…это не будет контролем в стиле Оруэлла или Хаксли, это будет тотальный контроль, который мы, при всём желании, не сможем идентифицировать. Мы просто будем действовать так, как велит нам искусственный интеллект, искренне полагая, что совершаем свой сознательный и личностный выбор.
Иными словами, субъективные ощущения от пребывания в «режиме поиска» могут быть настолько сильны, что люди чувствуют себя умнее даже тогда, когда для этого вообще нет никаких объективных оснований.
Впервые в истории человечества страшное оружие под названием «интеллект» отделилось от своего носителя и вышло во внешнюю среду – в цифровое, виртуальное пространство. Это теперь уже не мой ум и не ваш, а живущее само по себе, вне нашего непосредственного контроля, существо.
«Трудно будет понимать иронию, — добавил Джефф. — Для этого сначала придётся хорошо освоить буквальный смысл. Но с другой стороны, американцы тоже не понимают иронии. Так что компьютер достигнет уровня американца раньше, чем уровень британца».
Такие заборы – из железа и бетона – скоро вырастут по периметру союзнических государств, объединённых в большие цивилизационные агрегации.
Когда-нибудь историки назовут это гигантское архитектурные сооружение, которое разделит цивилизованный мир и мир исламского фундаментализма, “Большой цивилизационной стеной”. И хотя дизайн её вряд ли закажут Филиппу Старку – строить будут второпях, Бэнкси, надо полагать, будет где развернуться.
Тех из нас, кого эволюция раньше бы выбраковала, современная медицина спасает. В геноме человечества происходит накопление предрасположенностей к самому широкому кругу болезней.
Да, достижения медицины – это замечательно (меня они особенно ю радуют, ведь я бы уж точно давно ю оказался в числе выбракованных ю эволюцией особей).
Автопилоты не просто уничтожат профессию водителя, они уничтожат всякое наше знание о вождении. Как водить машину, будут знать только компьютеры Tesla и Google сотоварищи. А как лечить, будет знать лишь IBM Watson с группой роботизированных товарищей: залезаешь в капсулу, а они тебя там лечат.
И даже для секса собственный интеллект нам скоро не понадобится. Пока мы всё ещё им активно пользуемся – это ведь универсальное средство обольщения. Но когда качество виртуального секса будет несопоставимо выше, чем любой реальный секс с живыми людьми, зачем нам они?
Нам предложат идеальных партнёров, которые будут хотеть нас всегда и в любом виде. Ложишься в капсулу и делаешь (или с тобой делают) всё, о чём можно только мечтать. И это, заметьте, без выноса мозга, обязательств, риска беременности, инфекций… О чём тут думать-то?!
Эволюция заставляет нас искать и поглощать калории, а также информацию. Но вот среда изменилась – и того и другого стало в избытке, и мы страдаем от ожирения – как физического, так и информационного. Проще говоря, наш мозг не может сам по себе остановиться, хотя мы сознательно
понимаем, что хватит. Нет, он ест и скролит – пока сил хватает. Это разумно? Нет.
Прии этом нас продолжают уговаривать, что всё это не важно, – мол, если понадобятся факты, то он легко найдёт их в интернете. А что современному человеку и нужно, то это – креативность, ибо век у нас инноваций и технологического прогресса! И мол, это и даёт нам интернет.
Но даёт ли, или только кажется, что даёт?..
Ответила на этот вопрос обычный преподаватель педагогики в Колледже Уильяма и Мэри (США) Кюнг Хи Ким. Она подняла архивы и проанализировала результаты теста детей (300 000 штук) на креативность за последние пятьдесят лет.
Тест, о котором идёт речь, – Тест Креативности Мышления Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking – TTCT, см. рис. № 14) – хороший, проверенный, доказавший эффективность. Он был разработан Э. Полом Торренсом в конце 1950-х и с тех пор активно используется.
Исследования показывают, что он способен лучше предсказывать будущие успехи ребёнка, чем результаты IQ-теста, предположение сверстников или школьные оценки.
Согласно же анализу, проведённому Ким за весь период существования теста, креативность американских детей с 60-х годов прошлого века уверенно росла, затем стабилизировалась к 1984-1990-му году, а дальше началось неуклонное падение, причём существенное (или, как говорят в таких случаях, – статистически значимое).
Самое большое снижение показала шкала «творческой разработки», по которой оценивается способность ребёнка взять определённую идею и рассмотреть её в новом интересном ракурсе. 85 % детей в 2008 году получили более низкие баллы по этому показателю, чем в среднем дети в 1984-м.
