В прошлом году 22 сентября в Сан-Франциско установили памятник жертвам секс-рабства в Японии во время второй мировой войны. Япония до сих пор отрицает факты и утверждает, что это были добровольные проститутки. Надия Мурад стала лауреатом нобелевской премии мира в этом году, добиваясь признания фактов секс-рабства и преступлений ИГИЛ, и надеясь, что люди, убившие почти всю ее семью и до сих пор удерживающие в плену, продающие и насилующие захваченных девушек когда-нибудь предстали перед судом.
Она родилась и выросла в маленькой деревне в Ираке, и думала что проживет там всю свою жизнь. Ее мечты не уносились дальше того, чтобы стать учительницей и выйти замуж. Но война сломала не только ее жизнь, а поставила на грань вымирания ее немногочисленный народ. Слышали ли вы когда-нибудь о такой религии как езидизм и о езидах? У этой народности интересное сочетание веры в единого творца и поклонению солнце и луне, вере в загробный мир и переселению душ, но есть расхождения в мифе о творении от еврейского и мусульманского. И главное отличие, которое и служит "оправданием" радикальным мусульманам, то что они молятся Малаку Тавуси ангелу-павлину (которого мусульмане почему-то считают злым падшим ангелом и его последователей - поклоняющимися дьяволу).
В этом регионе всегда было неспокойно, слишком много отличий и разных народов жило здесь и все уверены, что именно их религия лучше и правильнее. Но были длительные периоды, когда все жили в относительном мире. Торговали друг с другом, дети учились в общих школах, люди общались и справляли праздники вместе. Тем страшнее было то, что случилось потом.
Читая о захвате деревни, массовых расстрелах и разделении семей, я не могла не вспоминать такие же описания действий фашистов во время второй мировой. И сначала было очень тяжело читать от того, что кровавый 20 век ничему не научил людей и круг насилия все повторяется и повторяется. Но было приятно узнать, что как во время второй мировой, так и в наши дни были люди, которые рискуя собственной жизнью приютили сбежавшую Надию, хотя могли бы сдать ее за вознаграждение или из страха обратно, как поступали снова и снова с ее племянницей Катрин. Ее брат, оказавшийся во время резни в другом городе, спасая сначала собственных родственниц, спасает теперь всех девушек-езидок из плена, считая что ради этого бог спас ему жизнь.
Описывать плен не буду, вы и так хорошо себе можете представить, что творят мужчины уверенные в своей власти и бессилии жертв. Опять же хочется отметить огромное сходство ИГИЛ с фашистами. Они выпустили брошурку подробно описывающие кого можно насиловать, причем есть пункт разрешающий насиловать даже девочек у которых еще нет даже менструаций "если они готовы", Надия видела рабынь сабайя 8-10 лет.
Как ни странно, но даже у этой истории есть небольшая хорошая сторона. Если до этих страшных событий девушку-езидку, которая хотела принять ислам и выйти замуж побила камнями ее же семья, то после духовные лидеры езидов объявили, что все девушки, подвергавшиеся насилию в плену не должны подвергаться осуждению и должны приниматься везде. А не сама-дура-виновата-пошли-распнем-эту-порочную-бабу как бы сказали раньше. Но многие девушки все же скрывают, что с ними было и делают операции по восстановлению девственности, и их сложно за это осудить. Надия же продолжает ездить по миру и рассказывать свою историю, надеясь что когда-нибудь она останется последней, кому придется рассказывать о таких ужасах. Оценку поставить книге совершенно невозможно, рекомендовать тоже, это просто еще одна горькая история выжившей и не сломленной женщины.
Сложно писать рецензии на такие истории. Но сложнее всего мне понять что в этой истории правда, а что вымысел.
Кажется я прочитала достаточно книг чтобы говорить что что-то написано плохо или хорошо (с точки зрения построения повествования, складности текста и так далее). Так вот эта книга написана слишком хорошо для жанра свидетельства очевидца. Я помню как читала воспоминания жертв Чернобыльской катастрофы. Простые люди весьма нескладно (с точки зрения литературы) рассказывают о том что произошло. И очень эмоционально.
