Под водой живут прекрасные габо, они любят детей и спасают утопленников. Они мечут икру, а самое большое преступление жителя «поднебесной», такое, которые при оглашении приговора звучит, как: ”преступление, о котором нельзя упоминать” — украсть ребёнка из вод, ещё хуже — икру.
Красиво написанная сказка о вымышленном городе, разделяющем мир на «подводный» и «поднебесный». О подростковой любви, дружбе, жажде свободы, доброте и справедливости.
О том, что не обо всех мечтах стоит знать другим. И у друзей бывают от тебя секреты. Даже у самых любимых.
Что если ты — один, это не значит, что ты не прав.
«Впрочем, стоит Агате посмотреть на Берта, который внимательно-внимательно разглядывает преступников, и ей немедленно хочется иметь в своем распоряжении парочку дучеле – просто для защиты, – хотя Берт никогда не сделал никому ничего плохого. Ну то есть его никто никогда не застукал ни за чем плохим, если вы понимаете, что имеется в виду.»
Слог повествования очень напоминает Мартынчик (она же — Макс Фрай). Приятная, короткая история. Если не знаешь, что взять в дорогу — идеально.
Необычная история, про разделенный надвое мир со своими законами и рамками. А чем больше вокруг запретов, тем больше в голове у мечтателей желаний и мыслей, особенно если ты подросток. Такова и Агата. Оказавшись на площади в день казни, девочка вместо того, чтобы покорно соблюдать порядок и переждать вынесение приговоров, решается на отчаянную вылазку - отойти от своей команды, чтобы вернуть выпавшую игрушку одной из приговоренных. Только вот всё идёт не по плану и Агате нужно очень много мужества, чтобы не потерять себя на улицах Венискайла, а потом, и в водах Венисвайта...
Эта сказка о храбрости и жестокости, о вопросах, на которые тяжело найти ответы. Да и знает ли кто-нибудь их? Иногда проще закрыть глаза, забиться в свой угол и "плыть по течению". А если уж ступил на путь Истины, самое главное не потерять в себе Человека, не раствориться в холодных водах Венисаны...
Из минусов книги можно выделить лишь то, что она обрывается на самом интересном месте(
Это крайне неприятный труд: заставлять себя помнить, что за отвратительными тебе поступками могут стоять непонятные тебе мотивы.
Из интервью Линор Горалик
Чем больше узнаю Линор Горалик, тем сильнее ею восхищаюсь. Нет, конкретно этой книгой не слишком очарована. Красивая жестокая сказка о мире, парадоксальным образом создающем впечатление микрокосма размером с елочный шар. Или радужный мыльный пузырь - скорее второе. Но при этом дающем недурное представление об устройстве макрокосма. Как капля воды содержит информацию о целом океане. Золотое дитя постмодерна, Горалик не впервые отсылает названиями своих книг к произведениям, послужившим источником вдохновения. Нынешние "Все, способные дышать дыхание" недвусмысленный оммаж-полемика ко "Всеми, способными держать оружие" Лазарчука. Что до "Холодной воды Венисаны", тут уж семи пядей быть не нужно, чтобы опознать "Высокую воду венецианцев" Рубиной.
Постой, и что общего? В одном случае исходный призыв держать оборону по всем фронтам от неведомого пока противника, который в любой момент может материализоваться из ниоткуда, преобразуется в необходимость полностью перестраивать систему мировосприятия, налаживать диалог с теми, кого прежде ели. Скажете, ничего общего? Ну-ну. Венецианские рассказы Дины Ильиничны читала давно и не очень помню, но отсылка к городу на воде, гнилому и прекрасному, хранящему множество страшных стыдных секретов и прекрасному, жестокому и прекрасному - очевидна. Что до макрокосма в микрокосме, то да, "Венисана" отражает большой мир "Способных дышать дыхание" не одной только радужной болезнью, которую писательница, оказывается, изобрела еще прежде, но и некоторыми сквозными героями.
Вот не знаю, как вам, а мне здешняя Агата кажется очень похожей на Агату, сестру режиссера Андрея Петровски. И на ту, что возвращалась домой, отказавшись от трех волшебных колечек. Умная, хитрая, ловкая девочка, раз за разом вынужденная решать задачи, какие не всякому взрослому по плечу. Будем откровенны, большинство взрослых они заведут в тупик. А героиня находит таки решение. Неидеальное, но позволяющее худо-бедно насытить волков, сохранив овец. О чем книга? В двух словах: мир, в котором верхний город Венискайл, окруженный мрачным лесом Венисфайном отражается и преломляется в нижнем водном Венисвайле. Мир, где водобоязнь не признак бешенства, как в нашем, но залог здоровья и выживания. Однако утонувшие не погибают окончательно, превращаются в русалок-ундов. Там, внизу им не слишком сладко живется, но разве наверху было намного лучше. А что, если научиться существовать в обоих мирах? Не "что, если?" ради удовольствия и развлечения, а по необходимости выжить.
