Читая эту книгу, я, пожалуй, поняла, что меня нередко смущает в современных детективно-триллерных текстах. Старые, классические детективы худо-бедно исходили из реалистичных или, по крайней мере, правдоподобных ситуаций, там содержалась некая постепенно раскрывающаяся загадка с ее логическими ходами, обнаружением улик и прочим, из-за чего они казались действительно существующими, могущими случиться с каждым из читателей. То же, что нередко приходится читать сегодня под видом детектива, оказывается надуманной, притянутой за уши торопливой конструкцией, собранной автором вокруг какого-нибудь социального, желательно злободневного явления из уже много раз читанных эпизодов и фрагментов. В книге М. Кубики роль такой конструкции выполнила месть дочери своей нелюбящей матери, а окружения - проблема брошенных детей с их вечно-беcконечными неврозами и психопатиями. И это еще полбеды.
Вторые полбеды связаны с тем, что это было скучное, вязкое и совершенно неинтересное чтение. Вроде бы, и написано вполне современно, и история ведется в двух сходящихся в самом конце планах (Куин и Алекс), и автор всячески старается запутать и даже припугнуть читателя, но почему-то ничто из этого репертуара не волнует и не захватывает, более того, кажется заимствованным из какого-то фильма класса Б. Герои кажутся туповатыми, ленивыми и пассивными, подверженными паническим приступам, невыразительными и зацикленными на себе. Их метания воспринимаются как совершенно искусственные, поэтому и раскапывание гроба, и купание в ноябрьском море, и их детские воспоминания, и преступления не достигают желаемого автором эффекта, а наоборот - воспринимаются как прокисшие вишенки на и без того невкусном торте.
Детективы, основанные на психических отклонениях одного из героев, мне всегда кажутся спекулятивными и вторичными, ведь в этом случае вообще не надо ничего объяснять, доказывать и разыскивать, поскольку «у него не все дома». Этого автору кажется достаточно, и он не без мазохизма сосредоточивается на нездоровых эмоциях и столь же нездоровых действиях своих персонажей. Я готова допустить, что в мире полно людей, реализующих какое-то собственное видение мира и собcтвенной судьбы, но читать про это в миллионный раз уже неинтересно. Так что я разочарована и жалею о потраченном на эту книгу времени.
Проснувшись поутру, Куин обнаруживает, что ее соседки Эстер нет дома. Само по себе это не странно, но обстоятельства сбивают с толку: ее телефон дома, окно на пожарную лестницу открыто, одеяло на полу, а будильник орет вовсю. Сперва Куин не сильно беспокоится, ну мало ли, может, свидание затянулось, хотя для скромной девушки, поющей в церкви и носящей прозвище Святая Эстер, подобные финты не шибко характерны. Однако вскоре становится очевидно, что во-первых, Эстер пропала, а во-вторых, у нее имеются свои секреты. Например, история любви, вылившаяся во что-то пугающе странное. Или тот факт, что она зачем-то начала искать новую соседку, хотя Куин никуда съезжать не собиралась и считала, что они с Эстер - добрые подруги...
Параллельно развивается история об Алексе, молодом человеке, живущем в приозерной мичиганской глухомани с отцом-алкоголиком. Однажды в кафешке, где он работает, появляется миниатюрная тихая девушка с пустыми глазами. Алекс не знает ее имени и даёт ей прозвище Перл - жемчужина. Туристический сезон завершён и приезжим делать в городке решительно нечего, однако Перл уезжать не спешит. Она бродит по городу, совершает странные поступки и явно интересуется местным мозгоправом, наблюдая за ним через окно в кафе. Алекс же, будучи очарован загадочной незнакомкой, наблюдает за ней...
Излагает автор очень неспешно, старательно описывая внешний вид персонажей, их ощущения, декорации, и с удовольствием ударяясь в воспоминания и прочие лирические отступления. Неторопливое погружение в историю, интрига которой кажется то очевидной, то загадочной. Постепенно мы узнаем ее фигурантов поближе, подмечаем странности и любопытные нюансы - все, что поможет в итоге увидеть картину целиком. Главы об Алексе атмосферны: ноябрь в маленьком городке на берегу озера, холодные волны и пронзительные ветры, сумрачность, дом с привидениями, приятная леди с агорафобией и явно чокнутая Перл. Эти эпизоды психологичнее, зато линия о Куин содержит больше открытий. Временами, правда, складывается впечатление, будто у героини в голове опилки, ну да бог с этим. Постепенно то, что казалось очевидным, перестает быть таковым, ситуация переворачивается любопытным образом.
Не скажу, что сюжет особо оригинален, но это бросится в глаза только если вы читаете книги этого жанра в больших количествах. Концовка немного скомканная, и некоторые нюансы остаются невыясненными, хотя, возможно, эта информация просто утонула в неторопливости повествования и обилии деталей. Впрочем, несмотря на все недостатки, я прочла роман с удовольствием, он не шедеврален, но все же увлекает.