А в этой книге весьма элегантный текст, очень стройная и последовательная история. Могла ли ее написать малообразованная езидская девушка? Да еще и на неродном английском? Ой ли.
Далее меня поразило какие мелкие детали приводит Надия. Например, во время первых изнасилований очень подробно описывается одежда. Как мужчин, так и женщин. То есть ее насиловали, а она запомнила кто во что был одет в какой-то конкретный день. Во время побега рассказывается кто и какой сендвич съел в пути. А ведь не один год прошел. Я думаю эти детали были добавлены искусственно для большей драмы.
Мне очень очень жаль что сейчас все еще в мире есть геноцид, что женщин используют и унижают. Никаким образом это нельзя оправдать. Но я не знаю как мне поверить истории Надии. Наверное, большая часть правда, но когда явно видишь руку профессионала и налет пропаганды, то как отличить?
«Я хочу стать последней девушкой в мире с такой историей, как моя».
©Надия Мурад
Еще одна книга, перевернувшая мне душу. Это история геноцида, унижения, сексуального рабства, неописуемых бед, лишений всего, чего только можно лишиться, и надежды, что когда-нибудь это прекратится.
Это история страшная, потому что она происходила сейчас. Пока мы здесь жили своей жизнью, занимались обыденными и привычными делами, Надия и все ее соплеменники уничтожались морально и физически просто потому, что они представители национального меньшинства — езиды.
Надия в детстве интересовалась историей и хотела стать педагогом. После получения среднего образования она планировала поступить в университет, однако вследствие захвата ее деревни в 2014 году боевиками ИГИЛ* не смогла доучиться последний год. С этого все и началось.
Надия — одна из нескольких тысяч езидских женщин, которых продавали на рынках и на фейсбуке порой всего за двадцать долларов. Она уже и не думала, что когда-нибудь выберется из этого ада.
Пока писала пост, параллельно читала в гугле дополнительную информацию о зверствах этой террористической организации. И знаете что? Это адский ад!
Когда читаешь такие книги, то личные проблемы кажутся пустышкой. Такие книги заставляют мыслить шире, на мой взгляд, потому что они повествуют о реальной беде, о нечеловеческих страданиях! И люди живут среди этого человеконенавистничества. Ну... как живут – выживают. Разве это жизнь без возможности получить образование, без работы, без средств к существованию, без жилья. Просто боишься дышать, каждую секунду ожидая, что какой-нибудь отморозок отнимет твою жизнь просто потому, что у тебя вера не такая. Или просто продаст в рабство. Это не нормально! Этот мир катится в пропасть.
А Надие посчастливилось сбежать благодаря помощи случайной семьи. Она добралась до лагеря беженцев, где находился один из ее выживших братьев, а через какое-то время уехала в Германию.
Сейчас Надия иракская правозащитница, Посол доброй воли ООН, лауреат премии Вацлава Гавела по правам человека и премии Андрея Сахарова за свободу мысли. Лауреат Нобелевской премии мира 2018 года.
Даже не знаю как начать, вряд ли найду силы сказать много. Это очень откровенная и тяжелая книга. Не хочу показаться тварью бессердечной и все-таки постараюсь объяснить.
Надия подробно и честно рассказала о себе, о своих родных, о деревне в которой выросла и о культуре своего народа. Симпатии они у меня не вызвали, признаюсь. Потому что не разделяю их убеждений, в них тоже много несправедливости, а сама девушка кажется очень наивной и нерациональной. Только это не отменяет факта преступления над ними. Жертва не должна соответствовать нашим выдуманным шаблонам, чтобы заслужить сочувствие. Это ее история, ее жизнь. Никто не заслуживает издевательств и уничтожения родных. Геноцид вообще ничто не может оправдать. Неважно как глубоко заходят ваши разногласия, насилие чудовищный поступок.