И есть еще габо: птицерыбы или рыбоптицы, жестокие менторы верхних людей, но талисман, помогающий не заразиться радужной болезнью, приготовляют, проделывая над ними чудовищные манипуляции. И в обрядах, где габо принимают совместное участие с иерархами людей, важную роль играет магический габион, добытый этим жутким способом. И никто не хочет менять устоявшегося порядка вещей. Мне понравилось. Хотя, к немногим, но существенным недостаткам - обычно от книги жду большей законченности.
Я редко берусь читать книги из-за автора, но это был как раз тот самый случай. Линор Горалик в моем личном списке авторов занимает уютное место благодаря бесподобным комиксам про Зайца ПЦ и толковым интересным текстам в "Теории моды". "Холодная вода Венисаны" не разочаровала с точки зрения задумки и исполнения. Горалик все так же хороша, текст по-прежнему изумительный, идея тоже довольно оригинальна: сюжет представляет собой рассказ о жизни в альтернативной Венеции - Венисане. Город стоит над водой, под водой есть другой город - его полное отражение, жители двух городов друг друга недолюбливают, а погружение в воду для тех, кто живет в верхнем мире - смерть. Кроме того, это тот странный момент, когда ты толком не можешь отнести книгу к какой-то категории - детской литературы или взрослой. Это сказка, которую в принципе можно почитать на ночь детям (умненьким), но при грамотной экранизации она собрала бы кассу не хуже "Аватара", в этом я уверена.
Сюда же добавляются еще красивые иллюстрации, благодаря которым чтение книги напоминает погружение в странный сон из числа тех, какие периодически видит, наверное, каждый - бессмысленные, но с изумительными декорациями. И все размыто, как под водой.
Размытой оказалась и концовка. Точнее, оказалось, что у книги будет продолжение. И в данном случае к Горалик никаких претензий. Она, как и любой другой автор, имеет право писать книжки сериями хоть по 20 штук. А вот к издательству есть претензии и серьезные. Во-первых, видимо, сейчас стало моветоном (читай, появилась хитрая уловкоа) заранее предупреждать о том, что книга первая из цикла и у нее открытый финал. А он не просто открытый, повествование буквально обрывается на полуслове, тут нет даже промежуточных заключений. Вероятно, такие предупреждения плохо сказываются на маркетинговой стратегии - не все люди готовы к тому, что придется покупать еще и еще. Что и понятно. И тут мы переходим к во-вторых. 160 страниц крупным шрифтом даже с наличием сногсшибателных картинок за 440 рублей (а это самая низкая цена, которую я видела) это, знаете ли, ту мач. И если оценить оформление и печать хотя бы можно в книжном магазине, то предугадать, что финала у "кина" не будет - совсем уж невозможно. Стыдно, господа издатели.
Слишком маленький объем этого произведения расстраивает и огорчает. Как будто Вас пустили на какое-то представление, и когда Вы только успели познакомиться с главными героями, только рассмотрели декорации и уже были готовы погрузиться в атмосферу целиком, Вас бесчеловечно выгоняют из зала. Я понимаю что эта история не окончена и скорее всего будет продолжение, но даже для первой части маловато будет. Автор создал много необычных нюансов, интересная прорисовка мира, и именно поэтому когда страницы начинают неумолимо таять, хочется остановить время и побыть с этим подольше. Главная героиня смелая, решительная и весьма сообразительная, несмотря на свой юный возраст. Но самое главное, что она не вешает нос, даже казалось бы в беспросветных ситуациях. Она не безразлична к чужим бедам и готова бороться за справедливость, рискуя остаться без поддержки взрослых и близких друзей.
У меня работы столько, что сутки просто по швам трещат, но нет, вместо того чтобы хоть как-то облегчить себе существование я села за субботним завтраком читать маленькую книжку «Холодная вода Венисаны». И не выпустила ее из рук, пока не закончила, потому что Линор Горалик снова совершила какое-то чудо с моим пониманием детской литературы или недетской….
