У меня только одна подруга, у которой сын ходит в школу. И то уроки с ним делает бабушка. Так что хорошо мы с Машкой Трауб посидели. Потрепались, чайку попили, перебивая друг друга: да вот мой, а ты послушай, что моя.
Не скажу, что прямо документально всё верно, у нас в школе многое не так. Но вот то, что я с "Дневника" поржала, и настроение у меня хорошее, это да.
Теперь несколько фактов из жизни, к книжке имеют очень опосредованное отношение:
- у Маши Трауб есть няня. Классовая ненависть застилает мне взор. Впрочем, случай с бабушкой, делающей уроки, тоже выводит меня из себя. Да, я нервная, а не надо бы, потому что
- т-т-т, конечно, но девочка у меня умница. Мягкие, глухие согласные - все на ней. И вообще - у нас разделение труда. Она отвечает за русский (как многие уже догадались, гены грамотности достались ей от отца), я - за математику, английский (и я ваще продвинулась, уже знаю пупил и даугхтер) и общее руководство.
С другой стороны, я не знаю, потянули программу третьего класса. Пока я ещё хоть что-то соображаю.
-Закидайте меня валенками, но я весьма самонадеяна на этот счёт, и считаю, что я со своим высшим образованием и красным дипломом легко справлюсь с программой пятого класса. Хотя здравый смысл показывает, что я лажану по полной уже в четвертом - там, где деление столбиком.
- И признаюсь вам, чтобы побаловать себя и придать походам в школу за ребенком хоть какой-то смысл, я беру себе книжки в школьной библиотеке. Скажите, так ваще хоть кто-то ещё делает?
- И последнее, сакральное. Когда я была маленькая, я очень любила ходить в школу - там меня родители не доставали. Моя дочка тоже любит ходить в школу. Не пойму, с чего бы это?
Есть на свете книги, похожие на сильнодействующие таблетки. Принимать (ну или читать) их надо только по назначению врача и в строго ограниченных количествах. В противном случае организму будет нанесен огромный вред и за дальнейшие последствия ни один специалист не поручится.
"Дневник мамы первоклассника" и есть такая таблетка. Несколько дней назад, мне, измученной уроками, рефератами и рефлексиями Барбюса гимназистке, срочно потребовалась разгрузка в виде легчайшей, живой, желательно ностальгической "литературы". И после десятиминутного забега на Лайвлиб я уселась за Трауб.
Это была своего рода предыстория, а что по теме?
Со своей ролью книга справилась, причем очень хорошо. Я с удовольствием посмеялась над предложенным заметками, многое зачитывала вслух маме, которая намыкалась со мной за один первый класс столько, что Маше ни в одном кошмаре не приснится. А когда я дочитала все до конца, то вдруг поняла, отчего так веселилась. Оказалось, что многие черты семилетнего Васи нашлись и у четырнадцатилетней меня! Правда, многое из методов воспитания автора я абсолютно не поняла.̶О̶б̶ъ̶я̶с̶н̶и̶т̶е̶ ̶м̶н̶е̶,̶ ̶р̶е̶б̶е̶н̶к̶у̶ ̶и̶з̶ ̶у̶ч̶и̶т̶е̶л̶ь̶с̶к̶о̶й̶ ̶д̶и̶н̶а̶с̶т̶и̶и̶,̶ ̶к̶а̶к̶ ̶м̶а̶т̶ь̶ ̶м̶о̶ж̶е̶т̶ ̶у̶ч̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ы̶н̶а̶ ̶п̶р̶о̶г̶у̶л̶и̶в̶а̶т̶ь̶ ̶ч̶е̶р̶е̶з̶ ̶р̶а̶з̶ ̶ф̶и̶з̶к̶у̶л̶ь̶т̶у̶р̶у̶. Ну да ладно, это мое субъективное мнение.
Ну вот, пожалуй и все. В книге не найти ни глубоких мыслей, ни захватывающего сюжета, да и формат больше журнальный. Для постоянного чтения это не подходит, но в качестве допинга - почему бы и нет? За сим умолкаю и смиренно отправляюсь дочитывать Соловьева.
Купила сестре на Новый год. Племянница в этом году идёт в школу - думала, интересно будет. Сестра сказала - так себе. Я с любопытством взяла почитать сама, и...
Понравилось: оформление - снаружи и внутри, формат.
Остальное не понравилось.
