Какая же грустная история! Я даже не ожидала, что она будет такое грустной, если бы не просмотрела рецензия перед прочтение, никогда бы не подумала что меня ждет, ведь обложка настраивает совершенно на другой лад. А тут же все довольно трагично и довольно душещипательно.
Это история девочки Ами, проживающей на Филлипинах на острове Кулион в начале 20 века. Вот только остров этот известен как остров прокаженных, на него правительство отправляло всех больных проказой. А мать Ами – прокаженная, в то время как сама девочка совершенно здорова. Однажды на остров прибывает представитель правительства мистер Замора и сообщает, что было принято решение разделить всех обитателей острова на больных и здоровых и оградить их друг от друга. Причем всех несовершеннолетних детей разлучат с их родителями и сделают фактически сиротами, отправив в сиротский приют. Это грозит и Ами. Вот эту грустную историю девочки и расскажет автор.
Книга тронула меня до глубины души, эмоции просто били через край, как же мне было жалко всех этих детишек, насильно разлученных с родителями, вырванных из привычного для них мира и отправленных в неизвестность. Сколько семей было разлучено, сколько судеб разрушено. Причем что самое ужасное, что дети попали к монстру, больному на голову человеку, другими словами я не могу назвать мистера Замору. Они оказались практически в плену у психопата, которому доверили такой важный пост благодаря родственным связям в правительстве. И хотя мистер Замора практически не причинял физической боли бедным сироткам, но душевной боли причинил много. Какое ужасное отношение к детям и их заболевшим родителям! Жуть! Меня всегда удивляло и как таких моральных уродов земля носит? И что тоже меня поразило и возмутило до глубины души, да и вообще этот вопрос мучил меня на протяжении всего прочтения - как можно было вверить судьбу детей, разлученных с родителями насильно, в руки такого психа?
Финал истории буквально довел меня до слез, так жалко было героев, я все же надеялась на чудо. Правда в эпилоге автор несколько сгладила впечатление, он подарил надежду, но тем не менее все это очень печально и рвет душу.
"Остров на краю всего" - это остров на краю жизни, остров, куда попадают обреченные люди. Назвать эту книгу детской, не поворачивается язык, да и взрослой не назовешь. Главная героиня - девочка, она полностью здорова, но, волей судьбы, была рождена на острове прокаженных. Ее мать прокаженная. Автором поставлен острый вопрос: разделять ли здоровых и прокаженных, в целях спасения жизни здоровым? Как быть в такой ситуации семьям, где есть больные родители и здоровые дети? Что может последовать за подобным разделением? История интересная, спокойная, скорее все-таки детская, но хорошо было бы задуматься над ней взрослым. Прочиталась очень легко. Лето, острова, красота джунглей, бабочки (бабочки здесь важная часть сюжета), море, песок. Есть конфликт и главный негодяй, есть и решение конфликта. Немного грусти, много света, глубокие мысли сделали чтение книги приятным, оставив после легкую грусть и задумчивость, и нежелание делиться тем, что внутри.
Печальная история под красивой обложкой.
Никогда не думала, что у бабочек и проказы один корень. Чешуйка... И к бабочкам, и к прокаженным лучше не прикасаться. Писательница, правда, в конце книги написала, что это не так, проказа не передаётся через прикосновения. Гугл немного иного мнения - можно заразиться лепрой из выделений носа, рта и прочих выделительных органов. Грубо говоря, перед чихающим прокажённым лучше не стоять. Хотя, как у них при этом могут рождаться здоровые дети, я не совсем понимаю.
Вот и мистер Замора, вместе с правительством, которое он представлял, не до конца понимали ситуацию. У них были только начальное знание о бактериях и здравый смысл. Поэтому решение отделить здоровых от заражённых вполне себе благоразумно. Они детям дали возможность жить, а не гнить на острове изгнанников. Даже если это была глупость с медицинской точки зрения, социально это вполне оправданный и нужный шаг. Зачин адекватный. Но исполнители, как всегда, не той породы.
Впрочем исследовательская работа Заморы и административная его деятельность по расселению острова прокажённых не зря так лингвистически идентичны. Очень хорошая задумка! И опять же не хватило изящества в исполнении. Наверное, я всё время вспоминала другого любителя бабочек и ... да нет, сравнивать тут в принципе нечего, но мысль к доске не пришпилишь, и это портило впечатление от "Острова".
Персонажи нарисованы грубовато, прямолинейно. Харгрейв пыталась показать их разносторонними, не совсем чёрно-белыми. Но в итоге получилась картина в стиле Анри Руссо. Что-то притянуто за уши, где-то не хватило оттенков. Окончание в духе мексиканских сериалов тоже слегка выбивается из общего текста.
И всё-таки общее впечатление неплохое. Даже светлое. Дети прошли все испытания и из них получились красивые бабочки, у которых есть будущее.
