Удивительное дело, что Уикхема перевели. Начали, правда, с легкой обзорной книги про Средние века, тогда как он знаменит своими книгами про пограничный период между Римской империей и варварскими королевствами (пресловутая «поздняя античность»), ну да ничего, возможно и до «Inheritance of Rome» и «Framing the Early Middle Ages: Europe and the Mediterranean, 400-800» доберутся.
Уикхема и читал, и полюбил уже довольно давно, когда доставка из Англии еще не так била по карману. Теперь жаба душит меня сильнее, но вот недавно я был в Хельсинки и опять не удержался, пошел в местную Академкнигу и набрел на «Medieval Rome: Stability and Crisis of a City, 900-1150» все этого же Уикхема. Так что в последнее время мне на него просто явно везет.
В русском издании данной книги стоит отметить вполне сносный перевод (хотя, конечно, иногда чувствуется, что переводчик не специалист в теме). Я сравнивал с англоязычной электронной копией, имеющейся в моем распоряжении, кое-где переводчик не улавливал, кое-где упрощал и спрямлял углы, но видно было, что у книги есть научный редактор (один из лучших игроков «Своей игры», между прочим).
Итак, чем же впечатляет Уикхем? Правильным масштабированием – он умело дает картину всей условной Европы: от арабской Испании до Византии, от Скандинавии до Балкан, при этом не оставаясь на уровне глобальных обобщений и не сваливаясь в мелочи. Грамотный социально-экономический анализ, динамика отмирания и возрождения налогового государства (за пределами Византии), феодальная раздробленность, исключения и правила – все это интересно, с примерами и юмором (да, с британским юмором).
Нравится мне и узнаваемый на третьей книге прием – каждая глава начинается с истории живого человека, с какого-то события, показывающего как относились к чему-то тогда (часто совсем не так, как сейчас). Потом будут обобщения и детали, но живой пример всегда делает такой рассказ ближе, человечнее, если можно так сказать.
Ждем новых переводов!
Мне нравится «английская» система аргументации. В отличие от нашей (заимствованной у немцев?) цепочки тезис-антитезис-синтез, они сразу берут быка за рога: сперва выводы и заключения, а дальше уже можно переходить к доказательствам. Если вы любите американские процедуралы (как люблю их я), то эта система вам хорошо знакома: в самом начале судебного процесса каждая сторона выходит со вступительным словом «мы считаем обвиняемого (не)виновным, потому что... , и докажем вам это, используя следующие улики...». И понеслось. По тому же принципу пишутся юридические заключения, научные статьи и даже научно-популярные книги. Очень удобно: прочитала первые абзацы, приняла выводы к сведению, а углубляться ли в систему доказательств — вопрос свободного времени и желания.
Вот и Крис Уикхем не подвел. Сразу предупредил, что это не история Средневековья, а аналитическая работа, перечислил ее темы:
упадок и последующее возрождение понятий общественной власти, переход от налогообложения в качестве основного источника государственных ресурсов к землевладению и обратно, влияние письменности и грамоты на политическую культуру, развитие во второй половине Средневековья законодательно закрепленных и четко очерченных моделей местного управления
сформулировал основные идеи книги, а в следующих главах стал методично, с обильными примерами их развивать.
В книге много экономики, мало войн (Крестовые походы, центральный сюжет и нерв Высокого Средневековья, конечно, упомянуты, но мимоходом и довольно-таки пренебрежительным тоном), практически нет жизнеописаний — короли и папы присутствуют исключительно в контексте эпохи, без утомительных биографических подробностей. Вместо этого нам предлагают описание ключевых моментов и анализ структурных изменений с порой неожиданными умозаключениями и историческими параллелями — впрочем, я тот еще историософ, удивить меня несложно.