Меня больше всего ужасает, что это происходило совсем недавно. Средневековое варварство в 21 веке - будто про параллельную Вселенную читала. Хочется чтобы надежды Мурад не были напрасными. Чтобы она была последним человеком столкнувшимся с подобным.
«Последняя девушка» - книга о боли и надежде. Какая интересная трансформация: Надия – Надя – Надежда, хотя с арабского имя означает «щедрая», но для нас совпадение говорящее.
И пусть в книге нет подробных сцен изнасилований, убийств, других страданий, мы можем прочувствовать, что Надия испытывала, начиная с интуитивного страха, когда игиловцы кружились вокруг её селения, убийства близких, а после её похищения и превращения в секс-рабыню. Жизнь девушки в плену – сплошное физическое и моральное страдание, но вот тут сработала формула, состоящая из надежды, силы воли, помощи небезразличных людей и многих других слагаемых, которые подарили девушке Свободу. Некоторым везёт, о тысячах, миллионах мы никогда не узнаем. А статистика в новостях всего лишь статистика.
Надия сделала больше, чем сбежала, она дала нам возможность узнать её историю. Историю девушки, имевшей самое обычное желание – жить и стремиться к счастью. Сбегали и сбегают десятки, сотни пленников, но единицы после такого слома могут найти в себе силы рассказать об этом близким, ещё меньше могут открыть свою тайну публично. Надия – рупор всех обездоленных. Она говорит о прошлом, но с прицелом на будущее. Она не хочет повторения, она мечтает порвать этот порочный круг насилия.
Можно подумать, что обращение Надии прежде всего к сильным мира сего, например, правительству США и Евросоюза, которые в какой-то мере виноваты в появлении ИГИЛ (1), но она, как мне кажется, в первую очередь говорит с каждым из нас. Она пытается остановить происходящее, выступая в ООН, донося свой рассказ до широких масс, в том числе и с помощью этой книги. Она ищет всевозможные пути к нашим сердцам, чтобы насилие прекратилось не только в Ираке и не только в отношении езидов, но и в любой другой точке мира; не только насилие, основывающееся на религиозных разногласиях, расовых или национальных различиях, но и возникающее среди нас, на бытовом уровне. Поэтому и язык простой, так как Надия Мурад и, видимо, её редакторы мечтали донести рассказ до максимально большего количества людей с различным уровнем образования.
Все политические и гражданские институты состоят, без исключения, из людей. Можно кивать в разные стороны, но лучше начать с себя. Война, как и мир, это дело наших рук. Пусть мы не можем поменять всё вокруг, но мы можем настроить себя на мирный лад, как основу нашего собственного счастья, а также близких нам людей. Эта книга ещё один аргумент в пользу позиции человеколюбия, сострадания и толерантности (принятия инаковости).
Всегда можно найти множество «причин» превосходства одних над другими, а ведь это прямой путь к рабству, и прежде всего к собственному рабству, где хозяевами будут предрассудки и стереотипы.
В конечном итоге Надия Мурад получила Нобелевскую премию мира. «Она отказалась следовать социальным нормам, которые требуют от женщин сохранять молчание, стыдясь того, что сделали с ними. Она выказала необыкновенную храбрость, рассказывая о своих страданиях и выступая от имени других жертв», — говорится в сообщении Нобелевского комитета (2).
Но надо отметить, что Надия Мурад хочет мести – призвать насильников и убийц к ответу. В её голове и сердце насилие порождает насилие. Трудно, наверное, её за это судить, ведь её раны так свежи, а потери так велики. Очень хочется, чтобы в будущем насилие исчезло и способствовать этому будет не наказание, а осознание отказа от него. Помните, как в детстве, если вы отдыхали в пионерских лагерях: «Миру мир, войны не нужно – вот девиз отряда «Дружба».