***
Кот в мешке
Даже не знаю, как описать его несколькими словами. Человек может заключать в себе весь мир, и даже несколько миров, а слова – это только слова.
В основе этой книги лежит реальный остров, на который в начале 20 века свозили умирать очень, очень много людей с ужасной болезнью.
Главная героиня книги — 12-летняя Амихан живёт с больной матерью на этом острове. Но новые законы теперь выселяют её от матери.
Девочка переезжает на другой остров, в детский дом. И единственное, что ей остаётся - переписка с матерью. Но однажды письмо доносит известия об ухудшении состояния мамы девочки.
Ами решает вернуться на остров, даже если ей это будет стоит переездом в рабочий дом.
Эта книга о семье и болезни. О человечности и надежде. О смерти и боли. О презрении к не таким, как все. В данном случае, это пораженные болезнью люди, в которых сначала видели заразу, а потом, если смотрели дальше, человека.
Хоть эта книга и грустная, но она даёт понять, что смерть это вполне естественно. Да она бывает не справедлива. Но все, что у нас есть это близкие нам люди рядом. Нужно это ценить и быть человечнее.
Меня привлекли бабочки на обложке, от самых маленьких, еле видных, до больших, с красивыми крыльями. По аннотации я ничего не могла понять, скачала книгу, и думала, что она полежит в моём виш-листе. Но сейчас я её открыла, начала читать и поняла, что нет, не зря я всё же пошла за бабочками. Не зря прочитала историю.
Эти бабочки, вернее то, что прячется за обложкой с ними, настолько страшно и выбивает из колеи, что я удивляюсь самой себе — как я смогла это прочитать?! Прочитать и остаться живой? Ведь в книге идёт речь о далёком острове на Филиппинах, Кулионе, на котором живут прокажённые. И серди них, рядом с больной мамой, оказывается 12-летняя Ами, совершенно здоровый ребёнок, ребёнок от лица которого и ведётся рассказ. Мир смертельной болезни глазами ребёнка — чтение не для слабонервных, потому как переворачивает душу, и верится, что ничего сильнее я не читала.
Сильнее не потому, что автор нагнетает атмосферу, или давит на жалость, в попытках показать, как таким больным трудно жить и как к ним относились в мире. А сильнее потому что автор пишет так просто, словно рисует картину происходящего, словно художник на картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — он смотри на происходящее вокруг него спокойными глазами, мысленно фиксируя всё вокруг, запоминая до мельчайших детелей, дабы потом перенести свои впечатления на чистый и подготовленный холст. Мои ощущения от романа Киран Миллвуд Харгрейв «Остров на краю всего» именно такие, как у этого художника, запечатлевшего гибель Помпеи: наблюдение за происходящим вокруг, чёткая фиксация каждой детали, скупость фактов, порой недосказанность, и, вместе с тем, необыкновенная, шокирующая откровенность и правдивость.
Я заинтересовалась, что же это за остров, на который можно попасть, но с которого нельзя вернуться назад. И вот что нашла:
«Остров Кулион, Палаван, Филиппины. В начале американского периода на острове Кулион был организован один из крупнейших в мире лепрозориев. В народе остров прозвали как «Остров живых мертвецов» или «Место невозврата». За первые годы существования на остров было сослано более 16 000 человек. Для жителей острова даже были выпущены отдельные монеты с сюжетами на медицинскую тему.
Сейчас на острове проживает около 20 000 человек. Прочувствовать мрачную атмосферу того времени можно в городском музее, где выставлено лабораторное и больничное оборудование, инструменты, фотографии и другие экспонаты из колонии».
Именно такую атмосферу невозврата и рисует автор книги, рисует столь просто и легко, что верится сразу, а душа разбивается на осколки от сострадания. Приехали чиновник из Министерства здравоохранения и с его появлением на острове больных и здоровых людей разделили на два лагеря, не считаясь с тем, что больной могла быть мать, как у Ами, или болел один из братьев. Это были мелочи, которые не волновали чиновника, чьей задачей было отделить больных от здоровых, и неважным было то, что больные мамы написали обращение, в котором просили не разлучать их с детьми. Реакцию чиновника предсказуема — жестокий и холодный ответ «нет». Вот и Ами разлучили с мамой, и девочка тоскует, и думает, как там её мама, кто помогает ей каждый день? Пишет маме письма, и мама отвечает (не сама, у неё болит рука, ей помогает монахиня сестра Маргарита, набирая текст на пишущей машинке), что всё неплохо, только вот разлука с дочкой больно ранит сердце…
Книга расколота на две части: первая «Остров Кулион, Филиппины, 1906 год» про девочку Ами и вторая часть «Тридцать лет спустя», в которой читатель узнаёт историю Амихан Талы,
«от детства»
до настоящего времени, недалеко от города Манила. И то, что переворачивало душу в первой части, лечит её во второй. Как так может быть, я не знаю… Но вторая часть книги принесла моему сердцу покой и понимание того, что да, наша жизнь хрупка, как крылья бабочек, но стоит жить и ценить каждое мгновение прожитой жизни.
