Здоровая вина — это всегда серьезная сила. Можно назвать ее силой правды.
Человек точно знает, что он прав. Прав в том, что так случилось, не должно было случиться и что случившееся нуждается в изменении. И эта правда даёт ему силы. Их действительно понадобится много — для использования ситуации, а иногда и для изменения самого себя.
Невротическая вина, как и любой невроз, является следствием глубинной тревоги, неудачной попыткой справиться с ней. Подлинная вина, наоборот, представляет собой удачную встречу с этой тревогой, форму мужественного принятия её на себя.
... Поэтому неизбежная вина может стать для нас последним аргументом: там, где ничего нельзя изменить, можно все же оставаться тем, кто я есть, — человеком, сыном Божьим, который знает, что так быть не должно.
Над понимать, что святоотеческое "самоосуждение" — это не самокопание и не бесконечное повторение формулы "Я хуже всех". Это скорее самоанализ, по возможности спокойное, бесстрастное рассмотрение собственных ошибок в свете божественного идеала и божественной любви. Господь не хочет осудить нас, Он хочет, чтобы мы стали лучше. Никогда, даже в ситуации самого тяжелого греха, нам не стоит об этом забывать.
... Если потрясение слишком сильное, если человек не ощущает ни малейшей возможности поправить ситуацию, его защита от вины может только усугубиться.
.... Не нужно насильно раскрывать глаза другому человеку. Если он изо всех сил от чего-то защищается, у него есть на то основания — какая-то важнаяего опора находится под угрозой. Нужно сначала помочь ему обрести силы, чтобы он смог мужественно встретиться с болью. Ведь на самом деле в глубине души почти все мы хотим быть честными перед собой.