Почему-то я думала, что Чемберлен пишет о событиях, произошедших в наши дни. По факту же, основное действие книги происходит в 1960 году.
Давно присматривалась к этому автору, но руки до её книг не доходили, и неизвестно, когда бы дошли, если бы не дружеский совет во флешмобе.
Читая роман, вспоминала последнее творение Мойес. И здесь, и там главная героиня - молодая женщина, отличающаяся порядочностью и находящая в себе душевые силы идти наперекор «правилам».
В романе Чемберлен «правила» гласили о необходимости стерилизовать девушку, которая недостаточно умна, недостаточно богата, или родилась с недостаточно белой кожей. А также забирать детей из тех семей, в которых уделяют недостаточно внимания потомству. И неважно, что для матери её ребёнок дороже жизни, или то, что девушка мечтает о большой семье... Люди, работающие в социальной организации, брали на себя слишком много, так посчитала Джейн и, несмотря на протесты молодого супруга, который хотел видеть свою жену с вязанием в руках, пыталась помочь бедным бесправным девушкам.
Очень понравился роман! Обязательно буду читать Чемберлен ещё.
Спасибо, Надежда, nad1204 , за отличный совет!
Это седьмая прочитанная книга Чемберлен и пожалуй, вторая любимая после Папаша напрокат .
Сюжет делится на две временные линии - в 2011 и в 1960 - но современная часть минимальна и служит лишь в качестве пролога и эпилога. Линия 60-х разворачивается вокруг двух девушек, Джейн и Айви. У них небольшая разница в возрасте, их много что связывает в жизни, но они существуют на разных планетах: одна - социальный работник, вторая - ее подопечная. Джейн, вышедшей замуж за успешного врача и живущей в просторном уютном доме с горничной, придется погрузиться в нелегкий мир работников табачной плантации, где люди живут на грани нищеты, не поднимая головы трудятся на невыносимой жаре, где детской обуви приходится отрезать носок когда она становится мала, чтобы продолжить носить ее дальше. Ни для кого не секрет, что социальные работники являются для таких людей источником пособия и средств, которые недоступны подопечным по финансовым или географическим причинам: дополнительная еда, лекарства, одежда. Но они также действуют в интересах государства, и могут эту помощь не дать... или оказать ту, о которой не просили. Очень быстро, Джейн понимает, что оказывается меж двух огней, между профессиональными обязанностями и личными убеждениями, между рабочей этикой и своей совестью.
Если в "Папаше" была затронута тема лоботомии, то здесь не менее трагичная история о стерилизации. Именно в этом заключалась евгеническая программа помощи с 1929 по 1975 год для женщин, мужчин и даже детей Северной Каролины, которые по мнению социальных работников были не достойны продолжения рода. Больные эпилепсией, слишком бедные или малообразованные, "слабоумные", люди с психическими проблемами, подростки из исправительных школ, итд., итп. Трагедия заключается в том, что помощь это была оказана насильно, а иногда и даже без ведома человека.
Очень тяжелый сюжет, глобальная этическая проблема, которая никого не оставит равнодушным. Как мне показалось, Чемберлен постаралась не принимать определенно чью-то сторону, а убедительно преподнесла позицию и аргументы двух сторон. Это не всегда удается авторам, и поэтому является отдельным плюсом. Кроме этого, понравилось послесловие, с ссылкой на слушания жертв этой программы в 2011 году (https://www.wral.com/news/video/9755940/). Согласна с уточнением автора о том, что она не пыталась, как сейчас говорится, хайпануть на страшной теме и обрисовала далеко не самые ужасные случаи из тех что были связаны с евгенической программой, а акцентировала внимание сюжета на психологизме, на жизни людей в целом, на других проблемах, как правило существующих параллельно с необходимостью социальной помощи.
В который раз убеждаюсь, что книги Чемберлен не слюнтявые любовные романы, коими могут показаться по обложкам и названиям.
Кстати, название тут себя вполне оправдывает. Может ли вообще ложь быть во благо?
В рамках игры Книжное путешествие.
Диана Чемберлен попала в список авторов, читаемых мною, сравнительно недавно, но обосновалась там очень прочно. Я была уверена, что уже неплохо изучила ее стиль, а потому оказалась сильно удивлена, когда прочитала роман, написанный в совершенно не свойственной ей манере. Единственное, чему она осталась верна, так это любовь к формату "из настоящего в прошлое". Книга начинается событиями 2011 года и почти сразу переносит нас в далекий 60-й.