«…История зазвучит лучше, если правду слегка наклонить и дать ей пропитаться воображением. Я позволила себе некоторые вольности с временем, именами и даже географией. Но люди и место те же, что и в действительности. А ещё я постаралась показать, что и плохие люди могут совершать хорошие дела, а хорошие люди допускать серьёзные ошибки.
Те, кто решил превратить Кулион в колонию, не были плохими, но в каждом жителе острова они видели прежде всего прокаженного, а уж потом человека. Когда сводишь людей к какому-то одному признаку — расе, религии, предпочтению в любви — и не отступаешь чуть в сторону, чтобы увидеть каждого целиком, легко относиться к ним менее человечно.
Остров Кулион все ещё можно навестить. Вы увидите орла, церковь, больницу, хотя длинных очередей давно нет. Возможно, когда-то его и называли островом живых мертвецов, островом, откуда не возвращаются, или, как предпочла назвать я, островом в конце всего, но для меня и для Ами он стал началом всего».
Удивительный это был опыт, прочитать книгу про такую сложную и страшную тему как проказа, прикоснуться на миг к страданиям далёких людей, живших когда-то, и понять, что жизнь — это самое дорогое сокровище на свете.
Довольно симпатичная, пусть и не слишком масштабная книга. События разворачиваются на далеком филиппинском острове, в колонии для прокаженных, в самом начале 20-го века. Главная героиня - 12-летняя Амихан родилась от больной матери, но сама здорова, и по новым законам ее, как и других здоровых детей, разлучают с семьей и увозят в приют, а ей это, ясное дело, не нравится, и она выживает, как может. Книга очень интересна тем, что основана на реальных событиях - в свое время и правда существовал такой остров, куда отселяли больных лепрой. А вот сам сюжет показался каким-то обрубленным, не очень масштабным: книга довольно короткая, читается быстро, и все перипетии укладываются в несколько витков истории. Книга скорее детская, чем даже подростковая: написана она очень просто, пусть и не без симпатичностей кое-где. А вот темы поднимаются довольно сложные: что сама проказа, что вопрос жизни и смерти, что проблема "я не такой, как все, и как с этим жить". Особо красива линия с бабочками. Что визуально, что образно-метафорически, что по смыслу - эта тема скрепляет весь сюжет.
В общем и целом получается неплохая история на тяжелую тему, которая подана в легко читаемой и не слишком давящей форме.
Ами живёт с матерью, которая привезла её ещё в животе на остров, на котором живут люди, которые не такие, как все. Она счастлива. Но всё меняется, когда на остров приезжает мистер Замора. Её разлучают с матерью и увозят на другой остров. Теперь между Ами и её домом целое море. Знаете, мне очень понравилось. Книга очень грустная. Герои не картонные, но не до конца раскрытые. Мистер Замора... Он и пугал и заставлял морщиться от отвращения. Эта книга понравилась мне даже больше, чем 1 книга Киран Миллвуд. И мне очень тяжело писать отзыв на эту книгу. Эмоции не передать словами. Это нужно читать.
Иногда так сложно определить, что перед нами: грустная сказка, или реальность. Чего здесь больше: надежды на чудо, любви и веры в будущее или обречённости, ненужности и одиночества.
История, рассказанная автором, имеет реальные исторические корни. Остров прокаженных существовал на самом деле. А могла ли там произойти такая история? А почему нет? В жизни всякое бывает.
Не для кого не секрет, что при принятии серьёзных глобальных решений таких как, создание «специального» острова, никто не спрашивает тех самых людей, кого это касается. Ведь там наверху всем виднее как лечить, жить и выживать. К сожалению, именно об этом и есть книга. О том, как лишили людей права выбора. Никто не спросил и не задался вопросом: зачем.
Зачем ухудшать качество жизни больных? Их близкие и родные-это и так единственное, что у них осталось. Но нет, «там» виднее.
Однажды принятое решение об изоляции прокаженных, о том, что все незаряженные дети должны быть отняты у больных родителей, навсегда меняет и калечит жизни множества людей. Ради чего? Как говорят, ради высокой цели остановить заразу. Помогло ли это им? Нам не известно. Но известно, что однажды сломанная жизнь уже никогда не будет прежней.
Но для меня даже не это стало главной идеей книге, а то, как автор показал внутреннюю чистоту и благородство больных в сравнении с «чистыми» верхушками. Как этот докторишка убивал бабочек для красоты, не считал прокаженных за людей, в то время как, мама Амихан просто мечтала о саде с бабочкам.
Душа «тронутых» людей порой намного чище и светлее здоровых.