Вроде бы всего чего хотел, Дубинин добился. Великая Отечественная длилась вдвое меньше, жертвы сократились до 8 миллионов, СССР не распался, а превратился в этакую китайско-шведскую смесь, успешно функционирующую и конкурирующую с другими государствами и экономиками. Третьей мировой войны правда не удалось избежать, но зато наши солдаты всё же расписались на стенах Вестминстерского аббатства и Капитолия. Надолго отбив западу желание тявкать и делать гадости чужими руками.
Герою можно передохнуть, заняться собственными делами, личной жизнью наконец. Вот только что если нет её, да и не видит он больше себя в отрыве от той настоящей Родины, что в пламени и дыму, осаждается сильным, хитрым противником, пришедшим с одной целью - уничтожить. А тут ещё Виталий узнаёт, что буквально на днях (в прошлом) его закадычный товарищ - Владимир Бат (которого он сам втянул в это приключение), сгорит в собственном танке в неравном бою с немцами. Не порядок. В общем, опять труба зовёт.
Зовёт да не просто так, все попытки Дубинина провалиться в прошлое ни к чему не приводят, да и Сталин чего-то не звонит. То ли алгоритм действий нарушен, то ли не хватает чего. Облом по всем статьям, Виталик даже начал пить горькую. И вот тут авторы немного меня удивили (приятно).
Не было у героя личной жизни и романтической линии в предыдущиих книгах и вот вдруг она появляется. В лице Светланы Сморкаловой - профессора медицины, красавицы и комсомолки (шучу конечно, хотя...). Случайная встреча сводит двух одиноких людей и бросает в мясорубку танкового сражения 1941 года. Опережая вопросы скажу, что женщина не сплоховала и проявила себя в боевой (экстремальной) обстановке отлично. Словно каждый день под пулями бегала.
Ничего нового в четвёртом романе цикла вы не увидите. Разве, что авторы начали действовать по принципу "дальше - больше". И вот уже в прошлом оказывается не только Светлана, но и Димон с Коляном - подручные Бата. Скользкая дорожка, согласен, обычно означающая, что идеи заканчиваются, а издатели требуют писать дальше. Впрочем, здесь пока никаких признаков вырождения и падения качества прозы не видно и история в театр абсурда не превращается. Хотелось бы конечно понаблюдать за развитием характера новой героини (в начале её очень удачно нам обрисовали), да и пару сюжетных линий бросить читателю для усложнения коллизий. Опять же Димона и Коляна сделать не статистическими болванчиками, а живыми полноценными персонажами. Мы ведь всегда чем-то не довольны.)
Скажу сразу, перевернув последнюю страницу романа, я грустно улыбнулся потому-что жаль было расставаться с полюбившейся компанией. Не знаю будет ли продолжение, но если эта книга последняя, финал вполне удачен. Все герои вместе, основыные ниточки сюжета разобраны, серьёзных вопросов к авторам нет.
Вот только Сталин всё ещё ждёт.
Четвёртая часть приключений Виталия Дубинина показалась наиболее вымученной. Авторы уже не могут придумать что-нибудь оригинальное, поэтому идут самоповторы. Сам Дубинин уже не сильно рвётся встретиться со Сталиным. Действительно, что он может нового сказать вождю. Документы тоннами из будущего переправили. Остальное так по мелочи – два танка, БРДМ, несколько машин с прицепами… Авторы уже не могут придумать, чего бы ещё в 1941 год отправить?... Вот доктора медицинских наук решили переместить, а то в прошлом с антибиотиками напряжёнка. Представьте, тогда с пенициллином в СССР было, как сейчас с вакциной от коронавируса. Не было антибиотиков, а как следствие огромные потери от ранений.
И женского пола в цикле не достаёт, одни мужики туда-сюда шастают. Надо же мужчинам перед кем-то свои лучшие качества показать.
Очередное пленение Дубинина выглядит фарсовым. Сразу понятно, что ничего проклятым фашистам не светит. Эти недоразвитые личности из Бранденбург-800 нужны авторам только для демонстрации их ограниченности. Вообще все четыре книги охватывают период с 22 июня по сентябрь 1941 года, когда немецко-фашистские войска были наиболее мощны и целеустремлённы, а в данном цикле они выступают мальчиками для битья, что совершенно не соответствует исторической правде. Глупо как-то…
Никакими разумными аргументами нельзя оправдать стремление авторов представить попаданцев абсолютно неуязвимыми мастерами с неограниченными ресурсами. Хотите танк, пожалуйста. БРДМ? Нет проблем. Никакого ограничения ни во времени, ни в средствах. А всё, что не имеет оправданных лимитов, вызывает скуку и смех. Хотите Гудериана случайной пулей грохнуть? Пожалуйста. Не жалко. Фашистских самолётов в книге наши лётчики за три неполных месяца по 3-4 десятка каждый насбивали. Девальвация какая-то.
Наши отцы и деды победили самую мощную армию начала сороковых годов в мире, на которую работала вся Европа. Не могли попаданцы за два-три месяца коренным образом изменить ситуацию в ВОВ, для этого нужны были годы, колоссальное напряжение сил всего советского народа, полный переход всей экономики и страны на военные рельсы. Подобные попаданческие легковесные книжки обесценивают неимоверные усилия и жертвы войны. Хотя, что спрашивать с фантастики?... Развлечение и только.
4-я книга. Попаданцы, давно шастающие в 41-ый год ВОВ, как на работу, значительно изменили ход истории. Чем дальше в лес, тем, так сказать, толще партизаны, то есть танкисты (Бат), связисты (Кариков), медики и иже с ними.
Товарищи попаданцы лихо развернулись в прошлом, заодно поменяв свое настоящее.
Кстати, в отличие от предыдущих томов на этом можно и точку ставить, ибо он не обрывается на полуслове.