Любовь к творчеству писателя – как любовь в принципе, чувство беспощадное, необъяснимое и всепрощающее. Эта любовь тоже зла – ни с того ни сего полюбишь и Э.Л. Джеймс, будучи приличным и образованным человеком, неожиданно проникнешься россказнями Стефани Майер, сойдешь с ума от детективов забавной дамы с собачками. Чтобы там ни говорили, а я считаю это таким же выбросом гормонов в мозг, ко вкусу не имеющего никакого отношения.
От того никогда не осуждаю несчастных влюбленных. Им и так не сладко, когда на кассе в книжном магазине какой-нибудь бестактный продавец вздумает ехидно ухмыляться. К чувствам нужно относиться с почтением.
У меня тоже есть любовь, писатель мечты. И это Сергей Довлатов. Когда я читаю его прозу, критическое мышление униженно плачет в дальнем уголке моего мозга, а объективная оценка реальности вовсе сбегает, не в силах терпеть эту чувствительную вакханалию.
Успей я родиться раньше лет на сорок, я бы отдала свое сердце Довлатову, а мой муж остался бы ни с чем и был бы счастлив.
«Наши» – история семьи или сборник рассказов (кому как нравится). Факты биографии с художественным наполнением. И тут не имеет значения, количество правды и вымысла на квадратный сантиметр текста. Обращаешь внимание не на то, что написано, а как это написано.
Думается мне, что из жизни любой, даже самой серой невзрачной личности, Сергей Довлатов мог слепить героическую повесть. Обязательно нашел бы то, над чем посмеяться, чем гордиться или даже презирать (но не долго).
Каждый из нас заслуживает внимания, только нужно уметь правильно о нем рассказать. Это особенность стиля и мировоззрения самого автора – он брал за основу что-то яркое в человеке или ситуации (изюм) и вокруг этого выстраивал весь образ и композицию. В итоге, рассказ получался уморительно смешным и проникновенным.
Да, порой он был строг, придирчив, омерзителен к своим коллегам и близким. Это есть и в "Наших". И есть обида и даже немного зависти (это мое критическое мышление выходит из угла). Но мне жутко не хочется обращать внимание на недостатки и форменные гадости, за которые других я давно ругала бы. Это всё любовь, а к чувствам нужно относиться почтительно ;)
P.S. Если со мной случится плохое настроение, я нашла верный способ его улучшить - буду перечитывать главу о знакомстве Сергея Донатовича с женой...
Книга произвела на меня приятное впечатление. Как будто я с кем-то пересмотрела старый семейный фотоальбом, где собраны фотокарточки многих поколений. Там есть и те, кто жив сейчас и кого я знаю. И те, кого давным давно уже нет с нами и семейные байки о ком с удовольствием передаются из уст в уста родственниками. Как будто перелистнув страницу альбома ты спрашиваешь у собеседника: "А это кто?", а он отвечает: "Это мой дед/брат/дядя. Незаурядная личность! С ним однажды приключился такой забавный случай..." И ты тонешь в потоке чужих воспоминаний. И тебя накрывает какая-то легкая грусть. Та печаль, при которой на сердце почему-то все равно легко и уголки губ невольно растягиваются в улыбке. Этих людей уже нет, а память о них осталась. И вспоминается только лучшее, только самое забавное, только самое смешное. За давностью лет все обиды и недомолвки спрятаны глубоко в душе или вообще забыты, а светлая память жива...
Это такая себе семейная хроника в миниатюре. Состоящая из самых выдержанных воспоминаний. Из самых сочных впечатлений. Из того, что запало в душу и было пронесено через года и через континенты. Я не могу сказать, что подобная литература относится к числу моей любимой - я люблю все таки более масштабные, прорисованные вещи, с качественно продуманным и очерченным сюжетом. Но иногда под настроение и такие зарисовки из жизни одной семьи трогают что-то в душе. Нельзя не отметить колоритность рода Довлатовых - когда мешается грузинская, армянская и еврейская кровь, получается взрывная смесь, которая и порождает таких персонажей как Донат, Арон, дед Моисей, дядя Роман Степанович, дядя Леопольд, тетка Мара и другие... Да и сам Сергей Донатович в этой книге изображен весьма специфической персоной. За таким интересно наблюдать на страницах книги, но жить с подобным человеком скорее всего невыносимо.
Самое примечательное, что род Довлатовых нельзя назвать дружным - всякое случалось между ними на их веку. Но при этом в воспоминания попали лучшие моменты. И даже если среди них и затесались какие-то неблаговидные слова и поступки - на них автор смотрит со снисходительной улыбкой. Вода точит камень, а время - горечь и обиду. Как ругались Сергей и теткин муж Арон при жизни! И с какой теплотой эти ссоры описывает автор на страницах этой книги!
Книга не попадет в мои любимые, но удовольствие от чтения я однозначно получила. При чтении чувствуется, что изначально "Наши" были разрозненными новеллами - порой в тексте встречаются повторение из другой главы, буквально слово в слово. Чтение это не портит, но внимание на себя притягивает. В послесловии я прочитала, что "... Довлатов рад был, когда его истории пересказывались как случившиеся в жизни. Рад был именно потому, что слепком с этой жизни они никогда не бывали..." И вот этот факт меня расстроил. Я поверила этим рассказам, поверила, что действительно жили такие люди и с ними приключались такие события... Уж больно ярким получился клан Довлатовых!
Я скоро захлебнусь от восторга, читая рассказы Сергея Довлатова!
На данный момент, сборник "Наши" у меня фаворит.
Великолепные зарисовки о родственниках автора. Колоритнейшие персонажи! Бабушки, дедушки, дяди, тёти, братья...
