“Tell me something, boy,
Aren't you tired tryin' to fill that void?
Or do you need more?
Ain't it hard keeping it so hardcore?”
(Lady Gaga & Bradley Cooper, “Shallow”)
Книга невозможно, восхитительно, возмутительно хороша!
С первой же страницы она увлекает своей кажущейся абсолютно реальной атмосферой. Понимаешь, что читаешь совершенно невозможную историю, и все равно хочешь верить в потенциальную возможность происходящего, готов принять на веру все до последней страницы и оставаться не только внутри этой истории, но и на стороне авантюриста де Джерси. Породистые скакуны, британская королева, ее драгоценности, воплощение безумного замысла, риск, целеустремленность, прошлое, сделавшее Полковника именно таким, и никаким другим… При чтении многократно возникает ощущение необыкновенно волнующей игры и предвкушение, что вот еще секунда и ты будешь держать в руках хрупкое покерное совершенство - флэш-рояль, а еще через минуту осознáешь, что счастье все равно не в этом… А в чем? Для героя «Флэш-рояля» Эдварда де Джерси, наверное, в том, чтобы побеждать, чувствовать, что победа на твоей стороне, верить, что у тебя все получится, переламывать жизненные обстоятельства об колено и немного помогать госпоже Удаче своим умом и сообразительностью.
Сюжет, хотя в основном состоит из небольших и быстро сменяющихся сцен, очень напряженный. В нем две тугие событийные спирали (линия полицейских и линия воров) постепенно обвиваются друг вокруг друга и, в конце концов, одна из них, не выдержав напряжения, лопается. Это абсолютная правда, что любой человек оставляет за собой шлейф событий, биографических фактов, следов пребывания и существования, мнений, отношений, пристрастий, воспоминаний и случайных примет. И по этим следам при желании можно восстановить его жизнь и действия, особенно если желание сильное, а жизнь не была праведной. Это, в конечном счете, и делают полицейские, но радость от их победы и торжества справедливости не возникает. Де Джерси не дает им насладиться победой, видимо, осознав утрату чего-то более важного, чем финансовое благополучие. Или осознав что-то другое, понятное и важное ему одному. Но вот что интересно: в каждой из сюжетных пружин своя правда и своя справедливость, у всего своя цена и даже свое робингудовское благородство. Читателю все время будет трудно встать под знамена какой-то одной из них. Все действующие лица здесь – «воины внутренней Монголии», на территорию которой вход обычно бывает запрещен.
За счет высокого уровня неопределенности каждого эпизода Л. Ла Плант заставляет читателя читать неотрывно, бесконечно переключаясь в разные точки происходящего, двигаясь от героя к герою, в попытках понять, что же ими движет, кроме жажды наживы, и постоянно перебегать из тени в свет, оказываясь то на стороне де Джерси, то желая, чтобы он был пойман и наказан. Автору удается почти до самого конца удерживать высокий градус напряжения, несмотря на то, что финальные эпизоды все-таки уступают началу и в проработанности, и в темпоритме, и в эмоциях. Сюжет изложен быстро, бегло. Автор легко пробегает длинные временные интервалы, сосредоточиваясь на конкретных эпизодах и не очень озабочиваясь доказательностью. Это похоже на монтаж километров кинопленки, где отбрасывается все, что не войдет в ограниченное время фильма, и автор стремительно строит смысловые связки, оставляя читателю самому заморочиваться мелочами, ежели они ему нужны. Да, в общем, они и не нужны, поскольку читателя интересует решение всего только двух вопросов: в начале «удастся им или нет?», а в конце «поймают их или нет?». В конечном итоге это книга об авантюризме, об эгоцентрической самонадеянности, о попытках вопреки всему утвердить в мире свои законы и ценности, о недооценке и эксплуатации слабостей других людей, о безжалостности и о компенсаторной любви. Она оставляет чувство горечи и жалости к героям.
Л. Ла Плант написала отличный роман - прекрасный образчик жанра продуманных ограблений, хотя таких «процессуальных» детективно-авантюрных книг в книжном пространстве немало. Но, пожалуй, прочитав его, я стала сильнее верить, что все, что начинается хорошо, обычно кончается плохо, а то, что начинается плохо, кончается еще хуже.
