Рецензии на книгу «Законы прикладной эвтаназии» Тим Скоренко

Вторая мировая, Харбин, легендарный отряд 731, где людей заражают чумой и газовой гангреной, высушивают и замораживают. Современная благополучная Москва. Космическая станция высокотехнологичного XXVII века. Разные времена, люди и судьбы. Но вопросы остаются одними и теми же. Может ли убийство быть оправдано высокой целью? Убийство ради научного прорыва? Убийство на благо общества? Убийство… из милосердия? Это не философский трактат – это художественное произведение. Это не реализм – это научная...
Karfagen написал(а) рецензию на книгу
Оценка:
Time keeps on slipping away and we haven’t learned
So in the end now what have we gained?

© Within Temptation – Our Solemn Hour


Проходят века и ничего не меняется. Вечные вопросы морали остаются, как остаются так же отстаивающие противоположное видение ценности человеческой жизни. "Законы прикладной эвтаназии" я читала не как приключенческую научную фантастику, но как некий философский очерк. Поднимаются две проблемы - опыты над людьми и эвтаназия. Скажу честно: моё мнение менялось несколько раз во время чтения. Быть может, это была лишь игра автора с моими мыслями.

Вот люди, которые отбирали жизнь во имя науки. Насколько корректно отбирать жизнь одного человека во имя жизни другого?

Да, вполне вероятно, что существует зло во благо. Вынужденное зло. Оправданное зло. Необходимое. Да, благодаря 50-ти умерщвленным в ходе опытов людям будут спасены миллионы других. Да, вполне возможно, что страдания неизлечимо больных настолько сильны, что будет милосердием вколоть им яд.
Но будут ли данные доводы такими же неопровержимыми перед лицом случая, врачебной или научной ошибки? Когда опыты в конечном счете оказываются бесполезными: "Те, на ком испытывали фарфоровые бомбы с возбудителем газовой гангрены, умерли зря." Когда у человека есть шанс на выздоровление, но об этом становиться известно слишком поздно.
Стоит ли хоть одна смерть невинного человека неких целей человечества?

polukot написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Действие происходит в трёх эпохах: Харбин 1945, Москва 2010 и Земля 27-го века. Харбин - легендарный отряд 731 проводит чудовищные опыты на людях; Москва - профессор медицины подвергает эвтаназии безнадёжно больных; 27-й век - ради борьбы с мировой пандемией министр пробует провести законопроект, разрешающий эвтаназию и опыты на людях.

Можно ли избавлять от мучений безнадёжных, можно ли убивать одних во благо других? И наконец, существует ли зло во благо и необходимое зло? Автор показывает проблемы и... самоустраняется, не давая окончательного ответа.

Написано хорошо. Очень порадовал аспект, связанный с перемещением во времени и анабиозом (нестандартный подход), текст наполнен занимательными и поучительными историями о исторических личностях

И в то же время мир 27-го века совершенное неестественен. Герои говорят о учёных 20-го века, цитируют классику и произведения 21 века, говорят о фильмах и законах... тех же веков... и при этом промежуток между 21 и 27 веком будто вырезан. Ничего там не происходило, никаких учёных не появилось, никаких хороших книг не написали и фильмов не сняли. Разве что солнечную систему колонизировали да анабиозис построили. Непонятно кто. "Не верю!".

И очень мне не нравится приём, когда автор в одном из героев изображает себя. Есть такое и в "Законах прикладной эвтаназии" (и почему-то писатели любят себя убивать в своих же романах ). Я не могу сформулировать, чем именно этот момент мне не по душе, но бесит.

Концовка - отличная. Весь финал хочется другую концовку, а эту совсем не ждешь... но когда она случается, понимаешь, что именно так и должно быть. И никак иначе.

svetaste написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Для каждой книги важно попасть к читателю в свое время, только тогда она может быть оценена по достоинству. Я долго откладывала прочтение этой книги, и не жалею ни секунды. Читая, мне казалось, что автор вторит не только моим мыслям, мнению, но и сомнениям.

Книга показывает две стороны моральных дилемм, как эвтаназия, поддержание жизни детей. которым не суждено по ряду болезней жить долго, эксперименты над людьми во имя науки. При этом обрамлена в интересную, захватывающую историю с перемещением во времени посредством анабиоза.