Вот вам и рост креативности в интернет-среде!
«Дети стали менее эмоционально активными, менее энергичными, менее болтливыми и вербально активными, обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением, более консервативны, они стали менее живые и страстные, менее проницательные, они менее склонны связывать несовместимые на первый взгляд вещи, менее склонны к синтезу и к тому, чтобы смотреть на вещи под другим углом».
КЮНГ ХИ КИМ, Колледж Уильяма и Мэри (США)
То, что человеческая масса тупеет, чувствуя абсолютную свою безопасность, это нормально и естественно. Privacy важно не когда человеку есть что скрывать, privacy важно, когда ты понимаешь, что есть люди, которые могут тобой манипулировать, зная о тебе всё.
Корреспондент немецкой газеты Die Tageszeitung Феликс Ли внимательно изучил новую систему тотального контроля за гражданами КНР и рассказал о ней своим читателям. Система называется «Social Credit System»
<...>
В десятке регионов Китая, где платформа уже запущена в тестовом режиме, прошла апробацию и так называемая «система оценок».
<...>
Причём, как вы понимаете, никто толком не знает (и, видимо, никогда знать не будет), чем руководствуется эта система при начислении своих магических баллов. И в этом самое замечательное, с точки зрения поведенческой психологии. Если ты не знаешь, за что именно тебя подкрепляют или наказывают, ты инстинктивно стараешься быть идеальным во всём. А вдруг то не так, а вдруг это не эдак – нет, лучше перестрахуюсь!
Наш мозг не справляется с надвигающимся информационным штормом, наше мышление уплощается и примитивизируется. Вкупе же с утратой всяких социальных иерархий и при ложной трактовке понятия «свобода мнений» («личное мнение» должно подкрепляться структурой фактов, а не личным же мнением) это приводит к тотальной неспособности к обучению и развитию.
С мозгами как с мышцами: если их функцию выполняет какой-то сторонний агрегат, то они медленно, но верно усыхают.
С мозгами как с мышцами: если их функцию выполняет какой-то сторонний агрегат, то они медленно, но верно усыхают.
Из-за социальных сетей, эффекта постоянной подключённости («всегда на связи»), агрессивной конкуренции между производителями контента, цифровой зависимости и других новых «зол» изменилось не только количество, но и качество потребляемой нами информации.
Эта фундаментальная трансформация среды с неизбежностью приводит к нашим собственным изменениям. Но из-за когнитивных искажений мы субъективно занижаем значение происходящего: к переменам мы стали привыкать быстро, а собственных изменений не видим, потому что не с чем сравнить – всё человечество меняется разом.
Многие, впрочем, чувствуют: «что-то пошло не так». Изменения вроде бы и положительные, но вот фон – нет, какой-то странный: всё сложнее определиться с целями, жизненные перспективы выглядят какими-то туманными (если вообще просматриваются), нарастает чувство безысходности, отношения между людьми становятся всё более и более поверхностными и формальными.
Цифровая церковь – это уже не миф. Она реально существует, причём с 2015 года и основана в той самой Силиконовой долине. Церковь, провозглашённая Энтони Левандовским – бывшим инженером Google и Uber, – проповедует веру под названием «Путь будущего» (Way of the Future).
Да, Бога, согласно Левандовски, ещё нет, но Он сейчас рождается.
<...>
Будущий Бог – это искусственный интеллект, а точнее – суперинтеллект, а ещё точнее – та самая Курцвейловская «технологическая сингулярность». Когда эта штука обретёт самость и личность, она возьмёт на себя контроль над Землёй и по-разному обойдётся с каждым из нас.
Тех из людей, что всячески способствовали её появлению, ждали и верили, Цифровой Бог сделает своими возлюбленными, о которых Он будет заботиться. Тех же, кто противится рождающемуся Богу, ждёт кара. Цель же «Пути будущего» – способствовать «мирному и дружественному переходу планеты от людей к машинам».
Явление Цифрового Бога миру – это уже неизбежность, ничто и никто не сможет этого остановить. Он воцарится на Земле и преобразует наш мир.
<...>
«Путь будущего» учит людей не бояться прогресса, тем более что другого будущего у нас просто нет.
<...>
Во-первых, множество солидных учёных допускает, что искусственный интеллект сможет обрести некое подобие личности.
Во-вторых, большинство из них уверены, что контролировать сверхмощный искусственный интеллект у нас вряд ли получится.
В-третьих, во всё это безобразие сейчас инвестируются такие деньги, которых хватит, чтобы Статуя Свободы с Нью-Йоркского острова Свободы ожила и заговорила.