Историй о том, как тяжело жилось на юге США в те времена чернокожим, полно, но здесь совершенно иначе расставлены акценты. Как ни странно, проблема расовой сегрегации здесь проходит лишь легким фоном, а основой сюжета является работа сотрудников службы социального обеспечения, оказывающих помощь тем, кто в ней нуждается, невзирая на цвет их кожи.
Помощь, правда, временами была весьма своеобразной. Я впервые узнала о том, что в то время в Штатах действовала евгеническая программа, осуществлению которой способствовали как раз социальные работники. Именно они решали, кто из их подопечных достоин "плодиться и размножаться", а кто - нет. Это ужасно! Особенно жутко это читать потому, что все это происходит всего лишь через каких-то полтора десятка лет, что в масштабах истории вообще ничтожно малое время, после попытки Третьего Рейха провести мировую зачистку населения. Принудительная стерилизация в свободной Америке?! Честно, я в это даже не поверила сначала, полезла искать информацию в сети. Мда...
Книга кажется слегка затянутой - в ней, по сути, описываются всего пара дней в настоящем и несколько недель в прошлом, но настолько подробно, что перед глазами проходит жизнь целого поколения американцев, которым не удалось родиться богатыми и успешными.
Я не знаю, за что на эту книгу налепили ярлык любовного романа. Это качественная, глубокая современная проза. Это действительно роман-потрясение, заставляющий вздрагивать и задумываться о многих вещах, происходящих за кулисами той жизни, в которой мы не думаем о том, чем кормить детей и где жить. Если здесь и есть любовь, то она больше фоновая, сдержанная и в наименьшей степени касающаяся взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Она такая, какая возможна только в сердцах тех людей, которым некогда ни говорить о чувствах, ни показывать их.
Книга очень тяжелая с эмоциональной точки зрения. В ней нет каких бы то ни было отвратительных подробностей, в ней нет постельных сцен, но она буквально вся пропитана болью и безнадегой. Несмотря на это, я ее рекомендую к прочтению. В чем-то она напоминает роман "Прислуга", но лишь отчасти. Наверное, противопоставлением жизни людей успешных и тех, кому сильно не повезло...
Книжное путешествие. Игорь.
Как и все книги Дианы Чемберлен, эта точно смутит вас обложкой.
Нечто сладенькое, доброе, вечное. Чисто ванильное и девичье.
На самом деле, это опять очень жестокий социальный роман. Наверное, уже исторический. Хотя вот не о таких уж замшелых годах идет речь.
Евгеническая программа стерилизации. В США, в некоторых штатах, она действовала до 1975 г.
Для меня это было шоком. Как??? И это страна, которая позиционирует себя, как самого рьяного защитника прав человека. А на самом деле?
Радует, что они признают свои ошибки и пытаются выплачивать пособия пострадавшим, только вот желающих не так-то много.
Очень противоречивое мнение обо всем этом.
С одной стороны, когда ты смотришь на нищих маргиналов, которые плодятся как кролики, но при этом даже не удосуживаются заниматься со своими детьми, пытаться выбраться из ямы (хотя бы просто навести порядок в своей халупе перед приездом телевидения), действительно хочется проголосовать за этот беспредел. За бесконтрольные роды. За больных детей. За невозможность растить их в безопасной обстановке и дать им счастливое детство.
Социальные службы — это зло? Не думаю.
Всё зависит от людей. И ситуации.
В этом романе идет речь именно о непростой ситуации.
Джейн — благополучная, образованная женщина, которая очень хочет помогать людям и устраивается в социальную службу.
Айви — её подопечная из очень непростой семьи. Отец её погиб в результате несчастного случая. Мать содержится в клинике для душевнобольных. Бабушка — целый кладезь болезней (гипертония, сахарный диабет и, похоже, уже деменция). Старшая сестра умственно отсталая и уже успела родить в 15 лет, а после этого подверглась принудительной стерилизации, о которой она не знает и мечтает о том, что родит не меньше пяти детей.
Айви это тоже грозит. У неё есть отношения с человеком, которого она тщательно скрывает. У неё легкая форма эпилепсии. И IQ , которое на грани с нормальностью.
Но Джейн точно видит, что Айви, абсолютно нормальна, что у неё есть шанс на нормальную жизнь и просто преступно лишать её этого...