Габо! Унды! Радужка, которой так боятся обыватели! Мосты! Каналы! Дети на веревочке…
Фантастическая утопающая в синем Венисана не похожа ни на что на свете, хотя при воспоминаниях о Венисане Крапивинские миры поневоле всплывают у меня в голове. Но каким бы не был мир – люди остаются людьми. Они причиняют боль даже в сказке, если пространство этой книги уместно будет назвать сказкой. Люди причиняют боль, убивают, скрывают правду, боятся и люди говорят «нет», дают отпор, ищут справедливость и стремятся к свободе. И да, дети – тоже люди. Почему-то это так не очевидно для меня в детской литературе, но у Линор Горалик – я это считываю однозначно!
Каждая глава написана в честь того или иного венисанского святого и как же меня порадовал Святой Мартин, покровитель слонов – да, да «Мартин не плачет» - это тоже любимая моя детская книга, прочитанная в очень взрослом возрасте)))
И Агата. Та самая Агата, которая возвращается домой и смотрит вверх…
У книги чудесные иллюстрации Даны Сидерос, прекрасное издание и неоконченный финал, заставляющий вскричать «Нет! Мне очень надо знать, что дальше! Кто-нибудь! Скажите, неужели началась война?!»
P.S. А еще миру Венисианы обязательно надо на экран, в анимацию! Куда-нибудь в руки анимационной студии «Cartoon Saloon», которая подарила нам «Тайну Келлс»
Это было совершенно прекрасно, и чуточку грустно.
С первых страниц читатель окунается в совершенно неизведанный мир. Здесь детей в школе связывают веревками в общую связку - чтобы они были в безопасности, и не убежали. Город полон холодной воды, каналов и темных секретов, шепотков. Люди боятся упасть в воду и заболеть "радужной" болезнью. Над городом летают огромные белые птицы Габо.
Главная героиня - Агата. Умная, смелая Агата. Агата, которой хочется знаний и свободы. Агата, которая столкнется с тяжкими испытаниями, жестокостью взрослых и фантасмагоричностью мира вокруг нее.
Линор Горалик творит с текстом настоящее волшебство, - ажурно, велеречиво, с превеликим тщанием она прописывает каждую сцену, и слова-бусины рассыпаются по странницам, а ты выхватываешь и пробуешь их сладость, ощущаешь на языке, а они превращаются в спелую вишню, стекая бордовым соком внутрь тебя. И слова такие яркие, ты чувствуешь их, осязаешь. Магический реализм в этой книге сначала такой воздушный, с запахом детских мечтаний и сахарной ваты, чью сладость ты выхватываешь из сонма других на городской ярмарке. А потом холодная вода Венисаны утаскивает вглубь, наполняет легкие. И вот ты уже среди утопленников, призраков и холодных морских людей. И вскрываются темные тайны, и люди пугливые, лживые, страшные, - сбрасывают маски.
Мне нравятся такие авторы - у них так много слов в запасе, необычных, непривычных, неотточенных. И они жонглируют этими словами, играют, достают по одному, показывают тебе, и ты влюбляешься в новое для себя слово. Забираешь его себе, под веки, чтобы оно осталось с тобой, - это новое чудесное слово. Так и копятся у нас слова - нам их отдает кто-то другой, у кого их в избытке.
Иллюстрации Даны Сидерос акварельные, ускользающие, стремящиеся куда-то за грань страницы, в зеркальный мир, к воде. Они дополняют атмосферу долгого падения под воду, зябкого, эфемерного сна.
Это только начало большой, грандиозной истории, продолжение, которой автор напишет позже, я надеюсь, что напишет; ведь в Венисану хочется возвратиться, узнать, что будет дальше.
Это было чудесное путешествие.
Венисана... Странный мир... И в нем два города - Венискайл и Венисвайт, похожие друг на друга и разные, так, как могут быть похожими и разными зеркальные отражения. Ведь Венисвайт находится под водой. В одном живут люди, в другом - ундины, утопленники и габо. Правда, габо могут летать среди людей. Но только взрослые, а маленькие габо живут под водой. А вокруг этих городов синий лес Венисфайн, откуда никто не возвращается.
Вот в таком странном мире и живет двенадцатилетняя Агата. она учится в колледжии и дружит с Мелиссой и Тортоном.
А потом она нечаянно падает в канал и... И тут начинаются приключения, о которых и рассказывает книга "Холодная вода Венисаны ".
Линор Горалик сочинила удивительный мир, так не похожий и, вместе с тем, похожий на наш. Ведь Венискайл невероятно похож на Венецию, город среди каналов. Автор и не скрывает этого Ведь названия улиц и площадей города практически повторяют реальные. Что это? Почему? Дань любви автора или попытка создать веревочку для читателя, чтобы он, держась за знакомое, не потерялся в фантазии? Конечно, это не так уж и важно, но этот вопрос меня интересовал при чтении книги.