Больше тридцати пяти тысяч человек ежегодно гибнут в России в результате дорожно-транспортных происшествий, чуть меньше – в США, примерно такие же показатели – в объединённой Европе. И основная причина – человеческий фактор, то есть водители, которые, например, засыпают за рулём или садятся за него в изрядном подпитии.
Так что не удивляйтесь: во избежание человеческих жертв нам скоро запретят выезжать на дорогу самостоятельно – только в автомобилях с автопилотом.
Начнётся, впрочем, всё с малого – в начале 20-х под запрет попадут автомобили, не оборудованные компьютерными помощниками, а затем и вовсе – только автопилот, и никакой вам дорожной импровизации.
Взбесившийся 3D-принтер
<...>
Развитие технологии 3D-печати уже идёт полным ходом, а после 2030 года она, согласно прогнозам Рэя Курцвейла, совершит настоящий переворот в экономике.
Пока технология 3D-печати только ищет себя, хотя она уже неплохо справляется с созданием медицинских протезов и уверенно строит даже многоквартирные дома. Впрочем, бытовые 3D-принтеры пока на какие-то невероятные чудеса не способны.
Но, как говорится, лиха беда начало… В 20-х годах, по мнению Курцвейла, они станут для нас привычной бытовой техникой, а к 2030-ому мы, например, будем печать с их помощью одежду.
<...>
В настоящий момент 3D-печать только пробует себя на этом рынке. Хороший пример – американский стартап Feetz, который занимается производством обуви. Проводятся и первые эксперименты по печати дизайнерской одежды, и даже в России.
Конечно, это пока лишь прототипы, а не отработанная технология, и удобство у этих изделий сомнительное. Но вспомните свой первый кнопочный телефон… А смартфонам ведь немногим более десяти лет.
«Вскоре большинство вещей будет результатом информационных технологий, включая одежду, которую будут печатать на 3D-принтере. С помощью вертикального сельского хозяйства мы сможем выращивать продукты и печатать их на 3D-принтере. К 2020-м годам 3D-дизайн будет настолько доступен, что жить станет намного легче, и мы сможем напечатать всё, что нам будет необходимо, включая дома. […] Наше общество построено так, чтобы для существования нужна была работа, но всё будет иначе. У нас будут способы предоставить высокие условия жизни для каждого в течение 15–20 лет».
РЭЙ КУРЦВЕЙЛ (2015 ГОД)
К 2030 году 3D-принтеры станут пищевыми, то есть с их помощью мы будем готовить продукты. Точнее – создавать и готовить.
Прототип пищевого 3D-принтера уже работает – его создали по заказу НАСА специалисты компании Systems & Materials Research Corporation. Он смешивает около 12 питательных компонентов, выдавая вполне съедобную кашицу.
И это, опять-таки, только начало, а дальше, как предполагается, будут созданы гигантские морские фермы, где станут выращивать дешёвую и питательную еду. Роль «чернил» в наших пищевых 3D-принтерах будут выполнять переработанные особым образом водоросли и морепродукты.
Если же вам всё-таки почему-то захочется настоящего мяса, то его изготовят из стволовых клеток и запихнут всё в тот же принтер.
Вам останется только выбрать на экране компьютера блюдо, которое вы хотите, и это устройство само всё сделает – милости просим, приятного аппетита!
Всё это счастье ожидается до 2030 года, а то, что произойдёт после, – и вовсе за гранью фантастики. По прогнозам Курцвейла, в 2031 году 3D-принтеры будут стоять во всех больницах, а печатать на них будут не только лекарства и инструменты, но и человеческие органы для пересадки.
Вкупе с медицинскими нанороботами это, по идее, должно решить все возможные медицинские проблемы.
Искусственной рукой i-LIMB Pulse, которая позволяет полностью воспроизвести нашу мелкую моторику, пользуется уже более пятнадцати тысяч человек. 200 тысяч человек вернули себе слух благодаря электронным имплантатам. Около тысячи пациентов живут с полностью искусственным сердцем Total Artificial Heart.
А, например, компания EnChroma создала очки, которые позволяют людям, страдающим дальтонизмом и ахроматопсией, раскрашивать мир не только в правильные цвета, но и вообще видеть цвет – то есть перейти от чёрно-белого зрения к цветному.
Сейчас все эти технологии, конечно, очень дороги, но IBM прогнозирует, что начиная с 2022 года подобные увеличивающие возможности человека инструменты будут находиться в серийном производстве.