И больше всего то, что она просто и естественно пишет о вопиющей безграмотности родителей и таком же нежелании детей учиться! То, что это есть, не спорю, но у автора не нашла и намёка на возмущение по этому поводу. Напротив - она находит это смешным. И оценивает свои силы, как будет делать уроки за сына во 2-3-5 классе. Ей кажется, что не справится... Нет, понимаю, что у нас были другие задания в 1-м классе, но мы так же учились писать, так же чертили отрезки (у мамы где-то лежит моя контрольная с этими самыми отрезками) и также получали задания, типа вспомнить и записать 5 пословиц о труде. Искали с мамой, она мне объясняла значения - между прочим, с тех пор помню насчёт терпения и труда, и что без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Но ведь мама не писала это за меня! И потом такого не было. Было, что я не понимала, было, что мама пыталась въехать в алгебру 7-го класса и объясняла, но решала я всё-таки сама, да и звала маму на помощь, только когда уже становилось совсем невмоготу. А в книге описана сценка: автор, значит, не может понять, что является подлежащим в предложении "Мальчик Петя сел на стул" (я, правда, тоже сначала задумалась), и зовёт на помощь коллегу. Выясняется, что та пишет сочинение о дружбе для сына-пятиклассника, и ещё у неё на сегодня - отметить на контурных картах крестовые походы. А что же мальчики? Первоклассник Вася валяется на диване и читает Драгунского, пятиклассник Миша также валяется на диване и читает Лема. Это, что, норма??!! (Странно ещё, что они читали, а не играли!) Нет, случалось, что мама мне писала сочинение на литературу, но это было скорее исключение, чем правило. А что получится из этих детей, которых не интересует ничего, кроме электронных игр, беготни во дворе и... девочек??
Много времени уделено описанию, как мама не может засадить ребёнка за уроки. Мучается с ним, уговаривает часами... У меня всё время возникал вопрос "а она ремня дать не пробовала?!". В конце концов в 7 лет у человека уже могут быть обязанности, и делать уроки - это одна из них! Классная руководительница рассказывает о том, как класс заканчивает первый учебный год: ...домашнюю работу или не делают, или не сдают, мне, что, к ним в портфели лезть, искать?! (не цитата, но близко). Я даже не могу представить себе такого поведения учеников в моём детстве!!! Вот и вырастает из них то поколение, которое пишет "кагбуто", "в крации" и "низнаю" и так и не выучивает к концу школы, что ча/ща пишутся через "а"!
Помимо этого, могу отметить, что аудитория у этой книжки скорее такая же по уровню благосостояния, как сама автор и её семейство: няня, домработница, секция по горным лыжам, в классе - кулер, парты на одного человека, в коридоре - диванчики. Это теперь такие школы у всех?? Или это что-то непростое и недешёвое? Просто у тех, кто живёт, мягко говоря, не так богато, это может вызвать раздражение - пусть и лёгкое, но всё же...
Это, конечно, стиль блога, ну и ладно. Но мне ещё показалось, что ребёнок какой-то не по годам рассудительный. Скорее всего, это писалось потом, по памяти, так как мысли ребёнка сильно отдают взрослым опытом...
Вывод: в целом, книга не вызвала практически никаких чувств, только волосы на голове дыбом вставали от школьных поборов, а засмеялась я только один раз - не помню уже, в каком месте. Впрочем, и такого уж негатива не наблюдалось, скорее - недоумение.
Читать эту книжку мне было попросту скучно. Она разочаровывает как содержательно, так и стилистически. По первому пункту: наверное, с похожим чувством профессиональный криминалист, не один год проработавший в следственных органах, читает бодрое повествование о том, как в представлении автора должны выглядеть "милицейские будни". Готова допустить, что эта книжка развлечет вас в случае, если у вас никогда не было детей, посещавших начальную школу - в качестве любопытной экзотики. В ином случае при прочтении книги - и особенно после - у вас не раз возникнет желание пожать плечами. Все дело в том, что здесь преподносятся самые простые и всем известные вещи, но ни особой наблюдательности, ни талантливого юмора, позволяющего увидеть обыденное под таким углом, что невозможно удержаться от смеха, вы здесь не найдете (а я, черт побери, ждала именно этого!) Ну да, в каждом классе есть мамы-активистки, от чьей энергии непросто бывает окружающим, есть своеобразные бабушки, родительские собрания... да... Деньги приходится сдавать (вот уж поистине открытие); бывают и задания, способные поставить родителей в тупик, - и... что? Уважаемый автор, но ничего нового или хотя бы оригинального вы не сказали. Вся проблематика книги, с позволения сказать, яйца выеденного не стоит. Заметно желание повеселить, но нет того, что отличает Райкина от Петросяна.