Когда я только начала читать про 731 отряд и Исии Сиро, я подумала, что это задумка автора. Но в какой-то момент стала сомневаться, и обратилась к википедии. Моему ужасу не было предела, когда я узнала. что это исторический факт. Все эксперименты проводились на живых людях, по сути это была вивисекция. Кровь стынет в жилах, когда представляешь себя на месте этих людей. С другой стороны, после войны, практически всех докторов этого отряда оправдали всеми правдами и неправдами и предоставили им врачебные практики.

Когда это касается нас, или наших родных и близких, это страшно. С другой стороны, не будь этих экспериментов, у нас бы не было прорыва в медицине.

Есть эксперименты, провести которые в демократичном обществе невозможно. Есть вклад в науку, который нельзя отрицать.



Медицинский прогресс невозможен без исследований, которые на конечном этапе включает эксперименты с участием людей (Хельсинчкая декларация Всемирной медицинской ассоциации, 1964 год)



Как по мне, это действительно необходимо. Но почему в роли "брёвен" не использовать маньяков-убийц. Зачем тратить средства на их содержание в тюрьмах, или на их умерщвление, почему они не могут послужить на благо общества?!

Почему мы считаем, что применять эвтаназию к животным гуманно, а к человеку нет? Зачем жизнь людям, которые из-за своих болезней сами не живут, а существуют, и не дают жить родным и близким. И возраст тут не имеет значения. Это может быть как больной ребенок, раковый больнойсредних лет, или выживший из ума старик. Я по себе знаю, как такой "человек" может отравлять жизнь окружающим, нарушать их психику и разрушать изнутри, не давая жить подноценной жизнью.

Возраст не имеет значения. Милость нужна любому человеку.



Насколько корректно отбирать жизнь одного человека во имя другого



С другой стороны, зная наше общество, я понимаю, что это все невозможно легализовать, так как найдутся те, кто будет этим злоупотреблять. И это печально, так как общество становится больным и хилым, как физически, так и морально.

Также, я понимаю, что отсутствие легализации, вовсе не значит, что подобные эксперименты не проводятся и сейчас. Нам просто не говорят всей правды, почему время от времени вымирают целые общины, племена, деревни, города.

Двигателем прогресса может быть только беззаконие.

Io77 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Главная героиня -- девушка по имени Майя, родившаяся в XXVII веке, где её отец Варшавский пытается узаконить опыты над людьми как "необходимое зло" для нахождения лекарства от страшной новой болезни; сама Майя историк-японовед, но работает в команде учёных, что создают машину времени, которая ввиду несчастного случая переносит ее в Харбин 1945 года к знаменитому 731 отряду, проводящему зверские опыты над людьми; также третья временная линия эта Москва нулевых годов, где орудует "доктор-смерть" Морозов, что причиняет добро и наносит пользу тайно вводя смертельно больным людям яд.

Много мест для одной книги и странный научно-фантастический и не без натяжки способы перемещения по временным линиям, но целью автора все же было заставить читателя задуматься над "законами прикладной эвтаназии". И не только прикладной, и не только добровольной. Задумка достойная, стиль читабельный, натяжки механики можно простить. Была проделана интереснейшая работа по обработке исторического материала.

Для меня остались недораскрытыми сами персонажи. Несмотря на все старания автора показать сильную главную героиню Майю (в которую влюбляются все поголовно во всех временах, хотя она не такая, но другая и бла-бла-бла), её историей не проникаешься. Формально вроде как есть "рост характера" главной героини и изменения после всех увиденных ужасов, но по факту их нет, только на сухих, как доклад, словах автора, мол, она помудрела, осознала, ужаснулась и.т.п. Ей среди прочего дали милую романтичную линию, что как-то вытянула общую сухость главной темы -- недопустимости эвтаназии! Майя протопала сквозь время и пространство, её мнение изменилось с нейтрального не нет, но концовка кажется натянутой и очевидной, пластмассовой какой-то. Нет эмоций, нет даже философского обоснования, тупо факты и механика, плюс боком стоящая (а сбоку бантик...) та самая необычная романтическая линия.