______________________________________________________________________
(1) Бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд считает, что вторжение США и их союзника Великобритании в 2003 году в Ирак способствовало дестабилизации ситуации в стране и привело к возникновению военной группировки ИГ (https://www.ibtimes.co.uk/iraq-war-created-isis-concedes-david-miliband-1460557)
(2) https://www.rbc.ru/society/05/10/2018/5bb71cee9a7947c435c39387
Есть книги, после которых остается горькое послевкусие.
Ты, вроде, дочитала, осмыслила, занялась домашними делами или работой, а переключиться не получается - мысли то и дело возвращаются к сюжету. Это я о "Последней девушке" Надии Мурад.
Сюжет невыдуманный - автор честно рассказала историю своего плена в ИГИЛ, систематических изнасилований, побега, жестокого убийства своей семьи.
⠀
2014-й. Надии 21 год, она студентка, живет с семьей в поселке Кочо на севере Ирака, много работает в полях с братьями и сестрами и мечтает открыть собственный салон красоты.
Надия Мурад - езидка. Езиды, как я узнала из книги, субэтнос курдов. Они говорят на курдском языке, празднуют Новый год в апреле, вступают в браки только с езидами, горюют всей деревней и носят траур, если кто-то умирает.
⠀
2014-й страшный год. Террористы ИГИЛ ворвались в деревню Надии, убили мужчин, забрали женщин в сексуальное рабство. Надия среди этих женщин, она теперь сабия.
Сабия - сексуальная рабыня "Исламского государства". Ее можно насиловать, унижать, продавать, передавать другим террористам - делать все, что заблагорассудится.
⠀
Надию перепродавали несколько раз, систематически насиловали, избивали, придумывали изощренные наказания. А знаете, что самое страшное? Равнодушие окружающих - всем абсолютно все равно, что с тобой происходит.
Однажды девушку привезли на блокпост: "Меня держали в запертом помещении, в котором ничего не было, кроме матраса и миски с подгнившими фруктами, - вспоминает она в книге. - Любой член "Исламского государства" мог войти в эту комнату и сделать со мной все, что захочет. Такова теперь была моя жизнь".
⠀
Таких эпизодов, рассказанных сдержанно, но честно, в "Последней девушке" десятки.
А еще - боль и тоска по месту, которого больше нет, но которое остается твоим домом. Все, кто пережил войну, поймут состояние главной героини. Ты входишь в освобожденный от террористов поселок. Ты так долго этого ждала. Тебя встречают пустые улицы, школа с разбитыми стеклами, разграбленные и сожженные дома. Кучка пепла - все, что осталось от прежней мирной жизни.
Нет, не все. Еще память и воспоминания. Если честно, даже не хочу представлять, сколько мужества и сил понадобилось девушке, уцелевшей в аду, чтобы открыто рассказать свою историю миру.
Люди разные, кто-то поймет, кто-то осудит. Были бы все понимающие и сочувствующие - не было бы войн.
⠀
Надия назвала книгу "Последняя девушка", потому что хочет стать последней девушкой в мире с такой историей. Я тоже этого хочу, а еще я против войн. Локальных, масштабных - любых.
Ее зовут Надия Мурад. Молодая девушка,жизнь которой закончилась в 2014 году после прихода «Исламского государства» в ее мирную деревню Кочо на территории Ирака.
Боевики разрушили все дома, всю деревню, казнили мужчин и женщин в годах. Молодые были силой вывезены для продажи в сексуальное рабство и вовлечения в ряды террористов.
Мать Надии и ее 6 братьев были убиты, а сама она была продана в рабство известному боевику, который со временем перепродавал ее и передавал на пользование другим мужчинам в качестве секс-раба.
Ужас, страх, унижение, боль, отвращение к самой себе.
По счастливой случайности Надиe удается бежать и благодаря помощи одной семьи добраться до лагеря беженцев, где находился ее выживший брат.
Надия вместе с братом пользуясь связями пытаются возвращать с плена других увезенных езидских женщин.
