Все познается в сравнении... После растрогавшей меня до слез "Двойной фамилии" "Любка" произвела уже более слабое впечатление, более неестественными, черно-белыми показались герои, например. Если уж соседка плохая, то она во всем плохая, и по Сталину плачет, и за посидеть с ребеночком втридорога дерет, и шубу разваливающуюся продать пытается, и вообще. Не люблю когда так, без оттенков, без полутонов.
Но в целом все же впечатление от рассказа положительное. Снова людские судьбы, в этот раз правда в основном женские, мужчины здесь только для фона. СССР послевоенное время. Молоденькая врач Ирина пытается всеми силами выжить и вырастить маленькую дочь в полном одиночестве, мать умерла, отца забрали, да и нация у Ирины "неудачная", а потому живет она в постоянном страхе. Что не мешает ей, однако, пожалеть еще одну молоденькую девушку Любку, она берет к себе бывшую уголовницу нянькой к дочке, не обращая внимания на предостережения других людей. Друг в друге две "парии" (такую характеристику им дает сама Ирина) нашли и подругу, и семью, и утешение. Жаль, что Любка так и не смогла отказаться от прежней жизни, видимо, единожды разбитое уже не склеишь...
Что бывает, когда жизнь преподносит неприятные сюрпризы, очень тяжело на душе и, кажется, что нет никакого выхода? Тогда случается так, что появляется на пути человек и протягивает руку помощи. Иногда - выражаясь фигурально, а иногда и в прямом смысле. Но бывает и так, что не появляется никто. Это уж что кому предначертано...
Ирина Михайловна по распределению после института устроилась врачом в санчасть при металлургическом комбинате. Через три месяца родила дочь Соню. А еще через пять - умерла её мать. Отца несколько лет назад отправили в лагерь без права переписки. И жила теперь незамужняя Ирина с дочкой в двенадцатиметровой комнате рядом любопытной и злорадной соседкой Кондаковой - "невестой среднепожилого" возраста.
Шел сентябрь 1951 года. Соне исполнилось 8 месяцев, но отправлять ее в ясли Ирина Михайловна не захотела - пожалела, а Кондакова могла находится с девочкой лишь каждые три дня после рабочих смен. И вот на одном из мед.осмотров в кабинете Ирины оказывается одна из работниц комбината - Люба, которой было предложено стать няней для Сони.
Любе тогда было 23 года. И история ее весьма непростой жизни заслуживает отдельного внимания. Однако, здесь ограничусь лишь упоминанием о том, что Люба являлась главарем банды и недавно отбыла срок, о чем Ирина знала. Тем не менее мама Сони прописала у себя новую няню, дала ей одежду и оставляла каждый день с ребенком и по хозяйству. Потом стала и зарплату свою ей отдавать, чтобы та занималась покупками...
Но в один день всё изменилось. Общественность всколыхнуло громкое дело о врачах-отравителях. И Ирина Михайловна, по мнению многих, начала представлять угрозу для санчасти в связи с некоторыми обстоятельствами. В итоге ее уволили. И вот бывший врач остается без средств к существованию с маленьким ребенком на руках и с Любой. Отчаяние сменяется усталостью и не видно никакого просвета. А время неумолимо движется вперед и новые события сменяют старые. Одна смерть возвращает многим жизнь. И оказавшиеся на распутье неизменно делают свой выбор.
Рассказ совсем небольшой, но о многом и важном. Темы одиночества и несправедливости, безысходности и смирения, взаимопощи и доверия. И всё это в очень непростое время, когда страх и ложь стояли по-прежнему стояли во главе угла. Малая проза Д.И. Рубиной удивительна и очень тонка. В который раз с удовольствием ее читаю и ставлю высокую оценку.