Объем – основная проблема романа Линды Ла Плант. Тому же Чейзу в «Весь мир в кармане» вполне хватало 120-150 страниц. Здесь все разбухает в 4-5 раз.
Роман Ла Плант старый, из далекого 2002 года, когда были популярны фильмы типа «11 друзей Оушена». Ну, вы знаете, крутые парни, большое ограбление. Собрались, обчистили, свалили.
За это Ла Плант на фоне нынешнего нескончаемого потока трупов, можно отчасти похвалить. Все как один помешались на убийствах. А тут кража. Занятие, в принципе, более хлопотное, потому что если в случае с убийством, как писал Анатолий Рыбаков «нет человека – нет проблемы», то с хищением частной и личной собственности проблемы только начинаются. Какому владельцу такое понравится? А уж если это лицо влиятельное, то задача становится и вовсе невыполнимой – скрыться и сохранить награбленное.
Короче говоря, перед нами не случай с Куинджи. Готовятся люди основательно, и описание этого процесса охватывает какое-то неимоверное количество страниц. Ситуация меняется постоянно: то люди в деле, то не в деле, то одна заковыка, то другая. Опять же, вечный вопрос – финансирование, а все как раз встряли в это дело из-за нехватки финсредств.
Убийства в романе, конечно, есть. Но они совершаются как бы мимоходом и совсем не обязательны в свете основной задачи. Да и виноваты в них, в общем-то, сами жертвы: не стоило быть такими тупыми и жадными. Не лезли бы не в свое дело и могли бы дожить до пенсионного возраста даже по нашему новому законодательству.
Кстати о пенсии. Особенность этого романа состоит в том, что как раз ветеранам криминального бизнеса, ушедшим в свое время в ореоле славы, после долгих лет безбедного существования и приходится вновь выходить на большую дорогу.
А мир изменился. Молодежь напридумывала всяких компьютеров, интернетов. Видеокамеры и регистрация по паспорту на каждом шагу. Того и гляди, настигнет тебя не любовь, как в старые времена, куда бы ты ни спрятался, ни скрылся, а полиция.
Необычность ситуации, когда старики-разбойники, обремененные женами, любовницами, дочерьми, брюшком, сединой, переживающие надвигающуюся старческую немощь, отличающиеся простодыростью, безалаберностью и разного рода зависимостями берутся провернуть ограбление века, собственно и заставляет читать книгу до самого конца. Путь предстоит неблизкий. Страницы и впрямь переворачиваются быстро, книга призвана развлекать, но их слишком, слишком много.
Эдвард де Джерси сколотил огромное состояние, женился на молодой модели и обзавёлся первоклассным скакуном, благодаря которому его заметила сама Королева. Про своих друзей этот человек тоже не забыл и оказал щедрую финансовую поддержку. Но, к сожалению, сосредоточившись на собственных конюшнях и лошадях, Эдвард не уделил должного внимания кошельку, доверив это занятие человеку ненадежному. И теперь ему грозит полное банкротство. Да ещё нарисовался человек из прошлого Джерси, которого последний абсолютно не помнит, но сильно боится. Что же такое страшное совершил Эдвард, когда был молодым? Откуда у него баснословное богатство? Почему он никогда и никому не рассказывает о своём прошлом, тщательно избегая любых вопросов об этом времени?
Ла Плант строит повествование, опираясь сразу на трёх временах. Она постепенно приоткрывает нам прошлое Джерси и его друзей. Затем рисует перед нами их настоящее и заглядывает в возможное будущее. Слог у автора приятный, отдаёт английской утончённостью, но при этом избегает лишних напыщенных описаний. Здесь ровно столько слов, сколько нужно, чтобы нарисовать героя и окружающую обстановку. Персонажи раскрыты хорошо, вызывают эмоции. Переживаешь и удивляешься их прошлому, сочувствуешь настоящему и с трепетом ожидаешь будущего.
Это детектив с забросом вперёд: вместе с героями мы готовимся совершить преступление, тщательно отрабатывая каждый шаг. Подобное мне еще читать не приходилось, поэтому я с упоением поглощала страницы готовящегося криминала.
Как же выкрутиться Эдвард из сложившейся щекотливой ситуации? Сможет ли он вернуть свои миллионы, провернув сложное дельце, или будет вынужден расстаться с любимыми лошадками, конюшнями и скачками?