Подростку, потерявшему недавно отца, страдающему редким врождённым заболеванием, непросто принять маминого бойфренда. Будущий новый отец ему не нравится, ещё больше не нравятся его дети - Клинт и Кори, так и норовящие причинить боль, насмехаясь исподтишка. Но мучительнее всего наблюдать за разрывом связи с мамой, той невидимой, но так крепко соединяющей их раньше.
Мэделин потеряла сразу отца и мать, их сбил пьяный водитель. У Мэд от катастрофы остался шрам на виске и постоянно вертящаяся в голове мысль: "Я должна была умереть".
Есть ещё Баз, Заз, Коко, потери которых растут в геометрической прогрессии...
Каждому из них не справиться со своим горем в одиночку, но если организоваться в группу, объединиться не только общими проблемами, но и привязанностями, заботами, вкусами, стать "Ребятами с аппетитом", выработать правила, то получается почти круто...
Неплохая книга, но вот суперсоставляющих слишком много. Каждая деталь по-своему хороша и ценна: тема, идея, сюжет, манера подачи, многочисленные сленговые фишки, герои... Но почему-то чувствуется перебор "необычностей" и "крутых штучек".
По пунктам.
Тема социальной детской незащищённости не нова, но автор прикрутил к ней синдром Мебиуса, войну и беженцев, таким образом заостряя внимание на многих проблемах сразу.
Нелинейный нарратив также привлекает излишней многоступенчатостью. Каждая глава начинается комнатой для допросов (№2 или № 3), в одной из которых сержант С. Мендес разговаривает с Виктором, а в другой детектив Г. Бандл беседует с Мэделин. После нескольких вопросов-ответов, в которых явно просматривается попытка подростков затянуть время, сюжет ныряет в прошлое, чтобы потихоньку связать все концы и составить цельную картину. При этом рассказчики тоже чередуются: Вик-Мэд-Вик-Мэд...
Небольшое отступление, в котором хочу дать высокую оценку актёрскому разговорному мастерству Марины Лисовец, в чьём исполнении слушала аудиокнигу. Менять девичий голос на мальчишеский (с учётом всех мальчишек и девчонок), а потом на взрослый, у неё получалось так натурально и естественно, что возникала мысль: "а не читает ли текст несколько актёров?"
Интересен язык общения подростков, в нём несколько настойчивых мотивов: мотив "суперскаковой лошади" и "мыслителя сердцем", искодящий от Вика; тема "ребят с аппетитом" и салатного рэпа от Коко; библейские истории и наставления из уст База, щелчки пальцами от Заза... С более полным перечнем можно ознакомиться в "списке персонажей".
Вывод: интересная задумка получилась излишне тяжеловесной, в какой-то момент я заметила, что устала.
Могу ошибаться, если причина утомлённости кроется в моём депрессивно-авитаминозном состоянии.
Благодарность за прочтение (прослушивание) Миру аудиокниг, Клубу уа, играм Killwish, Русское лото, Новая рулетка, Книжное путешествие.
Литература издавна спекулировала на смерти и любви. И в этом смысле в ней, к сожалению, мало что меняется. На дворе XXI век и победа гуманизма, а писатели все также ловят читающую публику на старую приманку.
Кстати о гуманизме. Благодаря его повсеместному распространению, стало принято писать о людях слабых и страдающих. Современная литература полюбила боль и травму. Прибавила к привычному ряду бедных людей, униженных и оскорбленных, мигрантов и разного рода болящих, стыдливо определяемых «с особенностями развития». Так сформировалась стандартная литературная картинка – история любви, с примесью страданий и обязательным присутствием этнических и разных прочих меньшинств. Так возник типовой набор требований к ценностным ориентациям: воспитывать толерантность и ориентацию на сотрудничество.
«Детки в порядке» из громадного массива подобного рода литературы исключением не являются. Арнольд, не мудрствуя лукаво, собрал в своей книге все, что нынче требуется. Традиция плюс современность: детки-сиротки, первая несмелая любовь, побег из дома, домашнее насилие, новые друзья, добрые мигранты, семья и пресловутая, ощущаемая незаживающей раной память о потере, с которой надо расстаться.
По всем правилам из всего этого должно было бы получиться нечто в духе михалковской басни «Слон-живописец»: «И Нил, и дуб, и огород, и даже – мед!». Однако ядреный концентрированный состав читательского аппетита не портит.