Сколько юмора, иронии, любви на этих страницах. Порой цинично, порой грубовато, но как же точно и метко!
Чаще смеялась, но порой было грустно. Это жизнь. И намного серьёзней, чем мы думаем.
В любимые!
Тепло, красиво, душевно, с юмором!
Очень понравилось, на первый взгляд - простая несложная проза, а какая всё-таки глубина. Бесспорно, Довлатов гениален.
Не хочется тратить слова, они не имеют смысла, когда речь идёт о таком настоящем творчестве. Нужно просто почитать и полюбить. Вернее почитать нужно, а полюбится само собой.
Я обожаю прозу Сергея Довлатова. Вот знаете, есть писатели, которые пишут очень сложно и витиевато - придаточное наслаивается на придаточное, сложные и умные слова, куча всяких метафор и прочих литературных приемов (их сотни, но почему то ничего кроме метафор не могу вспомнить, пора диплом филфака отправлять в мусорку))), и такой автор себе не простит если предложение будет состоять из меньше чем пол-страницы (есть мастера слова, для которых и две страницы, блин, не предел).
Проза Довлатова совершенно другая. Она простая, но ни в коем случае не примитивная. Она лаконичная, четкая, чеканная. А юмор!!! Его юмор неповторим, он свежий как морский ветер. И из-за этого все герои у Довлатова получаются очень живые и настоящие.
"Наши" - сборник коротких рассказов про родных писателя (бабушек, дедушек, родителей, даже есть глава про собачку). Грустные и веселые, правдивые и искренние, хохочешь в голос и вместе с этим во всем ощущается легкая горчинка-грустинка.
Ой, все, я не знаю как еще похвалить Довлатова! Его надо просто читать и перечитывать!
«Наши» - это небольшая повесть о семье Довлатова, собранная из рассказов, как я понимаю, написанных независимо друг от друга. В центре каждого рассказа кто-то из семьи автора, и это обязательно чем-то выдающийся, необычный человек. Ничего удивительного в этом нет, правда в глазах смотрящего, а у автора был редкий талант смотреть. Обо всех родных и о себе самом автор рассказывает с присущим ему юмором, немного преувеличивая, так что незаметные постороннему черты становятся явными и характерообразующими.
Правда, в этих рассказах меньше юмора и больше сентиментальности, чем в другой прозе Довлатова, которую я успела прочитать, поэтому они понравились немного меньше. Но в любом случае читается весело и легко, как и все, наверное, произведения автора.
"Собери их всех!", ход 32, поле 4C “Шепчущая листва” (книги, основанные на реальных событиях)
Довлатов - это диво дивное, чудо чудное! Жванецкий отдыхает рядом. Не зря Хаит и Ургант обожают СД. Видимо, у него они учились шутить сквозь слёзы) Все книжки этого автора можно разбирать на цитаты.
Художественная автобиография интересного и талантливого человека - это такой праздник! А если ему посчастливилось иметь множество замечательно самобытных родственников, как Довлатову - праздник вдвойне. В его родословной причудливо перемешаны дальневосточные евреи, тифлисские армяне и вездесущие русские, портреты которых автор рисует такими яркими и щедрыми мазками, что они как живые встают перед глазами и западают в душу. Поразителен этот довлатовский дар - найти слово, эпизод, штрих, черту характера или внешности, нужные для того, чтобы рассказ "зазвучал". Грозное "Абанамат!" - и перед нами его кавказский дед Степан, держащий в трепете всю семью. "Леопольд рос аферистом" - в трех словах весь жизненный путь дяди, которому удалось вовремя эмигрировать и прекрасно прижиться на Западе. "...Я был охранником. А Боря - заключенным", - судьба двоюродного брата, самого любимого из всей родни. "Наш мир абсурден" - история женитьбы автора, которую действительно можно воспринимать только как пьесу из театра абсурда, но тем не менее асбсолютно реальную.
Очень советую почитать - возможно, получите, как и я, несказанное удовольствие!
Довлатов о родственника, знакомых и просто весёлых людях. Один из самых любимых авторов писавших на русском языке. Неподражаемый стиль. Грустно и весело, интересно и со смыслом. Не помню точно, то ли автор вспоминает родных эмигрировавших или наоборот - из эмиграции. Не важно, всем очень рекомендую.
Идеологию вовсе не обязательно разделять, — говорил я, — ее либо принимают, либо не принимают. Это как тюрьма: нравится не нравится — сиди…
Наши (Сергей Довлатов)
Сложное у меня отношение к Довлатову.
И к уже прочитанным у него книгам тоже.
Вроде бы и интересно, и жизненно. Местами, правда. Но почему-то от совсем коротеньких сборников успеваешь устать. И, если первую часть читаешь в уверенности, что это твердая пять, то потом градус падает, в середине уже начинаешь склоняться к четверке, а ближе к концу тихо зеваешь и собираешься ставить три.
Так и с каждой прочитанной книгой. Читаешь и думаешь, что где-то ты уже все это видел. И не смешно тебе, не грустно и даже не сильно интересно. Просто жизнь одного человека, тебе неблизкая и ненужная.
Довлатов рассказывает о себе, о своей семье и жизни. Честно и правдиво, судя по всему. Без изображения себя кем-то другим, правда все равно чувствуется любовь к себе, некая рисовка. И это, вместе с неприятием точек зрения автора по многим вопросам мешает восприятию книги.
Глупо спорить с тем, что Сергей Донатович талантлив и пишет хорошо. Просто не мое.
Наверное, пора просто признать, что нам с автором не по пути и закончить.