Все-таки читать Максима Коломиеца одно удовольствие, что сейчас, что десять лет назад. Поставленный "Эксмо/Яузой" стремительный тогда поток бронетанковых "мурзилок" на въедливом стиле автора ничуть не сказывается - выверенное по архивам краткое изложение истории танка и особенно его модификаций, куча уникальных фотографий, небольшие отступы в сторону боевого применения и как оно сказывалось на модернизации машины, общий профессионализм изложения. Наверное, за десяток лет нашлись и другие документы, возможно позволявшие уточнить какие-то детали по производству и ремонту Т-26 в начале ВОВ, но и сейчас книга представляет собой вполне себе краткую вневременную энциклопедию о самом массовом танке 30-х годов и рабочей лошадке РККА включая приграничные конфликты с японцами и Финскую войну.
Т-26 интересен тем, что кроме массовости, он стал именно первым крупносерийным танком, что потребовало от ленинградских заводов коренной перестройки всего производства к лету 1931 года - до этого тамошние МС-1 собирались вручную и путем подгонки по месту каждой детали и агрегата. А тут, на базе купленного у буржуев английского Виккерса и немецкой пушки от "Рейнметал" потребовалось создать массовое производство, сначала просто как паритет к планам Польши создать у себя сильные танковые войска, потом советскими главнокомандующими начала разрабатываться т.н. "Теория глубокой операции", для которой нужны были уже сотни и тысячи танков в крупных подвижных соединениях - и планы на Т-26 исчислялись в 1932 в 3 тысячи штук! Это конечно, было невозможное число с точки зрения тогдашних производственных мощностей, хотя в Ленинграде был создан целый танковый кластер из 15 предприятий-смежников, производящих отдельные узлы и части корпуса. Т-26 был даже сосватан новому Сталинградскому тракторному, тот от него усиленно отбрыкивался, и предлагал свои собственные разработки - производя чужое много наград и почестей не заработаешь.
Эволюция в танкостроение уже к примерно к 1937-му году сделала Т-26 морально устаревающим по оценке его создателей, и все последующие модернизации бились в дилемме, как нарастить вооружение пулеметной в девичестве машины и усилить броню без резкого падения проходимости и динамики танка. К тому же репрессии проредили коллектив разработчиков, и, к примеру, поставили крест на самодвижущейся триаде артсистем (76 мм, 122 мм и 152 мм) на базе шасси. Но некоторым из выпущенных опытных машин довелось побывать в боях на Дальнем Востоке. Всю середину и вторую половину 30-х годов с машиной экспериментировали по-полной, на его базе создали огнеметные и саперные машины, транспорт боеприпасов и бронированную цистерну, тягачи и разные САУ, даже не обошлось без опытов с телеуправляемостью. Последнюю точку в карьере танка поставили бои в Манчжурии в августе 1945-го, когда он шел в бой рядом со следующими поколениями бронированных машин. В Финляндии трофейные Т-26 вообще дожили до 60-х, о них есть отдельная глава. В общем, очень любопытная книга о массовом танке, который сейчас вспоминается куда реже ставшей культовой в следующем десятилетии "тридцатьчетверки".