Не согласна, что примененный Майей последний метод должен был сработать, по моему мнению, тут насильное изменение характера второго героя -- ее отца Варшавского, просто в угоду автора, просто закончить книгу на верной ноте. Подобные люди не меняются по таким причинам. Любовь к дочери нельзя показать просто на словах, и ожидать, что читатель это проглотит. А если используешь завершающий аккорд такой силы, то либо надо довести его до конца без полутонов, либо первое подобное действие иначе осветить, чтобы было понятно, почему его мнение было в итоге изменено, либо повторить ход с машиной времени, но уже на Варшавском. Тьма вариантов, авторскому решению не верю. Открытая концовка по романтичной линии до очевидного мила.

Lacrimoza1984 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Отличная научная фантастика. Здесь есть все: машина времени, анабиоз, поднимаются вопросы эвтаназии и экспериментов над людьми. Насчет эвтаназии сам автор вполне конкретно указывает свою точку зрения. Эвтаназия, сделанная вопреки воли человека - это убийство: Но девочка Маша вряд ли понимает, что у неё нет никакой надежды. Пока она молода, она надеется. А молодой она будет всегда. Поэтому требуется принудительная эвтаназия. Сделанная во благо вопреки воле пациента. Это моя вторая книга у Скоренко и, впечатления от автора у меня самые положительные.

lapickas написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Эх. Ну что, мне опять ждать товарища из "Снежного кома", язвительно сообщающего о ценности моего мнения? )))
Заявка была, я так понимаю, на научную фантастику. Судя по обилию научных и исторических данных. И, в принципе, все эти данные довольно органично вплетены (не считая фрагментов, напоминающих цитаты из справочника). Чувствуется, что у произведения был задуман некий каркас, на который навешивалось все остальное, но лично мне не хватило мастерства строителя. Вроде бы все придирки по мелочам, но уж больно этих мелочей много. Вот, к примеру, зачем меня тыкать фразой в духе "ничего не поделаешь - на дворе 27 век"? Я внимательно читаю и помню, что данные события происходят в будущем. И совсем мне не нужно так много отсылок к современным авторам/книгам/произведениям/упоминаниям баша, лурка и вконтакта, чтобы напомнить о настоящем времени происходящего. Не говоря уже о той части потенциальных читателей, которым эти упоминания ровным счетом ничего не скажут - ведь есть риск, что получается такая, местячковая книга, понятная только своим) И словосочетание "необходимое зло" к концу книги изрядно надоело. И поголовно влюбляющиеся мужики в неимоверно красивую героиню, не соответствующую ни одному канону красоты - тоже) В общем, ощущение, что да, каркас есть, но вот детали к нему подгоняли любой ценой, лишь бы как-нибудь встроились и налепились. И плевать на логику и достоверность)
Что же касается сюжета - здесь три временные рамки. Прошлое - и Харбин с его бесчеловечными экспериментами на людях, настоящее - где рассуждают о насущном вопросе, добро или зло эвтаназия, и будущее - где объединены обе темы. Автор их тоже объединяет в идее, что испытания на людях есть та же эвтаназия, только более длительная. Можно ли разрешать одно и запрещать другое? Можно ли вообще что-либо из них разрешать? Какова цена запрета и цена разрешения? Где граница между человеком и человеческим материалом? И оправданно ли то самое набившее мне оскомину необходимое зло?
Говорить о сюжете детально, не спойлеря, вряд ли получится, поэтому умолкаю) Персонажи разные - есть отлично прописанные, есть картонные до невозможности. С логикой случается беда, но, повторюсь, во имя основного каркаса) С передачей атмосферы автор слишком уж старался и местами перебрал. Не знаю, буду ли читать что-то еще. Уверена, что эти детали вполне себе шлифуются, вопрос, есть ли у автора желание их шлифовать)
И пусть я буду плохишом для этого издательского дома, но блин, не превращайте опять фантастику в фастфуд) Есть ведь весьма неплохие заявки на что-то интересное, и каждый раз не хватает исполнения. Поднажмите еще чуток, а? Ну там, не знаю, расскажите авторам, какие они молодцы, но надо еще поработать...вы же умные, сами придумаете) Ваша нахальная бесцеремонная язва)

Shemsu написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Начну с того, что это бесподобная книга. Начну с того, что сказано прямо в аннотации: «Мессия не спустился с небес в белых одеждах в окружении ангелов и сиянии славы. Он приехал в Рим на случайной попутке, на ногах у него были грязные стоптанные ботинки, а во рту не хватало нескольких зубов.»
НО. Аннотация не передает всей глубины конфликта.