Со временем Надия уезжает в Германию, где рассказывает миру о геноциде религиозных меньшинств в Ираке, становится послом доброй воли ООН, активно борется за права мирных жителей Ирака,добивается признания всех действий ИГИЛ - преступлением. Жаждет мести и наказания.
Реальная история о реальных людях.
Мое первое знакомство с темой ислама, народов Ирака, их взаимоотношениях и войнах на религиозной почве. Впервые узнала и о таком народе, как езиды.
В книге затронуты темы религиозных различий народов, особенности , отношение к жизни, людям, моральных принципов.
Надия очень подробно и эмоционально рассказывает обо всем ужасе, который нагоняет на людей «Исламское государство» и который пришлось пережить ей самой.
Сложно представить, что в 21 веке далеко от современной цивилизации происходят такие вещи. Люди хуже зверей, человек человеку -враг!
Надия Мурад, автор книги "Последняя девушка. История моего плена и моё сражение с "Исламским государством", получила нобелевскую премию в 2018 году. А ещё премии имени Сахарова и Вацлава Гавела – как ярая правозащитница.
Эта деятельность стала для неё первостепенной с тех пор, как она спаслась из плена террористов ИГИЛ. Об этом её книга.
Спокойная жизнь Мурад закончилась 15 августа 2014 года. Боевики разрушили её деревню и казнили жителей, в том числе и мать, и шестеро братьев Надии. Её, вместе с тысячами езидских девушек, продали в сексуальное рабство. Но спустя несколько мучительных месяцев ей удалось сбежать и воссоединиться с одним из выживших братьев.
С тех пор она правозащитница, Посол доброй воли Управления ООН по наркотикам и преступности. Книгу она посвятила подробному рассказу своей жизни с самого рождения, до своего бегства из сексуального рабства.
После таких историй становится страшно. Ведь такое происходило совсем недавно, когда, казалось бы, такого быть не должно. Книга написана хорошим языком, не поучает, не давит, а просто рассказывает о реалиях нашего мира. Мемуары Надии вышли в серии "Проект TRUESTORY. Книги, которые вдохновляют", я, конечно, не скажу, что эта книга вдохновила меня на какие-то действия, но мозги мне прочистила и показала, что я живу всё же не так плохо, как кажется. Всё познаётся в сравнении. История раскрыла те подробности, которых не покажут по телевизору, но знание положения в мире очень важно, ведь это может коснуться каждого (тьфу-тьфу-тьфу, конечно).
«Порой складывается впечатления, что когда речь заходит о геноциде, то всех интересует только то, как езидских девушек подвергали сексуальному насилию. … Я же буду рассказывать обо всем – как убивали моих братьев, как исчезла моя мать, как промывали мозги мальчикам, - а не только об изнасиловании».
Надия Мурад очень много страдала в жизни, но делает ли это ее героиней? Достаточно ли этого, чтобы получить Нобелевскую премию мира? Может быт, ведь только она одна из огромного количества пострадавших женщин говорит о произошедшем открыто всему миру… Но я никак не могу избавиться от мысли, что своим вниманием мы как-будто извиняемся перед Надией за интерес, проявленный к ее личной трагедии.
Думаю, когда я взялась читать эту книгу, мною двигали не самые добрые чувства. Возможно, я сделала это, чтобы пощекотать нервы, чтобы почувствовать себя в некотором роде привилегированной… Я говорю: «Надия, ты такая храбрая!», а сама злорадно радуюсь тому, что меня все это не коснулось. Нельзя сопереживать в полной мере, не имея подобного опыта.
Необязательно читать эту книгу, чтобы понять, что ИГИЛ – это плохо. Но это хорошая книга. Здесь написано о том, о чем обычно не спрашивают Надию журналисты, когда она дает интервью. В частности, о быте и верованиях езидов.
Итого: прежде чем читать спросите себя «Зачем?»
Было очень интересно читать эту книгу,но в тоже время я пугалась от понимания того,что это реальная история девушки. Но в целом мне безумно понравилась эта книга.Спасибо Надие!