми тех или иных событий. Подробно описан ритуал погребения одного их убитых воевод: его вместе с погибшими людьми из дружины погрузили на лодью, подожгли и отправили вниз по течению; а также совершаемые человеческие жертвоприношения. Описаны переживания Мистины и Хельги, выполнявших роль жрецов в этих случаях, их впечатления от слияния с божественным, с миром мертвых. Одни из самых интересных и прочувствованных моментов в книге.
Наверное, это самый нехарактерный из романов Елизаветы Дворецкой, какие я читала до сих пор. Потому что перед нами военная проза. Женщины, включая княгиню Ольгу, не занимают здесь много места (хотя не следует думать, что суровые витязи заняты только и исключительно боями). Основное внимание сосредоточено на истории несчастного похода 941 года, где участвует не только Игорь с дружиной, но и вся высшая знать Киевской Руси, включая уже знакомого нам Хельги Красного.
Начинается поход почти легкомысленно - смешным эпизодом с "морским змеем" - но шутки быстро приходится отбросить. Ну, разве что для отдыха от ужасов войны введена забавная история Хельги Красного в монастыре Раскаяния. И все же мы знаем, что тот поход был трагическим, и накал трагедии в романе высок. Катастрофа, обрушившаяся на воинов Игоря, - страдания мирных жителей Византии - несчастья Болгарии, превращающейся в марионетку византийских василевсов, - все это становится гранями одной беды.
Боевые сцены великолепны - зрелищны и точны в деталях (кто бы это экранизировал!) Мы видим атаку катафрактов - элитной конницы Византии - на берегах адской реки Ахерон. Мы видим Босфор, превратившийся в ад под струями "греческого огня".
Автор не обеляет русов: в романе (как и в византийских хрониках) они не отличаются ни лишней гуманностью, ни уж тем более христолюбием. О нет, это язычники, жестокие и отважные, и их бесчинства в Византии описаны без какой-либо идеализации.
Я была рада вновь встретиться со старыми знакомыми - Ингваром, Хельги Красным, Мистиной. И уж тем более рада новому знакомству - ведь это оказался не кто иной, как Боян! Да, тот самый:
...Не угнаться в песне за Бояном!
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, над деревом парил.
Растекался мыслию по древу.
Надо думать, что вещие бояновы напевы мы слышим не в последний раз в цикле - а они завораживают! Недаром персонажи-христиане воспринимают его как связанного то ли с небесными, то ли с адскими силами, а язычники считают кудесником. Это - один из самых закрытых героев цикла. Мы ни разу не получаем возможности проникнуть в его мысли. Собственно, одна из его характеристик - ощущение слепящего света, словно закрывающего от наблюдателя даже черты его лица. Можно лишь предположить, что на поверку Боян более коварен, чем кажется.
P.S. Прелесть цикла о княгине Ольге в том, что он не теряет динамики. Но я как читатель теперь оказалась вдвойне в положении Тантала. Мало того, что в "Дарах золотого царства" дело закончилось таким скандалом в княжеском семействе, что Ольга и впрямь будет "мудрейшая из всех человек", если сумеет смягчить ситуацию. Так и здесь не завершены ни дела военные, ни дела семейные, и догадаться о возможной развязке нелегко. Придется ждать выхода следующего романа - а он намечен на август!