Почему я так занудствую по поводу этой маленькой книжки? Просто это пример плохой литературы про школу, с чем я как бывший советский человек (и современный родитель) смириться не могу. Периодически накатывало раздражение по поводу мамы-троечницы, которая при своей пишущей профессии испытывает трудности с русским языком. По поводу отношения к учебе вообще (мне стало жалко этих детей и их учительницу). Но об этом уже много писалось в предыдущих рецензиях такого, с чем я горячо согласна; не стану повторяться. Скажу только про мальчика Васю. Ребята, не верьте, дети намного интереснее этого персонажа, в котором, как в упоминавшемся Дениске Драгунского, правда переплелась с художественным вымыслом, отчего настоящий Вася, милый и трогательный, то вдруг становится ушлым и циничным, то начинает говорить "не своим голосом" (по выражению Норы Галь). Видимо, таким по задумке должен быть забавный и не по годам развитой ребенок. Не знаю, как вам, а мне кажется, что автор чересчур увлеклась в желании развлечь почтеннейшую публику. Да простит меня Маша Трауб, о которой я не хочу сказать ничего плохого, - а книжка все же неудачная. Имхо. Я всё сказал.
Пи Эс. Мне вспоминается из советской критики словечко "упадничество". Именно такое общее впечатление от книги заставило меня поставить ей два вместо намечавшейся тройки. Из практических наблюдений могу сказать, что не все так плохо. И патологическое невежество родителей вкупе с такой же ленью детей автором книжки все-таки несколько преувеличено. Так что надежда есть, а вы как думаете?
Ахаха, не могу))) всё время за чтением провела с улыбкой на лице. История до такой степени смешная, до того лёгкая, что читается на одном дыхании.
Главная героиня Маша - единственная рассказчица. Она повествует о том, как их с мужем сын, Вася, пошёл в первый класс и освещает самые яркие события их жизни. Я читала и вспоминала свои школьные будни, эти уроки и учителей, от которых после каждого звонка бежала вприпрыжку. Бр-р-рр просто. Такое ощущение, что я вместе с Васей пошла в школу и снова через всё это прохожу: прописи, задачки, первая любовь, обиды, недопонимания, радости и дружба...
Книга, определённо, «отдыхательная». На веру принимать всё, что в ней написано не стоит, за основу родительско-детских отношений в воспитании я бы тоже брать не стала, а вот просто отдохнуть, разрядить мозги, это пожалуйста.
Книга прочитана в рамках игры - «Школьная вселенная», 11-ый учебный год, предмет - классный час.
Есть такой особый жанр - книги, написанные журналюгами. Обычно это очень бойкое повествование, расцвеченное лично придуманными словечками (потоптаться на родном языке - любимое занятие для любого журналюги), иногда меткое, иногда злободневное, но практически всегда абсолютно пустое. Часто это аналог блога, который ведётся человеком, пишущим на одну тему и не слишком хорошо владеющего родным языком. Отличительная черта подобных книг - предсказуемость.
Любая мама, чей ребёнок учился в школе, может легко представить, что может быть написано в "Дневнике мамы первоклассника". Меня начало выворачивать от сего творения, как только г-жа Трауб пустилась в описания: "строгая, костюмная, с туго натянутой спиной", "сложила руки лесенкой" и т.д. Такой стиль может и сойдёт в гламурном женском журнале, но когда эти претензии на остроумие растянуты на пару сотен страниц... Пожалуй, вот это хуже всего - авторше так хочется быть остроумной, но все её потуги напрасны. Диалоги вялые, отступления не лирические, а скучные и неуместные. Уродами выглядят все: другие родители, учителя, случайные знакомые. Ещё этой книге сильно не хватает искренности и вообще каких бы то ни было чувств. Впрочем, смешно ожидать чувств от глянца.
Тот редкий случай, когда, прочитав пару страниц в начале, середине и конце, я убедилась, что книгу эту можно читать с любого места, но лучше не читать вообще. И выкинула со спокойной совестью.
Очень легкая и незатейливая книга.
К сожалению, особенного впечатления не произвела, если не считать впечатлением, что некоторые методы воспитания, встречающиеся здесь, приводили в недоумение: это я насчет «прогуливать физкультуру через раз» и прочий либерализм. Я, конечно, понимаю, что сейчас очень популярно подобное «свободное» воспитание, когда ребенок на одной волне с родителями, но хоть какая-то дисциплина должна быть.
Юмора какого-то исключительного я тоже не увидела, обычная повседневность: все это уже видели, слышали, проходили, ничего нового.