Второй раз подряд сталкиваюсь с историческим патриотизмом: автор-англичанин ненавязчиво, но последовательно указывает на преимущества родного края — и централизованной власти, в отличие от Континента, Англия не утрачивала, и была первопроходцем в борьбе с коррупцией на местах. И Вильгельм Незаконнорожденный (он же Завоеватель) уникален — «аналогов такого целенаправленного уничтожения всего правящего класса разом Европа не будет знать до 1917 года». О книге Судного дня, Хартии и парламентском контроле и говорить нечего. Страна идеального государственного устройства.
Хватает в книге и «общих мест наоборот», поданных с изрядным апломбом («Почему пала Римская империя? Если коротко – она не пала»), но в целом текст бодрый, мускулистый, не настолько сложный, чтобы впасть в самоуничижение от собственного невежества, но и не скукотища с примитивом. Хорошее начало книжного года.
История-занимательная штука. Всегда любопытно прикоснуться к прошлому и узнать как и чем жили люди на протяжении веков "до нас". Именно люди, их жизни, традиции, отношения и т. д. представляют для меня наибольший интерес.
"Средневековая Европа" Криса Уикхема немного не об этом.
Книга показалась мне скучноватой, читала через силу. Наверное, сложно вместить тысячу лет европейского Средневековья в 500 стр., поэтому автор пытался рассказать понемногу обо всем. В результате повествование получилось суховатым и академическим; необходимо было упомянуть всех правителей, все страны, все войны - в итоге получилась сплошная череда чисел и имен. Не хватило мне жизни.
Хотя изредка и встречались моменты, которые вызывали интерес.
Любопытно, как религия участвовала в управлении государствами Средневековья: все решения в высокой политике проверялись "гипотетическим Господним одобрением", а способами решения политических проблем являлись "покаяния и другие церковные обряды" - конструктивное управление, ничего не скажешь.
Ни для кого не секрет, что история повторяется. Многое из этой книги, описывающей эпоху, закончившуюся 500 лет назад, можно наблюдать и сегодня. Конечно в изменненном виде, учитывая современные реалии, но суть остается неизменной.
P.S. Я читала эту книгу в электронном варианте, возможно в бумажном она бы воспринималась несколько иначе.
Книга прочитана в рамках игры "Спаси книгу-напиши рецензию!" Тур 75.
Автор делает попытку охватить всё Средневековье, не размениваясь на отдельные эпизоды или страны. Этим книга и интересна: получить общее связное представление о Средних веках непросто, можно найти буквально противоположные представления об уровне гигиены, защиты собственности, сексуальной свободы, голода, грамотности и чего угодно ещё в эту эпоху. В общем, задачу Уикхем выбрал благородную и нетривиальную, но реализация могла бы быть и получше. Стремясь обозначать общий вектор для всех стран, некое среднее арифметическое, он неизбежно всюду прибегает к оговоркам, упрощениям и условностям. Кроме того, несмотря на большой объём книги, слишком многое нужно обобщить - а потому для частностей не остаётся места. А значит, нет места и для разбора тех интересностей, которые мы невольно ищем в книгах об истории - драматичных битв, коварных интриг, биографий героев своего времени. Нет, всюду автор ограничивается лишь тем, что необходимо для выявления неких общих закономерностей. В итоге впечатления смешанные: с одной стороны книга, безусловно, будет интересна любителям истории, но она всё же слишком напоминает монографию - едва ли вы найдёте хоть пару эффектных мест, которыми захотите поделиться с друзьями. Это очень специфическое чтение, именно научное, а не адресованное широкому кругу читателей.
Рецензии на эту и другие книги - на моём ТГ канале
Книга скорее похожа на обзорный учебник по истории чем научно-популярную литературу. Скучное перечисление дат, имен и исторических фактов на каждой странице. Ничего о том «как люди жили и тонко чувствовали» нет. Никакой информации которая бы запоминалась или ей бы хотелось поделиться, тоже нет. Возможно кому-то будет интересен именно такой научный, аналитический подход. Я же, не получая никакого удовольствия от чтения и не находя никакой интересной для себя информации, приняла волевое решение не дочитывать.