Представьте себе, что Мессия - конченый подонок. Нет, он не садист - это было бы слишком пафосно. Он просто мелкий, подлый человек.
А теперь представьте, что он, такой, какой есть - действительно орудие Господа! Именно в ублюдка - вселилась благодать! Он - и вправду Мессия. Даже подонок может служить проводником божественной воли. И этот чертов конфликт, между оболочкой и содержанием, между реальным миром продажных иерархов Ватикана и тем, что на самом деле почти против воли делает для людей персонаж - он сопровождает вас всю книгу.

Книга написана легким и в то же время точным и острым, как скальпель, языком. Это очень циничная книга, но в то же время книга о любви к ближнему.

Смешно вот еще что. Роман в свое время привезли на литературный семинар, и его отказались печатать все, кроме Снежного Кома – издательства, где «Сад» в итоге вышел. Зато после выхода – он получил сразу горсть премий, и номинировался на «Большую книгу» и Нацбест (сиречь «Национальный бестселлер»). Вот так-то!

natabold написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Третий роман неоднозначного автора, пишущего небанально о небанальных вещах.
На страницах романа один вопрос — вопрос о пределах и границах человеческой жестокости, о рамках допустимого и о способности контролировать животное в себе — рассматривается сразу с трех временных точек. Это события второй мировой и бесчеловечные эксперименты над людьми, проводившиеся в Харбине силами отряда 731. Это современность, и парадоксы, возникающие в гуманном обществе, не допускающем насилия над людьми, и ради этого готовом обрекать их порою на долгую и мучительную смерть от неизлечимых болезней. Наконец, это далекий двадцать седьмой век, где вопрос границ дозволенности ставится уже ребром.
Главная героиня — Майя — путешествует из будущего в прошлое, и оттуда обратно, с остановкой в двадцать первом веке, чтобы принять непростое решение, касающееся как ее лично, так и множество совершенно незнакомых ей людей.
Книгу очень интересно читать. Автор ставит действительно сложные с морально-этической точки зрения вопросы, и это огромный плюс. Роман «Законы прикладной эвтаназии» заставляет задумываться о вещах бесконечно далеких от нас в обыденной жизни, и одновременно — стоящих рядом, за неким порогом. Никто не застрахован ни от болезней, ни от произвола чиновников, пекущихся о благополучии масс, и потому абсолютно равнодушных к судьбам отдельных людей.
Однако роман может и разочаровать. Слишком многое в нем подчинено идее. В итоге книга напоминает скорее искусственный конструкт, нежели живое произведение. Абсолютная подчиненность идее вредит и персонажам: их поступки далеко не всегда достоверны, продиктованы логикой развития характера. Чаще за действиями героев видны пружины, механизмы, подталкивающие читателя в нужном автору направлении. В результате книга и предсказуема, и неправдоподобна — одновременно. Я как читатель вижу, куда подталкивает меня автор, но уж очень искусственна заданная траектория, слишком расходится с векторами действующих в романе сил.
Временами создается впечатление, будто позиция автора не до конца понятна ему самому, и тогда поступки героев не поддаются уже никакой логике. Таков, например, финал романа. Неожиданный, ничем не обоснованный, не имеющий никаких предпосылок в характерах героев, во всем их поведении на протяжении всей книги.
Полон противоречий финальный монолог Варшавского и Майи. Девушка, прошедшая через века, чтобы донести до отца одну простую истину, говорит вдруг странные вещи, почти оправдывая уже совершенные преступления:
– Нам оставалось немного, – хрипит Варшавский.
– И делали бы это в тишине. Никому не показывая. Твой законопроект подпишет смертный приговор не только тем, кто умирает от вринкла. Он убьёт тысячи здоровых людей. Исчезнет вринкл – найдётся что-то новое. И снова будут жертвы. И снова люди станут «брёвнами».
В этом финальном диалоге сконцентрированы все противоречия книги, и неопределенность авторской позиции просматривается наиболее выпукло.
Тем не менее, это достойная прочтения, нешаблонная книга, выгодно отличающаяся от сонма типовых поделок, скроенных по одному лекалу. Автор ищет свой путь. Ошибки и неловкости неизбежный результат этого поиска.