Потом эти «страшные» задания, с которыми не могут справиться не только родители, но и всё их ближнее и не очень окружение. Я не в том смысле, что это неправдоподобно, еще как правдоподобно, в свое время над некоторыми заданиями пыхтели всем дружным родительским коллективом. Но вопросы вроде «доплывет ли кораблик из Москвы-реки в Каспийское море» и «в чем отличие грача, галки и вороны» к этой категории явно не относятся. Что, серьезно, никто не мог ответить? Извините, не верю.
Конечно, я вполне допускаю, что автор сознательно добавила в текст небольшие элементы абсурда, чтобы, так сказать, усилить эффект. Но книга вроде претендует на биографичность, тогда зачем так утрировать?
В общем, я как-то не прониклась: ни заинтересовать, ни удивить эта книга меня не смогла. Мне было почти скучно читать про традиционные поборы, ремонт, сумбурные родительские собрания и нескладные детские праздники. Любые родители проходили через это (отличия – в деталях), и каждый может рассказать свою, очень похожую историю. И, кстати, непонятно, если у автора уже был опыт школьных будней (она же упоминает старшего сына), то почему вдруг самые обычные эпизоды в жизни первоклассников настолько вгоняют ее в ступор. Где она была, когда первый ребенок в школу пошел? С тех пор особо ничего не изменилось.
Я, конечно, не скажу, что это чтение вызвало у меня исключительно негативные эмоции, но и порадовать чем-то исключительным тоже не получилось.
Для сетевых дневниковых записей подобная литература отлично подходит, кто-то, наверняка, прочитает с интересом; для полноценной же книги – пустовато и бессмысленно. Хотя она вполне годится для того, чтобы просто бездумно побездельничать с легкой книжкой, ну или вспомнить какие-то свои (наверняка, намного более занятные) истории на тему «Как мы в первый класс ходили».
Какое-то оно… Наигранное и ненастоящее. Совершенно. Вся семья главной героини и первая учительница – совершенно ненастоящие. Особенно, муж.
Местами смешно, местам не очень.
почти всегда очень узнаваемо.
Смеяться заставила только одна цитата, но зато я ее успела перецитировать всем своим знакомым.
Вот оно:
Свой праздник букваря я хорошо помню. Надо было дома сделать корону из картона на голову. Мне досталась буква «К». Делать должна была мама. Маме корона никак не давалась. Буква «К» была похожа на что угодно, только не на букву. А я хотела красивую, яркую. А мама мне сделала кривенькую, косенькую и зеленую – другой краски в доме не нашлось.
А еще нужно было выучить любой детский стих. Маме было неинтересно учить про первую учительницу или первую книжку. Поэтому она выучила со мной Есенина «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Я прочитала стих, поправляя корону, которую мама закрепила мне на голове с помощью канцелярской скрепки, а в конце залаяла и завыла на луну, как Джим. Хлопала мне только моя мама. Собственно, это ее была идея – полаять в конце. Чтобы добавить драматизма. Поскольку все сидели с застывшими улыбками и молчали, я решила, что выступление не закончено и надо заполнить паузу. «Есенин пил и гулял, – громко сказала я, – у него было много женщин. Без этого стихов не напишешь. Одна из них – балерина Дункан – умерла. Ее шарф попал под колесо кареты, и она задохнулась. Это стихотворение про собаку. Некоторые люди любят собак больше, чем людей. Их можно понять. Люди – сволочи». Я поклонилась, потеряв корону, и медленным шагом спустилась с лестницы. Про Дункан и людей-сволочей мне мама рассказала. Так, для общего развития.
По-моему, прекрасно.
Легко ли легкой литературе быть легкой? -Да легко! - бодро рапортует Маша Трауб. Надо лишь выбрать легкую мишень: например, начальную школу. Интеллигентно-ироничный взгляд на первоклассные проблемы просто обречен легко сорвать бурю апплодисментов, ну и в нагрузку легкое недовольное бурчание младшешкольных педагогов. Впрочем, учитывая действительно странные задачки-загонялки для детей в духе "что общего у ворона и письменного стола", преподносимые им в школах под видом неких методик преподавания, процент граждан, всерьез принимающих учителей начальных классов, колеблется вблизи нуля. Кто там у нас еще под прицелом? Безумно бойкие активистки родительского комитета? Ну, за этих переживать не стоит - кипучая энергия вряд ли дает им время на чтение хоть каких-нибудь книжек. И если как следует иронично прищуриться, то всегда можно отыскать ракурс, в котором школьники мудрее училок.
А в принципе, если вы не хотите убивать свое время, а наоборот хотите экономить, то гораздо лучше прочесть вот этот фрагмент с башорга. Содержание то же, текста в тысячу раз меньше.