Боже! Какая же пошлая обложка для книги с достаточно серьёзной темой.
Это даже не детектив, хотя элемент его в романе есть. Это довольно подробный судебный процесс 80-х (по всей видимости) годов XX века.
Интересно, что даже про суд присяжных я знаю довольно-таки много, а вот с такой системой, когда от имени закона выступает профессиональный судья и два народных заседателя, у которых идентичные полномочия с судьёй, я встретила впервые.
Очень любопытно.
Но признаюсь честно, роман всё-таки женский. Помимо судебного процесса, очень много о личной жизни трёх совершенно разных женщин.
Красивая, умная, волевая, но очень несчастная Ирина — профессиональный юрист и главный герой этой истории.
Ярая коммунистка, идейный педагог, директор школы Надежда, которая всего добилась сама (если не считать некоего дальнего родственника), но испытывает большие проблемы в воспитании дочери.
И Наташа. У который вроде бы всё должно быть в шоколаде: именитый папа, материальные блага, хорошее образование и мозги на месте. Вот только любит она человека, который её просто ненавидит и постоянно унижает. И не понятно: за что.
А ещё есть обвиняемый — жуткий маньяк, по делу которого абсолютно нет никакой доказательной базы, но вот смертного приговора ему желают многие. И самое печальное, что все эти люди входят в окружение наших героинь.
А оценку я снизила за финал. Вот он точно соответствует обложке. Слишком ванильный.
Скорее понравилось, чем нет. Время действия - 1983 год, судя по всему. Мне очень мало встречалось книг про "кухню" судебных процессов эпохи развитого социализма. Поэтому не могу оценить насколько она адекватно описана. Первая треть книги написана довольно вязко, тонешь как в болоте во всех этих рабочих и семейных дрязгах, очередях в магазинах, описаниях дефицита и прочих приметах времени. Детективная линия - вполне, вполне. И развязка тоже.
Кирилл Мостовой на скамье подсудимых за убийство шести женщин. Судья и народные заседатели - тоже женщины. Ожидаемое наказание - высшая мера.
И, казалось бы, все предопределено: улики имеются, обвиняемый взят почти с поличным, даже личная заинтересованность не последних в государственной машине персон присутствует; однако приговорить человека к расстрелу, даже преступника, не так уж и просто. Ошибиться нельзя, а со всех сторон давят.
К чему давление, если все так очевидно? Или не все?
Процесс по делу Мостового - формальное ядро романа Марии Вороновой "Женский приговор", но само по себе слушание и даже некоторые процессуальные шаги, направленные на проверку показаний и обстоятельств, - скорее фон для основного действия.
В центре повествования три женских судьбы, размышления о человеке и его месте в государстве, о правах истинных и мнимых, о поисках счастья.
Книга уносит в то время, когда на кухнях подшучивали над генсеком, но свято верили в идеалы коммунизма, занимались общественной работой и неукоснительно исполняли партийные директивы. А вместе с тем показаны первые ростки диссидентства, сомнения и робкое преодоление стереотипов.
Нельзя сказать, что реалии начала восьмидесятых полностью достоверны: погружая читателя в атмосферу эпохи, автор обращается к известным штампам ( тотальный дефицит и идеологическая зашоренность), кроме того, смешивает в речи "строителей коммунизма" высокопарную агитационно-газетную лексику с современными просторечными словечками («выцепить», «походу» и др.)
Тщательно выписанные женские образы, тем не менее, не вполне убедительны: не хватает развития - читатель видит к финалу почти стремительное перерождение каждой из героинь. Несомненно, и у судьи Ирины, и у врача Наташи, и у директора школы Надежды Георгиевны есть стержень, собственные принципы, но Воронова так детально рассказывает об их слабостях, что итоговое проявление лучших сильных сторон их личности кажется внезапным и спонтанным.
Такое чувство, что для каждой из женщин суд над Мостовым - это личная война, где решение принимается не только во имя справедливости, но и в значительной мере, чтобы что-то доказать себе и другим.
" Женский приговор" - предыстория следующего романа Марии Вороновой "Погружение в отражение", в котором отсыл к данной книге делается неоднократно.
Я увидела в анонсах новинок другую книгу Вороновой, и почему-то мне захотелось познакомиться с автором. Выбор пал на "Женский приговор" из-за сюжетного сходства с заинтересовавшим меня романом.
Итак, у нас три женщины:
- Ирина - судья; разведённая женщина с ребёнком; любовница женатого мужчины (он же её начальник), который использует её в своих целях.
- Надежда Георгиевна - директор школы; жена и мать, которая никак не может найти общий язык с дочерью-подростком.
- Наташа - дочь академика; врач-хирург; аспирантка, влюблённая в своего наставника.
Время действия - начало 80-х гг. В тексте были маркеры, но определить точный год я не смогла. В общем, Высоцкий уже умер, а перестройка ещё не началась.
Этим трём женщинам предстоит вынести приговор Кириллу Мостовому, обвиняемому в убийствах женщин: смертный приговор, если они признают его виновным. Надежда Георгиевна и Наташа направлены в суд в качестве народных заседателей, а Ирина возглавляет процесс. И главный вопрос: поступить по совести, или поддаться внешнему давлению и поступить так, как нужно влиятельному человеку. Попутно решаются личные проблемы, и концовка, скажем так, типична для дамского романа.
Любовная линия Ирина - Валерий показалась мне очень знакомой, начиная с самой первой сцены, но вспомнить где я видела или читала что-то похожее, я так и не смогла. Дежавю?
В целом, для своего жанра роман неплохой. Было интересно следить за изменениями персонажей, хотя я не совсем в них верю.
Не очень верю, что Надежда Георгиевна смогла измениться. Очень противоречивый персонаж: с одной стороны типичная советская училка, сама живёт в токсичных отношениях и дочери их устраивает; с другой - отношения с учениками у неё явно хорошие. Её если и не любят, то хотя бы уважают. Сапожник без сапог?
В общем, не жалею, что прочитала, но без восторга.