В самом начале. Потом этот вопрос вылетел из головы, потому что приключения умненькой и смелой Агаты захватили полностью. И я думала только о них, а не о том, где они происходят. А приключений с Агатой случилось много. И совсем не веселых, а страшных. Даже не в плане того, с какими персонажами ей пришлось встретиться и что испытать при этих встречах, а страшных от тех важных решений, которые пришлось принимать Агате. Совсем не детских.
Вот и сама книга "Холодная вода Венисаны" не совсем детская. Хотя главная героиня в ней маленькая девочка, и все события описываются глазами этой девочки. Но проблемы, поднимаемые в книге, не безразличны и взрослым.
А язык, которым написана книга, заставит трепетать от блаженства самого искушенного читателя. И это не случайно. Линор Горалик - поэт. И это сказывается на повествование. Красиво, певуче, завораживающе...
Эх! После таких моих восторженных книг оценить бы книгу по высшему баллу. И восхищаться ею, и рекомендовать всем и каждому. А вот не могу. И все потому, что "Холодная вода Венисаны" - это не книга в традиционном понимании. Она как небольшое вступление к Настоящей Книге, от которой невозможно будет оторваться. Автор ставит последнюю точку в самом неподходящем месте, в самый напряженный момент рассказа. И все... Но «Это еще не конец, — упрямо думает Агата. — Не конец».
А зачем без конца? То ли маркетинговый ход для создания последующих книг серии, то ли насмешка над читателем "а не надо так все серьезно воспринимать".
Но я разочарована. Даже, можно сказать, оскорблена.
Сразу скажу, эта книга не самостоятельная и будет ещё. Не очень приятно об этом узнавать, когда ты уже её купил :)
Книга о девочке, которую тщательно отгораживали от действительности, как и всех детей. Ей хотелось совсем не этого, ей хотелось знаний, хотелось приключений. А когда знания и приключения таки настигли нашу Агату, оказалось, что это не очень -то приятно :)
Постоянно присутствует гнетущее чувство недосказанности, протеста и дурного сна.
Иллюстрации божественные. Такие эфемерные, тягучие, полностью подходят к истории. Надо заметить, благодаря иллюстрациям я и обратила внимание на книгу.
Кстати, было очень забавно понять, что названия сцен не просто набор слов, а что они относятся к людям, что участвуют в данной сцене.
А перейдя на вступительные строки и прочитав их - наконец понимаешь, что именно это значит.
Шрифт очень крупный ,а страниц всего 160.
На фото обложка выглядит, прямо скажем, невзрачно. Но когда берёшь её в руки.. она становится невероятно красивой и атмосферной, а ещё она матовая и бархатистая.
Юлия Борисовна - мастер вербальной стилистики. Бытует мнение, что Линор - прежде всего поэт, в прозе же у нее нет своего почерка. На мой взгляд, это слишком сильное и, мягко говоря, спорное утверждение. Могу говорить лишь о тех вещах, что читал сам, но если мы возьмем "Способных дышать дыхание", "Валерия", "Агату, вернувшуюся" и "Венисану", то увидим 4 разных стиля. В первом случае это хардкор, во втором - гениальная стилизация, в третьем - святая простота, а в четвертом - святая простота + нагромождение чудных и диковинных словечек, которые, безусловно, утяжеляют слог, как кажется по первости, но затем создают волшебство.
Стоит лишь привыкнуть к габонам, дучеле и ка`дуче, ва` и профетто (а так же к не менее оригинальным именам собственным), интуитивно понять, кто есть кто, проникнуться и поплыть по холодной воде.
Эффект бодрящий.
Может, в прозе Горалик и нет единой генеральной стилистической линии, отмеченной индивидуальными печатями, но писатель, умеющий так перерождаться в языке от книги к книге - автор выдающегося таланта.
Кажется неслучайным, что на обложке мы видим реплику Мариам Петросян - по степени остранения "Венисана" близка "Дому, в котором", только вместо Дома здесь - колледжия, и тоже - дети, непонятно за какие грехи в ней оказавшиеся. Ясное дело, что масштабы книг несопоставимы, однако по уровню фантасмагории и некой атмосфере - допускаю такое сравнение.
Агата себе на уме,
она не плывет по течению.
И наконец, поразила меня некоторая злободневность этой страшной сказки-сна. Рецепция символических аллюзий (а их, действительно, можно увидеть при желании, и речь не о синих занавесках) оставляет гнетущее чувство надвинутых таких уже по самое не балуй сумрачных времен.
Лжи, разлитой в воздухе. Хождения на веревочке.