Вадим Филатов – кандидат наук, преподаватель. В своей книге исследует сущность и смысл «небытия». Формулирует тезисы её этики: небытие абсолютно, бытие относительно. Небытие вечно и бесконечно, бытие временно и ограничено. Человек из-за инстинкта самосохранения, боится небытия, поэтому всё в его жизни имеет бытийную направленность. Культура – это попытка человечества зацепиться за иллюзию бытия и остановить соскальзывание в абсолютное ничто. Всё случайно, человек не может ни на что влиять и т.д.
Есть в размышлениях автора иногда противоречия. В одной главе он говорит, что в мире всё подвержено случайности: появление Вселенной, образование жизни на Земле, рождение человека. Всё состоит из цепи бесконечных случайностей. В другой главе он говорит о предопределённости: человек не влияет на свою судьбу, так как в нем заложены инстинкты, психология, характер и прочее, что ведет его по жизни. Решения приняты до того, как он о них подумает. И нет никаких альтернатив. Ибо человек делает то, что в нём заложено.
Философию Филатова я бы назвал не печальной, а скорее пессимистической или философией мрачного реализма. Филатов забирает у человека право на осмысленную жизнь. Человек – это пылинка на ладони, которая случайно залетела в окно, и жить ей осталось всего ничего. Бытие он считает отклонением от нормы, ошибкой, погрешностью. Оно на короткий миг появилось из небытия и туда же навсегда вернется. Получается, что нет смысла, нет вообще ничего. А есть небытие, в которое все отправятся прямиком после смерти. Отсюда следует, что если смысла нет, то и жить незачем, существовать незачем, и многое можно оправдать, любого можно оправдать. Ведь всё равно конец один.
Но если отбросить этот мрачный реализм (и бесконечное страдание автора) немного в сторону. Если взглянуть на книгу менее критично, то можно притянуть к этой «Этике» идею гуманизма. Можно не судить человека слишком строго и простить его обречённого. Ведь жизнь его – это короткая прямая без прошлого и будущего.
Что понравилось: автор брал примеры своей теории из литературных произведений. Так, в книге А. Стругацкого «Подробности жизни Никиты Воронцова» персонаж не мог изменить будущее притом, что он знал всё наперед. В книге Г. Юстейн «Мир Софии» персонажи догадались, что они являются персонажами этой книги, но никак не могли обмануть автора и спасти себя, так как автор заранее знал, о чём они могут подумать. Получился такой замкнутый круг. Также Филатов прикладывает список использованной литературы, на который ссылается. Здесь тоже можно почерпнуть много интересного.
В итоге, по философии Филатова мне не удалось сформировать конкретное мнение. Даже если всё происходит так, как описано автором. Думаю, не стоит унывать. Можно отнестись к жизни как некому приключению, которое выпало на долю человека. И просто жить сколько удастся. Можно исследовать окружающий мир, заниматься творчеством, читать те же книжки, и вообще, бросить вызов судьбе. Но опускать руки, точно не стоит
Источник
Для меня отправным моментом миросозерцания (герменевтическим ядром) выступает глубокая убежденность в тотальности небытия. Всё остальное вторично. Читая впервые трактат Чанышева я был шокирован, поскольку складывалось ощущение, что автор подслушал мои собственные мысли. Такое же впечатление произвела на меня новая книга Филатова. К сожалению, таких честных философских книг пока единицы.