"— Хорошего окончания пытки, Рене, – говорит монах, это звучит как «хорошего окончания вечера»."
Ящик Пандоры - Вербер Бернард "— Страх рождает страх."
"— Не скромничай, Геб, – говорит Рене. – Ваш мир совершенен: ни войн, ни голода, ни эпидемий, царство альтруизма и полной гармонии с природой. Это стоит всех самолетов, вакцин, лунных ракет. Вы были счастливы.
— Счастливы своим невежеством. Приятно, конечно, ничего не хотеть, ничего не бояться, но это порождает летаргию. Ты, Рене, живешь в волнении, в страхе, в робости, в тревоге, все, включая себя самого, подвергаешь сомнению, – и быстро развиваешься."
Ящик Пандоры - Вербер Бернард "У египтян были «храмы сна», где жрецы шептали на ухо спящим пациентам. Позже Сократ, прозванный «усыпляющим души», словесно погружал своих учеников в глубочайшие слои их подсознания."
"Как говорят компьютерные мастера, первое средство при неполадках – перезагрузка."
Ящик Пандоры - Вербер Бернард "Среди его учеников был Зигмунд Фрейд, понявший, что гипноз – не способ исцеления, зато полезный инструмент диагностики."
"Ум – способность не совершать дважды одну ошибку."
Ящик Пандоры - Вербер Бернард "— Проблема мужчин в том, что они сами не знают, чего хотят. Что-то заимеют – жену, скажем, – и тут же подавай им другую, чтобы совсем не была похожа на эту."
Ящик Пандоры - Вербер Бернард "— Почему не мясо? — Хочу воспользоваться своим новым статусом безработного, чтобы перейти на вегетарианскую диету, – уклончиво отвечает он."
Ящик Пандоры - Вербер Бернард "— Это все? — Это правда. Правда всегда коротка."
– Таков наш мир. Проблема одна – растущие требования. Раньше брошенный в реку и утонувший ребенок заставлял задохнуться всю страну, а теперь никто глазом не моргнет, если это не влечет разоблачения педофильской сети во главе как минимум с министром. Им подавай все больше сенсаций. Приходится добавлять музыку, слезы в глазах ведущего, показывать трупы погибших в авариях, заплаканных вдов крупным планом. Прямо на месте происшествия журналист напрямую обращается к потерпевшему: «Жить так страшно, как кажется?» Что нужно народу? Хлеба и зрелищ, как было написано над воротами римских арен.
– Не совсем так, это выражение применялось для…
– В общем, ты меня понял. Брось свои придирки, меня не впечатлить историческими лекциями. Во-первых, мне наплевать, во-вторых, главное не точность, а в-третьих – главное, чтобы зритель переставал есть, когда смотрит мой эфир.
– Отрицательная эмоция всегда победит положительную, потому что между тем, кто намерен отвесить тебе пощечину, и тем, кто полез за печеньем, ты непременно уделишь больше внимания первому. Такова человеческая натура. Это у нас от зверей. Понимаешь, Рене, это программа с древнейших времен. Скорее всего, еще тогда появление льва вызывало больше интереса, чем обнаружение улья с медом. Негатив сильнее, а значит, он лучше для рейтинга передачи.
Софизм – это рассуждение, исходящее из ложной логики, то есть внешне логичное, но по сути абсурдное. Цель софизма – ввести слушателей в заблуждение.
Проиллюстрировать это можно анекдотом. Друзья детства встречаются на улице.
– Привет, ты теперь кто?
– Я учитель математики, а ты?
– Я преподаю логику.
– Что такое логика?
– У тебя есть аквариум?
– Есть.
– Значит, ты любишь рыбок.
– Люблю.
– Значит, ты любишь красоту.
– Да.
– Значит, любишь женщин.
– Да.
– Это и есть логика.
Учитель математики встречает другого друга детства и рассказывает о встрече с преподавателем логики.
– Объясни мне, чем занимается этот твой преподаватель логики, – просит друг.
– Давай. У тебя есть аквариум?
– Нет.
– Значит, ты гей.
Чудовище не прогнать, но его можно усмирить мудростью.
Выбор есть всегда.
Наш разум — как лес. Добавить туда информацию — все равно что посадить дерево, растущее и увеличивающее растительную массу. Деревья — это нейроны с информацией. Например, ассоциация между именем Элоди, ее обликом и номером телефона — как дерево. Прийти к нему можно разными дорожками, они называются «духи», «голос», даже «пейзаж». От качества этих дорожек зависит, доберетесь вы до деревьев-нейронов или нет... От дорожек в лесу — широких и узких, длинных и не очень — зависит, получите ли вы
информацию. Когда без этой информации можно обойтись, едва заметная дорожка исчезает, дерево перестает расти, чахнет и в конце концов засыхает. Воспоминание пропадает.
Мы приходим в жизнь не только для того, чтобы прожить ее, как ребенок, пассивно наблюдающий за происходящим из ярмарочного вагончика. Каждый наделен каким-то талантом, побуждающим делать выбор, действовать и нести ответственность за содеянное.
Для большинства людей то, во что они верят, важнее истины.
Лицей Джонни Холлидея – а почему не лицей Микки-Мауса? Тоже ведь идол молодежи.
* Джонни Холлидей (1943–2017) – французский рок-певец.
Урок, который можно из всего этого извлечь, сын мой, таков: важно не то, что достигнуто на самом деле, а то, что об этом напишут историки.
– Выходит, историки всех сильней? Ты поэтому историк, папа?
Чтобы напугать чудовищ, надо показать им зеркало.
Он был героем. Быть героем — не лучшее решение. Герои гибнут первыми. Выживают трусы, прячущиеся от пуль. Потом они производят потомство и умирают естественной смертью. Они — те, кто рассказывает свои версии происшедшего. Настоящих героев нет в живых, и они не могут опровергнуть выдумки.
Он забывал вообще все. Мне приходилось прощать ему оплошности. Даже когда он мне врал, он не запоминал свою ложь, а ведь самое главное свойство любого лжеца — хорошая память.
Изобретение несуществующих врагов позволяет оправдать худшие злодеяния.
Ум — способность не совершать дважды одну ошибку.