Что мы знаем о дворянстве во время революции? Часть эмигрировала, часть истреблена, словом, уничтожена как класс. А подробности? А люди?
Эта книга как раз и восполняет этот пробел. Не все дворяне были такими кровопийцами, как нас заставляли считать. Да, разные были, но по большей части это были высокоморальные и высокодуховные люди, интеллектуалы, элита. И тут пришла революция, Гражданская война. Все события показаны на примере виднейших и наиболее славных семей России - Голициных, Шереметьевых, Трубецких и т.д. Мы видим и тяготы в годы революции и Гражданской войны, когда меняли на хлеб семейное серебро и предметы антиквариата, когда они были вынуждены бросать все (или почти все) свое имущество, чтобы спасти жизнь.
Кто-то эмигрировал. Да, там был не сахар, приходилось много работать, но там не было постоянной угрозы ареста, выселения и т.д. Но многие остались. Остались даже не потому, что не могли эмигрировать, а потому, что не хотели. И на любимой родине хлебнули полную чащу страданий. Это и физическое уничтожение (расстрелы), но ещё больше моральное уничтожение и унижение. Что вы будете чувствовать, когда Вашу семейную усадьбы даже не громят, а стирают с лица земли, варварки уничтожая уникальные предметы искусства и книги? А острейшая безработица? А постоянные аресты? А обыски? А гибель друзей и близких? Через это все прошел каждый член семьи вышеназванных фамилий.
Книга содержит и автобиографический список. Большая часть книг есть в русском переводе. С плюсам книги можно отнести и наличие фотографий непосредственных участников событий.
Минуса книги всего два:
- иной раз кажется, что автор намеренно сгущает краски
- обилие героев. Если у каждой семейной пары (отцы) по 4-5 детей, у детей 3-6 детей/внуков, то уже много получается. И это только в одной семье! Тут основных 3 фамилии, да ещё и не основные есть. Конечно ,в начале книги есть список кто кому кем приходится, но это спасает мало. На мой взгляд, было бы логичнее сначала про одних, потом про других. А то так не получается проследить судьбу.
"Теперь им следовало принять решение относительно того, оставаться ли в Харбине, ехать в Америку или Европу или смириться с революцией и вернуться в Россию.
Евгения Писарева с тяжелым сердцем приходила к выводу, что их судьба — третий вариант."
Сюжет книги американского историка Дугласа Смита о выживании двух аристократических семей, князей Голицыных и графов Шереметевых, в России времен пост-революции разворачивается по классической структуре любого киносценария: три акта, завязка, развитие событий и кульминация, финальная развязка. При этом каждая из частей глубоко драматична, нет особых надежд на хороший исход, и оттого еще более печально наблюдать за жизнями героев.
Страшно читать о многочисленных ссылках, убийствах и гонении дворянских семей, хотя бы уже потому что большевики делали это без капли сочувствия к или уважения к человеческому достоинству.
Народ с одной стороны можно понять: слепота дворян, нежелание менять многолетний уклад жизни и отказываться от привилегий (хотя Смит приводит в книге цитаты из дворянских дневников: многие чувствовали приближение неизбежного, общественное напряжение, но в основном предпочитали балы и веселье для облегчения) в конце концов привели к эскалации конфликта, к вооруженным восстаниям.. ну и далее по учебнику истории.
С другой стороны столь жестокие расправы над бывшими людьми никому не сделают чести; у бывших князей и графов методично отбирали все до копейки, запрещали работать, клеймили позором, выселяли из уже самых простых жилищ. Когда и этого было мало, а квартиры были нужны хлынувших в города крестьянам, многих ссылали в лагеря или расстреливали. Действительно, чего с ними церемониться.
В книге есть подборка фотографий тех лет из архивов дворянских потомков, любопытно рассматривать лица, одежду героев, размышлять, о чем они думали в те дни. (Автор в некоторых местах обращает наше внимание на детали, например, почему на столе во время свадьбы почти ничего нет.)
На фотографии выше дворяне убирают лед на тротуарах Петрограда. Приглядитесь, у женщины на переднем плане довольно роскошная меховая муфта, пальто и шапка с меховой же оторочкой. Чувствуется легкий диссонанс: форма одежды явно не соответствует самой работе.
Дуглас Смит собрал огромное количество архивных данных, неоднократно общался с потомками дворянских семей, и книга вышла в итоге качественная и увлекательная.
Для меня основным вопросом, ради которого я читала "Бывших людей", стал патриотический — Почему они не уехали? Почему когда уже все совсем стало плохо, все равно уехали не все?
Почему патриотизм был важнее собственной жизни и достоинства? На расстоянии можно ли все так же любить Родину?
Как делать выбор между Родиной и жизнью, если таковой вообще существует?
У меня пока однозначных ответов нет.
Я заинтересовалась самой идеей патриотизма и историей его возникновения, порыскала на Арзамасе и нашла целый курс по "Генеалогии русского патриотизма" и много сопровождающих его материалов, например, о том, что слово "родина" до середины XIX века обозначало фактическое место рождения — город или деревню, а значение "родная страна" приобрело лишь позднее. Произошло это, что неудивительно, с подачи революционеров и народников.