Очень всё трудно и неоднозначно. Но вот финал расставил все точки над "и".
Ложь во благо... Хм. Интересно, кто придумал эту фразу, а? Как может быть "ложь" и "благо" стоять на одной строчке и составлять вполне приемлемую фразу? Лучше жить в неведении и как дурочка верить каждому слову? Позволять кому-то обманывать себя? А за спиной, возможно, даже насмехаться?
В книге отчетливо приведен пример как ложь, пусть и, черт возьми, за благо, может привести к необратимым последствиям. И читатель делает выводы сам: что лучше - сказать правду сразу или потом, когда уже слишком поздно что-либо менять.
Итак. Дженни только выходит замуж и сразу устраивается на работу социальным работником. Мужу - Роберту - это не нравится, потому что хочется чтобы жена была домашней клушей, у которой нет своего мнения и воспитывала детей. Он прекрасно знал на ком женится, ему даже нравилось, что у него сильная и независимая девушка. Но после свадьбы вкусы изменились. А Дженни, слишком погружается в свою работу и привязывается особенно к семейству Харт, сестрам Айви и Мэри Элла, чтобы замечать недовольство супруга.
Судьба Айви и Мэри Эллы повергло меня в недоумение. Слышали про евгеническую программу стерилизации? Я вот впервые. Насколько я поняла, от обычной стерилизации, это программа отличается тем, что эту, так сказать, процедуру могут сделать тебе без твоего же согласия! Знаешь, мечтаешь ты о большой семьей, а какая-то комиссия решит, что ты "слабоумная" или что-то там еще какие-то отклонения и обманов сделает операцию. Нет, я все понимаю. Ситуация с Мэри Эллой. Она родила не пойми от кого. Да и ведет она себя не совсем нормально. Да и с деньгами туго. Но у нее было достаточно ума любить своего ребенка и мечтать о большой семье. Она же не овощ какой-то, чтобы за нее решать имеет она право быть матерью, или нет! А с Айви? Гонялись за ней по всему городу, как будто она угроза вселенского масштаба и ее срочно нужно стерилизовать!
Ужас, какие были времена.
В общем, книга не плоха. Как никак учит, что за свою ложь надо отвечать. Только отвечают почему-то не лгуны, а обманутые...
Когда Мэри Элла побежала под машину и та на нее наехала, я все время думала, какая же она дура. Но прочитав всю книгу, я никак не могла успокоиться. Мне казалось что я не права в том что я согласна с тем что ей сделали операцию. Фиг знает правда, куда она ходила и чем занималась, и еще несколько детей они бы не потянули...
А насчет самоубийства я вот что думаю.... Раньше из-за "любви" я была тоже на это готова (благо одумалась), но в связи с последними новостями о Честере Беннингтоне, я все чаще думаю что это неправильно. Ведь можно было как нибудь найти выход. Ведь нельзя так. Есть ведь люди которые тебя любят и своим этим поступком, сделаешь им больно.
Не знаю как бы повернулась их жизнь если бы на место Шарлотты Веркмен не пришла Джейн. Наверно они бы так и ходили стерилизованные, пока не умерли бы от каких нибудь венерических болезней. Не знаю. боюсь представить. И как хорошо что так все кончилось, хоть и с потерями.
Повествование ведётся попеременно от лица двух женщин: Айви и Джейн. События происходят в Северной Каролине в начале шестидесятых - времена в чем-то интересные, а в чем-то беспросветно дремучие.
Джейн недавно окончила колледж и вышла замуж за доктора. Необходимости работать у нее нет, более того, в кругу общения ее мужа работающая супруга - нонсенс. Однако Джейн не собирается ограничиваться ролью жены и матери и устраивается на должность социального работника. Она погружается в жизнь подопечных - "цветной" и белой бедноты - и вскоре сталкивается с некоей весьма неоднозначной практикой. Коллеги не видят в этой практике ничего дурного, однако Джейн не оставляет ощущение неправильности происходящего... Как далеко она готова зайти, отстаивая свои взгляды?
Айви Харт - пятнадцатилетняя девушка, живущая в лачуге на территории табачной фермы. Жизнь у нее непростая: больная бабушка, семнадцатилетняя красавица-сестра с отставанием в развитии и маленький племянник, тяжёлая работа по сбору табака, безнадёжные отношения с сыном владельца фермы и вечная нехватка денег и вещей первой необходимости. Социальное пособие в подобной ситуации - манна небесная. Но есть и побочные стороны...
