Рецензии на книгу «Зеленые холмы Земли. История будущего. Книга 1» Роберт Хайнлайн

«История будущего» в творчестве писателя занимает особое место. Начатая в конце 1930-х годов с рассказа «Линия жизни» и продолженная впоследствии такими классическими произведениями, как «Человек, который продал Луну», «Зеленые холмы Земли», «Пасынки Вселенной», она охватывает огромный временной интервал в истории освоения космоса, как это представлялось Хайнлайну. В этой его истории героические эпохи сменяются эпохами диктатур, мир оборачивается войной, чтобы вновь обернуться миром, – много...
dima889 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Мне сборник не понравился - рассказы в основном либо среднего качества, либо совсем ужасная нудятина.
Данная "История будущего" в чистую проигрывает "Хроникам Известного космоса" Ларри Нивена и даже сборнику Стругацких "Полдень XXII века".
Я сравниваю эти вещи поскольку - они все представлены как хроника развития будущего человечества; сделаны сборниками в виде рассказов. Другие истории будущего (Азимова и Андерсона) я не читал, но думаю хватит и таких сравнений.

Помимо довольно нудных и неинтересных в большинстве своём рассказов цикл ужасно рваный и не имеет какой-то чёткой линии развития или преемственных историй/персонажей в отличии от двух оппонентов.
Да, Хайнлайн сам писал что не задумывал как цикл по истории будущего и пропустил несколько рассказов, и всё же даже с такими оговорками цикл не цепляет. К тому же Нивену интересно вернутся и перечитать, и истории захватывали при первом прочтении. У Хайнлайна такого нет.

Я разделил сборник на 3 части: рассказы которые понравились, не понравились и просто ровные.

Понравились:
Линия жизни - интересный рассказ о учёном создавшем машину предсказывающую дату смерти
Зелёные холмы Земли - действительно очень колоритный персонаж и живая история. С удовольствием бы прочёл повесть подлиннее или роман о том как герой путешествует по межзвёздным мирам наигрывая на флейте и размышляя о нравах - типа Чужака только в космосе.
Долгая вахта - хороший и мощный рассказ
...А ещё мы выгуливаем собак - просто забавный и приятный рассказ
Человек, который продал Луну - в общем-то неплохой, хотя на мой взгляд для рассказа затянут и нудноват местами, а вот если бы сделать произведение побольше - где герой махинацией продаёт всем Луну и за ним начинают гонятся кредиторы...

Не понравились:
Испытание космосом
Да будет свет
Дороги должны катиться
Взрыв всегда возможен
Поисковый луч
Экскурс
Тёмные ямы Луны
Угроза с Земли
О них могу сказать одно - они либо ужасно нудны и чрезмерно перенасыщенны научными физико-математическими размышлениями (Взрыв всегда возможен вообще первую половину текста только из этого и состоит и читать невозможно), либо сами истории не интересны, не влияют на основную линию или просто нудны в придачу с пустым словоблудием.

Ни плохие, ни хорошие:
Далила и космический монтажник
Космический извозчик
Реквием
Присаживайтесь, джентльмены!
Как здорово вернуться!
Логика империи
Эти рассказы в принципе читать можно и местами они даже интересны, но в равной степени их можно и пропустить, зачастую что-то интересное появляется в конце рассказа. Либо тема не раскрыта в большей глубине и драматизме.

Забегая вперёд скажу - оставшуюся тройку рассказов и повесть из цикла, которые войдут во второй том я тоже прочёл вместе с Пасынками - и они тоже довольно средние.

По итогу - цикл оказался без единой повествовательной структуры, и хотя бы нескольких героев на циклы рассказов.
Не знаю что будет с Детьми Мафусаила (если они влезут во второй том) - надеюсь роман будет интересным.

История будущего Хайнлайна меня не зацепила - уж больно она какая-то мелкая, местечковая (в прямом смысле), нет в ней масштаба и космоса - одно сплошное копошение, то в недрах астероида, то в болотах, то в каких-то локальных местах. Да и живого слога в этих рассказах зачастую не хватает на фоне шаблонных хайнлайновых персонажей, без глубины и реализма образов; естественно с логарифмической линейкой в зад... т.е. в заднем кармане брюк:)

Вся сухость, чрезмерная научность текста и юридическая занудность, так часто раздражающая в книгах автора, с большой любовью впихнуты в эти рассказы.