И что же теперь, любовь к Родине все время будет таким нелегким путем идти?
Несмотря на высокую оценку, книга произвела скорее неоднозначное впечатление. Интересен выбор темы и стиль автора. Книга написана простым языком и легко воспринимается. Да и личностный подход - рассказ об исторических событиях не как о чем-то абстрактном, а через судьбы конкретных людей, мне как правило импонирует, как и в этом случае. И мне, с учетом того, что я в общем-то не особо в теме, читать было довольно интересно. А с другой стороны, ничего принципиально нового об этом периоде истории я так и не узнала. Как отметил один из читателей, книга на уровне добротного школьного реферата, просто перечисление имен и событий, да и приводимые в рассказе цифры статистики, данные без ссылок на источники, не то чтобы сомнения вызывают, но все же лишают некоторой доли доверия, не люблю голословных утверждений в подобного рода исследованиях.
Думаю, с трудом можно будет найти человека, кто не пропитается ненавистью к советской власти после чтения этой книги.
Дуглас Смит восстанавливает для нас историю жизни четырех знатных дворянских семей после революции: Шереметевы, Голицыны, Бобринские, Сабуровы. Какая-то часть из них успела эмигрировать до революции, а другие остались, движимые желанием вписаться в новую реальность или искренним патриотизмом к своей стране без привязки к государственному строю. Да и куда бежать, когда вы — и есть русская культура, её производители и хранители, а в ваших домах лучшие библиотеки страны, драгоценные полотна великих художников, а сами дома и дворцы составляют тот до сих пор нам знакомый облик Петербурга и Москвы? Куда бежать, если всё это невозможно забрать с собой.
Они могли вписаться, они хотели остаться, но ненавидевшие их за богатство и положение бывшие рабы стали их палачами. Даже выросших и ставших сознательными после революции отпрысков князей отправляли в лагеря, арестовывали и выжимали с работ: как писала Татьяна Трубецкая письмо в НКВД после того как её арестовали "Каким образом, писала она, ее арестовали как «бывшую княгиню», если она родилась в 1918 году, через год после большевистской революции? («Мне двадцать лет. Хочется учиться, жить, хочу быть счастливой и радостной, как все честные девушки Советского Союза. Я – воспитанница Октября. Единственная моя „вина“ в том, что я дочь бывшего князя Трубецкого. Что я Трубецкая»). Она провела несколько лет в исправительно-трудовом лагере и умерла там от тяжелых работ. Их именовали "бывшие люди", а таким не было места в новой России.
Ради чего убили дворянство? Единственных носителей русской культуры на тот момент. Уж неужели необразованные, озлобленные и грубые крестьяне могли заменить дворянство на месте прослойки интеллигентского класса? Не могли, и поэтому бывшие люди (до прихода Сталина к власти и начала Большого Террора) работали там, где нужно было их образование: в музеях в своих же имениях, в библиотеках, в связях с иностранными представительствами и везде, где требовалось знание иностранных языков, которым не обладало новое население страны. Инженеры ГУЛАГа, Дмитлага — это всё были бывшие люди.
Но перед войной они все в итоге были расстреляны, никого не оставили в живых. Не осталось тех, кто хранил столетиями русскую культуру, в чьих домах рождались русская литература, кто понимал ценность своего, частного, и относился с уважением к окружающему.
А сейчас мы удивляемся, почему у нас так плохо все в стране, почему люди невоспитанные, почему им наплевать на свою же культуру, почему вокруг в городах грязь, разруха — так это потомки тех людей, которых советская власть отучала думать о чем-либо как о частном, всё было общее, государственное, а значит ничьё и можно портить, плюнуть, намусорить, расписать граффити.
Княжна Сайн-Витгенштейн: "Кто учил их любить родину? Жадность, грубость, наглость и глупость — их отличительные черты, но можно ли ожидать большего от людей, которые недавно были рабами?"
Неужели они думали,что смогут построить что-то лучшее без самых лучших представителей своей страны?
Русская революция — самая большая трагедия нашей страны, после двух мировых войн.
Как сказал Пришвин: "Русский народ погубил цвет свой".
Одна из тех книг, каждую строчку из которой я ловила как глоток чистого воздуха, пока наконец не купила свой заветный томик.
"Бывшие люди" - это книга о настоящих русских, которые последовательно и хладнокровно уничтожались советскими оккупантами на протяжении XX века. Ум, честь, совесть, благородство и главная опора нашей истории и культуры были уничтожены. Теперь имеем то, что имеем (ничего хорошего). Горько, стыдно и обидно.
Конечно, я знала об этих сломанных судьбах: об Осоргиных, Анне Сабуровой, Марии Гудович, Эли Трубецкой, Владимире Голицыне и Елене Шереметевой, но в "Бывших людях" все сведения из мемуаров собраны воедино.
И очень странно, что книги на такую кровоточащую тему не пишут русские авторы.
Спасибо Дугласу Смиту. Спасибо за правду и честность.