Айви и Джейн принадлежат к разным социальным слоям, тем не менее в определенный момент их истории тесно переплетаются.
Также в романе имеются две вставки от 2011 года - года, когда история Айви, ее сестры Мэри Эллы и Джейн получает окончательную развязку.
Стиль изложения лёгкий, события развиваются в среднем темпе. Жизнь бедноты, расовая сегрегация и гендерные предрассудки - все это очень интересно, как интересны и декорации в целом, и нравы и понятия того времени. Было интересно прочесть о евгенической программе и широте ее применения, особенно в Северной Каролине, в послесловии автор дополнительно касается этого неоднозначного явления, которое оборачивалось для одних благом, а для других - злом.
Затянутости нет, однако следует помнить, что это не триллер - это история о жизни и о чувствах, о внутренней силе, помогающей остаться самой собой и бороться за то, во что веришь, ошибаться и идти дальше. Некоторые моменты очень трогательны и драматичны, однако мрачняка нет. Как нет и сахарных соплей - имеющиеся любовные линии совершенно не напрягают.
Вполне неплохая книга.
Всегда была уверенна, что евгеническая программа стерилизации, существовавшая в США, Англии и Германии в начале 20 века, сохранилась к 30-40 годам только в Германии. Оказывается нет. С 1929 по 1975 г. в Северной Каролине были подвергнуты стерилизации более семи тысяч человек. Программа распространялась на «умственно отсталых» и «слабоумных», на пациентов психиатрических лечебниц и исправительных школ, на страдающих эпилепсией и на прочих, стерилизация которых считалась «отвечающей интересам общества». Подобные программы осуществлялись и в других штатах, но большинство свернули их после Второй мировой войны, уязвленные сравнениями с евгеническими экспериментами в нацистской Германии. В Северной Каролине стерилизация после войны, наоборот, набрала темп. Такое нарушение человеческих прав касалось лиц, живущих на социальные пособия. И усилия социальных работников по максимальному охвату стерилизацией ради экономии средств добропорядочных налогоплательщиков сводились зачастую к неоправданным средствам, злоупотреблению властью, обману. В основном, и речи не шло о добровольном согласии, хотя в США уже в это время распространялась доктрина добровольного информированного согласия.
Симпатичные главные героини, сюжет держит в напряжении, неплохой перевод. Советую читать. Поищу еще книги Дианы Чемберлен.
Впервые услышала о теме, которую автор подняла в этой книге - оказывается, существовала программа стерилизации неполноценных людей, под которую попало немало и социально неблагополучных, многие - против своей воли.
Молодая, только что вышедшая замуж женщина устраивается на работу в социальную службу и впервые сталкивается с этой программой, которая теперь имеет прямое отношение к её работе. На словах все кажется логичным, справедливым и даже гуманным, но когда она поближе знакомится и получше узнаёт своих подопечных, её отношение к процедуре меняется.
Проблема на самом деле неоднозначная, о ней можно много спорить, и есть люди и ситуации, когда операция оправдана и является добром для подвергнувшихся ей людей. Но скольким же людям она сломала жизни, лишила будущего и счастья отцовства и материнства, которое они могли бы испытать. Героине, несовершеннолетней девочке, повезло, её история закончилась хорошо, но повезло так далеко не всем.
Неплохая книга - интересная непростая тема, лёгкий язык, яркие герои. Прочесть стоит.
Всегда жду книги Дианы Чемберлен, и эта не стала исключением.
Начало книги немного затянуто и не совсем понятно, по чем дальше читаешь, тем больше погружаешься в книгу и очень интересно, чем же закончиться эта безвыходная ситуация.
В книги поднята проблема: евгеническая программа стерилизации, действовавшая с 1929 по 1975 г. в Северной Каролине (в книге графство Грейс). Программа принудительной стерилизации умственно осталых, слабоумных и пр.
Стерилизация “дебилов” объявлялась способом улучшения качества населения, предотвращения зачатия детей, чья жизнь “пройдет напрасно”, и упрощения существования “умственно неполноценных” родителей таких нерожденных детей.
Северная Каролина была единственным штатом, где социальные работники имели полномочия запрашивать стерилизацию граждан (во всех других штатах евгеническая стерилизация практиковалась только в отношении пациентов медицинских учреждений).