Не знаю, знаком ли автор с концепцией пространства Минковского. Роман почему-то близок к этой идее.
В рецензии на другую книгу (Олег Радзинский - Агафонкин и время) я про это писал.
Позволю процитировать (себя можно, это не плагиат):
"Мы существуем в трёхмерном геометрическом мире. Грубо говоря длина (x), ширина,(y), высота(z). Иногда говорят, раз время идёт, - значит в четырёхмерном. То есть x,y,z,t(время).
Большинство с этим не согласно, я тоже, ведь время - не геометрическая координата.
Минковский выдвинул идею именно о геометрической интрепретации, но! - в четырёхмерном мире.
Вместо x,y,z,t он предложил x,y,z,iсt.
Здесь t - по-прежнему время, с - скорость света, i - квадратный корень из минус единицы.
Визуально нам это представить невозможно, но свойства такого пространства Минковский описал математически.
Эйнштейн оценил, даже очень, в эту идею теория относительности укладывалась как в родную кровать.
Любую точку в таком пространстве, называемую Минковским “Событие”, можно определить при помощи предложенных им координат.
По аналогии: решая задачу про "из пункта А в пункт Б" мы ведь не ждём когда автомобиль проедет это расстояние, смотрим на это дело со стороны и видим все точки.
Другой пример: разложили перед собой плёнку с фильмом и видим одновременно все кадры.
Короче, если мы рассматриваем наш мир во-первых снаружи, во-вторых как пространство Минковского, то время в нём статично и можно обозреть все моменты времени сразу.
Тогда нет никакого прошлого и никакого будущего. Есть лишь точки-события, которые можно описать четырёхмерной системой координат. Как на карте."
Роман Владимира Лидского - это сага о нескольких поколениях людей, связанных родственными узами, причём изложено не последовательно, а скачками из одного временного пласта в другой. Всё это наложено на эпохальные события истории России и количество таких скачков немаленькое. Взгляд на время и историю как будто смотрим с самолёта на ландшафт. Видим всё и сразу.
Вот некоторые цитаты из книги (чем не про пространство Минковского?):
"У времени нет начала и конца, а есть только точки отсчета физических явлений, событий, фактов, причем эти точки действуют беспрерывно и бесконечно в каждое конкретное мгновенье бытия, хаотично сменяя друг друга, наслаиваясь друг на друга, вливаясь друг в друга, и тогда сбиваются причинно-следственные связи и становится возможным сослагательное наклонение".
"Время исчезает или, точнее, перестает быть движущейся категорией, – в одном миге застывает вся Вселенная, переполненная вечно сообщающимися ручьями крови".
"И вроде все нормально, только проходит время, которого же нет".
"Пришло твое время или не пришло, с другой стороны – время не может прийти или не прийти, его же нет, и выходит, – ты вечно жив и так же вечно мертв. Будущее – уже есть, – одномоментно с настоящим и, конечно, прошлым".
Несмотря на довольно большое количество действующих лиц (чего я вообщем не люблю) роман читается. Хотя, кому История России неинтересна или плохо знаком с ней - читать тяжело будет. Много отсылок к реальным фактам, событиям.
Если бы это была музыка, джазмены бы сказали - есть в ней драйв.
Так и роман Владимира Лидского. Медитативное чтение.