При всем интересе к теме и при всей благодарности к автору в выборе темы, это не очень хорошая книга. Дуглас Смит написал прекрасный реферат (на уровне школьного), используя архивные источники. Но все Сережи и Владимиры, все Голицыны и Шереметевы сливаются для читателя в один неразличимый ком. Достойной мемуарной и исторической литературы, посвященной революции и репрессиям, огромное количество. Мы знаем, что да - многие погибли, да - многие уехали, да - репрессии, и да - стойкость и благородство патриотов-аристократов достойны восхищения. Но конкретно здесь ни одного живого человека нет. Нагромождение путаных фактов, перечисление событий, редкие отрывки писем. Точность тоже внушает подозрения. Уж сколько известно о Горьком и написать после всего, что Екатерина Пешкова родила ему двух сыновей, это как-то даже неприлично.
Книга произвела на меня сильное впечатление, хотя нельзя сказать, что автор исследует свою тему очень глубоко. Тем не менее ему удается увлечь и заинтересовать читателя столь мало исследованной темой, как жизнь аристократов, оставшихся жить в России после революций. В центре внимания автора – судьбы двух известнейших и многочисленных аристократических родов России – Голицыных и Шереметевых. Конечно, сложно не запутаться в многочисленных родственных связях семей, о которых до этого ничего не знал. И мне кажется, полезно было бы сопроводить это издание генеалогическими таблицами, а не просто списком основных действующих лиц.
Книгу читаешь с тяжелым сердцем: страдания людей, которых лишили всего, но все равно не оставляют в покое, и единственная вина которых в том, что они потомки знатных фамилий, не могут не тронуть. По какой-то причине эти люди не смогли покинуть свою родину, не бросили Россию в дни тяжелых испытаний, они до конца надеялись на освобождение страны и готовы были служить ей по мере сил. Что заставляло их продолжать жить в стране, в которой для них не осталось места? В их жизни не было ничего постоянного, в любой миг могли прийти, выдворить из дома, без всякой вины посадить в тюрьму или отправить в лагерь. И ведь это была реальность не только для дворян, но и для миллионов простых жителей СССР. Репрессии никого не обошли стороной, коснулись всех слоев населения, причем подкосили самых талантливых, трудолюбивых и предприимчивых. Где бы сейчас была наша страна, если бы все эти люди остались живы и послужили ее прогрессу?
Эта книга возбудила во мне интерес к теме судьбы русского дворянства, которую я бы хотела изучить более подробно в будущем. В мае я была в Остафьево, но, к сожалению, не обратила большого внимания на роль Шереметевых в жизни усадьбы. Если бы я прочитала эту книгу до этого, знала бы историю Сергея и Павла Шереметевых, то посмотрела бы на их бывший дом совсем другими глазами.
Книгу однозначно рекомендую, на мой взгляд, она будет интересна самому широкому кругу читателей, не только любителям истории.
Редкое для иностранца нейтральное отношение к излагаемым историческим фактам и деталям и еще более редкое деликатное отношение к деталям и нюансам описываемых событий. Книга из тех, что читают годами, не спеша, вдумчиво по небольшому кусочку и постоянно возвращаясь к уже прочитанному, т.е. читать, вникать и перечитывать для погружения в эпоху и среду. Практически это должна быть настольная книга, если это Ваше, если Вам эта тема интересна... Всячески рекомендую! Но только тем, кто в "теме" или хочет начать досконально ее изучать. Между делом или ради модности дворянского флера точно читать не стоит.
Это конечно удивительно.Написать так иностранцу о трагических событиях уничтожения аристократии, которые разгорелись после революционного переворота 1917 года. Автор весьма кропотливо подошел к своей работе, изучив огромное количество источников, мемуаров, архивных документов и т д вложив в данный, не побоюсь этого слова-исторический документ, нацеленный на правильное толкование нашей историей.Дуглас Смит весьма объективен.Произведение получилось емким и хлестким.Обязательна к прочтению, тем кто интересуется историей России и событиями крушения монархии.
Не слишком удачная книга для русской аудитории. Страшная история людей, которые внезапно оказались лишены своих доходов от поместий, были зачастую с прислугой выселены из своих дворцов и потому должны стать предметом для жалости. При том, что рядом творился не меньший ад, только его некому описать. История простого человека мало кому интересно, у него же нет родословной, как у победителя собачьей выставки.
Большое количество имен с довольно плохим объяснением так кто же это такие. Ощущение, что листаешь чужой альбом с фотографиями и вынужден разбираться в двоюродных тетях с пятым мужем троюродной племянницы. Не слишком запоминается и сразу же забывается.
И абсолютно адовый эпилог с рассказом про потомка, который сам создал крупную компанию в области нефти и газа и теперь ждет, что государство по привычке все отнимет. Но он не эмигрирует, ведь он из аристократии. Зато у него нет бахвальства, как у других бизнесменов. Попытка проложить дорожку от Сталина до Путина слишком смешна для нашего читателя.
В общем, если вы примерно знаете как жило советское общество в 18-45 году, то смело проходите мимо этой книги.