Судьба свела вместе двух молодых девушек, у которых, казалось бы, вообще нет никаких точек соприкосновения. Но именно благодаря друг другу им удаётся протянуть очень нелегко отрезок жизни, а у одной появился шанс кардинально изменить свою. Хотя одно общее у Иры с Любкой все же есть. Обе за свои двадцать успели нахлебаться горя, жизнь помотала. Получив в Ташкенте медицинское образование, беременная Ира с мамой едет по распределение в небольшой провинциальный город. Отец, главврач, хирург, пропал в лагерях. Мамы, выпускницы Сорбонны, вскоре не стало. И осталась девочка из интеллигентной семьи один на один с враждебным миром, да ещё имея на руках грудного ребёнка. А тут 1952 год. Дело “Врачей- отравителей”, не та фамилия, да не та национальность с характерной внешностью. У Любки, если можно так сказать, все ещё печальней. Мама, будучи раскулаченной, по пути на новое место жительства продала дочь за буханку хлеба двум ворам. С той поры дорога у девочки была только одна.
Для меня посыл истории в том, что остаться человеком можно при любых жизненных ситуациях, как и превратиться в нелюдя. Так часто и сейчас после какого-нибудь репортажа ещё недавно якобы обожающая толпа начинает кричать: ”ату его, ату!”
Рассказ всего на пятьдесят страниц, а кажется, что прочитала полноценный роман. Все уместиться, тут можно погрустить, местами даже улыбнуться и успеть привязаться к персонажам. Ну я, собственно, знала, что ожидать от Дины Ильиничны. Хороший образец её прозы. Кратко, ёмко, как часто у неё бывает, очень душевно. И, как говорила Ирина мама: " К черту условности!"
Нашла в сети, слушала в исполнении автора. Знакомство с Диной Рубиной прошло очень удачно.
От текста веет той душевностью, юмором, горечью, которые обычно находишь в хороших советских фильмах.
Аннотация очень интригует, ведь неизвестно, что же будет, если вашего ребёнка будет няньчить человек, связанный с миром преступности?
Сама Любка очень неоднозначный герой, сильная и справедливая натура, которая может постоять за близких людей.
На протяжении всего рассказа прониклась этой историей, сочувствовала персонажам.
Язык прост, но в то же время выразителен, ни разу не было момента, когда могло стать скучно. Нравилось, как Любка распоряжалась деньгами, помогала с ребёнком, да и вообще по хозяйству. За такой нянькой как за каменной скалой.
И в ней есть все качества, благодаря которым можно разрулить любую ситуацию. Ох, как она отшила ту дамочку с рваной шубой :)
Прочтение автора доставило удовольствие, есть все акценты, которые она сама закладывала в свой текст, это очень чувствуется. В аудиоформате советую всем - повествование лёгкое, в меру динамичное и со смыслом.
Было предубеждение, что у Дины Рубиной исключительно женская проза, но оно быстро развеялось. Да, здесь главные герои - женщины, в рассказе есть много об их нелёгкой доле и судьбе, но, как мне кажется, автору удаётся хорошо и в какой-то мере карикатурно описывать и мужских героев, а также вводить сильных персонажей независимо от их пола.
Рассказ в целом понравился, вызвал во мне сердечный отклик, если вы любите подобные произведения - советую обратить внимание на малую прозу Дины Рубиной.
"Любка" как-то была скачена мной в виде аудиокниги в качестве подарка от Литреса. Скачала и забыла, потому что аудиокниги не так часто слушала, а тут начался у меня период, когда мне удобнее иногда слушать, поэтому и вспомнилось, что лежит у меня в папочке запрятанная "Любка".
Начала слушать и думаю – не пойдет, переключусь. Но Дина Рубина умеет не только писать, но и еще и читать хорошо, что логично, она же знает, как она написала, она знает темп и душу того, что написала. И я бросила все, дослушала до конца, потому что невозможно бросить на середине, потому что я шла и не плакала, но пыталась, хныкала как-то от расцарапанного чего-то внутри.