Вроде бы перед нами типовая жалостливая история. Вик, парнишка с широко открытыми глазами (я думаю это и метафора тоже), не может пережить смерти любимого папы. А тут на подходе у мамы новый ухажер, который умершему отцу, понятное дело, в подметки не годится. Как можно променять святое на такое? Тошно, что и говорить.
Побег из дома, в который готовы вселиться Фрэнк и пара его сынков, неизбежен. Но это не просто акт эскапизма, Вик решает совершить с урной, где лежит папин прах вояж по местам маминой и папиной любовной славы, распыляя по завету отца прах там, где это следует. Одному выполнить такое квестовое задание не по силам. Но для чего еще существуют друзья? Баз и его команда, тимуровцы на американский лад, прямо как в повести Аркадия Гайдара приходят на помощь. А тут еще Вик встречает Мэд, и новая любовь расцветает поверх старой, родительской.
В пересказе смотрится довольно карамельно. Поэтому Арнольд вставляет все эти брильянтовые россыпи подростковой романтики в детективное обрамление. Да еще излагает в несколько разъезжающейся нестабильной рваной манере. Но и этим дело не ограничивается.
«Детки в порядке» - не только любовная история, и не только рассказ о семейных корешках. Чем ближе книга к концу, тем больше ты понимаешь, что за ними проглядывает тема подлинного человеческого братства. И дело здесь не только в призраке Сьюзен Хинтон, витающем над всей книгой («закат ведь у нас общий»), но и в совершенно неожиданном христианском развороте книги.
Большую часть повествования, подчас бессюжетного, где задача распределения папиного праха отступает на второй план перед описанием вроде бы бесцельно слоняющейся и болтающей между собой группы ребят, читатель тоскует по более яркому «Москитолэнду». И совершенно напрасно. Потому что Арнольд написал совершенно другую книгу. С благодарностью и почтением к «Изгоям» Сьюзаны Хинтон, с хорошо знакомыми милыми нашему сердцу гайдаровскими мотивами и мощной евангелической составляющей.
Если же говорить в целом, то у Арнольда получилась не просто отличная подростковая книга, а блестящее введение в стилистику и проблематику современной взрослой литературы.
Дэвид Арнольд второй раз заставляет нас посмотреть на мир глазами подростка во всем его максималистском видении мира. И второй раз у него это получается великолепно. Главный герой - страдающий после смерти любимого папы подросток, который к тому же выделяется среди сверстников своей необычной болезнью - синдромом Мебиуса. Казалось бы, что это будет очередная книга про подростковый бунт и поиск себя, но автор великолепно добавил стандартной истории нотку детективной истории, за счет чего рассказ сразу становится интереснее. Понравилось, как автор раскрыл тему дружбы и поддержки, причем не только между детьми, но и между взрослыми и между детьми и взрослыми.
У автора очень причудливый язык, который мне совершенно не зашел. К примеру, мне бы и в голову не пришло хотеть быть "Суперскаковой лошадью", в моем понимании это граничит с оскорблением. Потому что в моем окружении многие люди пашут, как рабочие лошади, а еще бывают "старые клячи" (тоже, знаете ли, не комплимент!) и сразу вспоминается "лошадь, которая работала в колхозе больше всех, но председателем так и не стала". Так чтне нет, спасибо, быть лошадью я не хочу и не понимаю тех, кто хочет.
Ну и название их компании - "Ребята С Аппетитом" сразу вызывало мысль, что эти товарищи только и делают, что безостановочно жрут. Да-да, Коко объясняла, что их аппетит не столько к еде, сколько к жизни, но название для компании все равно дурацкое.
Не хватило четкого хэппи-энда. Финал с намеком на то, что все будет хорошо, но все-таки открытый.
А вообще хорошая книга, просто "не моя".
Эта история мне понравилась больше, чем прочитанный в прошлом году "Москитолэнд". Даже появилось ощущение, что у книг разный автор. Настолько отличается стиль и манера написания. Я буквально растворилась в этой истории и медленно плыла по течению, неминуемо приближаясь к финишу. История получилась трогательной, в некоторых моментах смешной, кое-где грустной. Автор свёл вместе, в одну семью людей с разными судьбами и бедами за плечами, но объединенных желанием помочь и защитить друг друга... И пусть начало было несколько сумбурным и запутанным, но мне было интересно узнать историю каждого из героев.