Ирина Михайловна, врач в забытом богом городе, совсем еще молоденькая, не знающая жизни, потому что всегда рядом была мама, которая все умеет и все сможет, за ней как за каменной стеной. С мамой можно и жить в городке при заводе. Туда – потому что там нужны люди, именно там. И есть в этом что-то такое нелепое: муж в лагере без права переписки, тебя саму давно уволили, но дочь должна быть там, где нужна стране... И едут, и живут там, но Ирина Михайловна остается без мамы, с маленькой своей дочкой на руках, и не знает, что делать, потому что как успеть все? Дочку можно в ясли, но ясли при заводе в глуши это не то, чего хочет для своей дочки Ирина Михайловна. И вроде рядом есть соседка, которая готова помочь, но помощь это не дружеская. И Ирина Михайловна, выбившаяся из сил, находит няньку. Нянька из другого материала, из другой жизни, другой прослойки, она только вышла, она главарь разбойной банды, но она знает жизнь, знает то, что Ирине Михайловне недоступно, она умеет торговаться, умеет находить пути, видит обман. И она представляет собой именно то, чего не хватает Ирине Михайловне – житейскую мудрость. А та ей доверяет, несмотря на то, что ее предупреждают все, что опасно! Но доверие может многое сделать для человека, которого общество отвергает. И живет этот странный союз, и проходит через еще более мрачные для них времена.
Небольшой рассказ о двух женщинах, абсолютно разных по воспитанию, образованию и жизненному статусу. Ирина Михайловна - врач, из еврейской семьи врачей, отец репрессирован, мать-одиночка. И Любка - отбыла срок за кражи, почти главарь банды. Но жизнь непредсказуема. Случается, что она сталкивает людей, судьбы которых и не должны бы пересечься, но вот надо же, они становятся необходимыми друг другу, становятся близкими и родными. И Любку и Ирину Михайловну объединяет одно: в какой-то момент времени каждая становилась изгоем, "неправильным советским человеком". Не смотря на все испытания, и та и другая нашли свое место в жизни.
Эмоционально яркое и позитивное произведение!
Впервые этот рассказ был прочитан много лет назад в сборнике "Двойная фамилия". Потом была посмотрела очень удачная экранизация. И вот новое прочтение, или, точнее, прослушивание аудиокниги в исполнении автора. Прекрасный язык, логичный сюжет, яркие образы и прекрасное прочтение - все сошлось!
Мне нравится смена ракурса - в принципе, как таковая. Помнится, раньше в школе учеников время от времени пересаживали с парты на парту, чтобы не развилось косоглазие. Я не специалист, но метод, мне думается, хороший.
Читателю тоже иногда надо "пересаживаться" (а возможно, и не только читателю).
Сразу уточню: я не говорю о смене ценностей.
Я говорю о смене точки обзора, о смене фокуса - кому какая метафора больше по вкусу.
В отзыве на книгу Альберта Лиханова "Крутые горы" я упоминаю эту особенность литературы, способной захватить врасплох закаленного литературным опытом читателя.
Рассказ "Любка" застал меня врасплох во-первых, уже своим появлением в поле зрения - я не искала ни его, ни чего-то подобного; не жаждала, а с творчеством Дины Рубиной знакома вообще шапочно.
А во-вторых, он отозвался внезапно и трепетно благодаря своей - вот тут поди пойми меня - монументальной лёгкости. Как это? Пожалуй, так: репрессии - не только серьёзная и достойная тема для литературного творчества, но и популярная (по самым печальным, наверное, причинам). Однако эта популярность слишком, до невозможности, освещает то, что было прежде укутано мраком. Меня тянет - не без причин - почитать время от времени что-то о репрессиях, но после такого чтения полагается реабилитация с подсчётом преждевременно появившихся седых волос.
"Любка" - это другой градус разговора об эпохе. Кровавое, гниющее, зловонное - не на страницах. Оно за кулисами, за кадром... за углом... Всё относительно спокойно и мирно - но "виноватые перед всеми глаза" внятно говорят, что репрессии - не только там, но и здесь, во внезапных спазмах "острого кишечного страха" - у женщин, что растят детей, "...пока твою жизнь не возьмут в щепоть и не разотрут между пальцами, как пыльный комочек моли... "