Я похож на помесь медведя с крокодилом, за это меня любит жена и обожают подчинённые.
Среди соискателей интернет-премии Электронная буква эта книга не в самом выигрышном положении: странное название блеклая обложка если бы не аннотация обещавшая встречу со сказочными героями, нипочем не взялась бы. А и взявшись сначала все фыркала: ну чего это сюжеты обрываются на самом интересном месте? Язык простоват, персонажей с их разрозненными историями многовато. Ворчала до того момента, как поняла что здешние темы циклически повторяются, свиваются в спираль, которая закручивается всё туже. Вот герои встретятся, начнут взаимодействовать и мне безумно интересно, что из всего этого получится. Бинго, история взяла в плен.
Вот Мальчик-Которого-Всё-Обижают, на нём словно бы написано "пни меня". Неуклюжий, неказистый, одет чёрти во что, туповат, да к тому же мамаша у него, говорят, кукушкой поехала. Здыхлик. Вот девочка Яся, которая делает то, чего от нее ждут и не знает, сама-то она чего хочет. А вот Красавица, ну тут ясно, Спящая красавица. Или нет? Вроде в заклятье обиженной колдуньи про веретено не было. Ещё пацан приамериканенный, Женёк хотя называет себя Юджином, тоже мне исполнитель желаний джинн. И эта пара детишек, Эрик и Эмма, они кто, Гензель и Гретель? Похоже на то...
Людмила Потапчук, сплетает свою непростую историю так, что оторваться, не дослушав, нет никакой возможности, очарование и безупречная логика этой конструкции против воли захватывает. Всякая вещь здесь на своём месте, ружья стреляют когда им положено, каждая деталь двигает действие.
Для меня это первое знакомство с автором но совершенно точно знаю что ней последнее, в коротком в списке премия Книгуру ещё одна книга Людмилы Станиславовны "Квартира номер сто". Почитаю.
Страннейшая история со мной на днях приключилась - пошла проголосовать за книгу доброго знакомого на "Электронной букве", зацепилась за смешное название, решила полистать...
Тут же увидела много созвучий своим текстам и идеям - именно на уровне созвучия, гармонизации. Стало еще интереснее. Пошла дальше.
Спустя треть книги поняла, что дочитывать однозначно буду - нравится мне этот пост-модерн. Хотя обычно любые пересказывания сказок и легенд наводят на меня тоску и уныние, "Здыхлик" смог меня зацепить. И нет, аллюзию я не увидела с самого начала. А поняла, что же это за существо, уже после того, как он назвал свои настоящие имя и фамилию.
Дочитала очень быстро, и все время думала - ну, вот чем цепляет? Вроде бы подборочка клипов про типажи, слезливые истории из желтой прессы, такого везде навалом.
Только что поняла, в чем разница.
Автору удалось обойтись без того самого кромешного надрыва, который, увы, типичен для большинства историй о бедах и проблемах маленьких людей. И еще - видно, что все герои автору дороги, каждого он пытается понять и раскрыть - не оправдывая его действий, но и не осуждая за них. Видимо, поэтому и удается ему удержаться от голимой асадовщины и не скатиться в пучину привычной пошлости глянцевых журналов под Рождество.
Получился баланс на проволоке - местами опасный, от которого невозможно тем не менее отвернуться, и ждешь до конца, и конец не разочаровывает - он достаточно открыт, но вместе с тем есть в истории завершенность, есть справедливость, и нет шаблона. Конец предельно сказочен, но ведь мы и читали все время сказку, поэтому и радостно, что завершилась она, как и полагается по жанру, логично и правильно.
Каждая история про своего героя. И герои-то вполне узнаваемые. И очень даже живые. Только все равно грустно.
Вот на старых-старых фотографиях мама знаете какая? Как принцесса из сказки, прямо чтоб я сдох. У нее волосы сделаны из золотых нитей. Это не очень видно, если фотографии черно-белые, но угадать все равно можно. Мне иногда кажется, она на самом деле принцесса из сказки, поэтому ей так плохо в нашей квартире, и в нашем дворе, и вообще в нашем мире ей плохо, вот она и пьет и пьет из бутылки, пока ей не станет хорошо. Только когда ей хорошо, она никого уже не видит. А когда видит, значит, ей плохо, и подходить лучше не надо, а то будет драться. Люди, когда им плохо, часто дерутся. Не потому, что они злые, а потому, что им же плохо.
Это про Эрика и Эмму просто. Просто триггер для меня:
вот тогда она еще умела на нас не кричать. И Сестренку даже брала на руки, и говорила ей так ласково-ласково: «Эх ты, скотинка ты моя». И если Сестренка начинала мяукать – поначалу она еще не знала, как надо плакать по-правильному, – мама ее успокаивала, мама говорила ей тихонечко: «Чтоб ты сдохла, тварь».
Не могу такое читать. Сидела и рыдала. Это страшнее любого самого страшного ужастика, потому что правда. Жуткая бесчеловечная правда.
Язык написания не просто хороший, но и для каждого героя свой собственный. Благодаря этому они не сливаются в безликую массу.
На полтора часа мальчишки превращаются в камушки с распахнутыми глазами. Затем приходят в себя.
– У нас такого не снимают, – со знанием дела говорит Санек, ставя кассету на обратную перемотку. Видик нудно жужжит.
Не перепутаешь Женю-Юджина с деревенской Клушей или Здыхликом. Кстати, Здыхлик Неумиручий - Кашей Бессмертный по-белорусски.
Автор постепенно знакомит нас с героями, возвращаясь к ним снова и снова. Очень хорошо показывает, что случается с детьми, выросшими с токсичными родителями: алкоголиками, гиперопекающими, сумасшедшей матерью. В общем, та ещё сказочка! Но вот поди ж ты, читала не отрываясь.
И ощущение тягостное.
Улица представляется Здыхлику расширенным вариантом его собственной школы. По ней ходят люди, которые хоть раз в жизни, но пользовались возможностью пнуть того, кто слабее. Не потому, что этот, слабый, чем-то плох. А потому, что он не ответит. В каждой вольно или невольно подставленной щеке эти люди готовы увидеть место, по которому можно ударить. Каждый – насильник. Или побывал им хоть раз в жизни. Или не прочь им стать хотя бы на секундочку. Толкнуть. Унизить. Ущипнуть. Плюнуть. Вытереть ноги. Они все такие.
Потрясающая вещь проучилась. Сильная, грустная, но хочется верить, что все будет хорошо!
Здыхлику хочется попросить прощения у людей, навещающих его. На всякий случай – у всех. Пообещать, что он все исправит.
Удивительная история! Ассоциируется со свитером, связанным разноцветными нитками, из клубочков, которые нашлись в сундуке. Каждый клубок – отдельная сказка-судьба, которая непонятно как могла завершиться, если бы не связалась с другой. Свитер получился необычный и колючий. Но потом оказалось, что он теплый и греет в морозы. Потому что связан с любовью, спицами доброты и справедливости.
Читаешь и воочию видишь Здыхликов и Ясмин, Юджинов и Юреков, брата и сестру, мачеху, Талию и Алека. Ничего не меняется, разве что адаптируются они в современном мире чуть по-другому, чем века назад. Но зато понятно, откуда берутся, и как такими становятся. Все имеет свои причины, и как правило, взаимосвязанные. Здесь это очень точно прописано, не поспоришь. Книга зацепила, так что пойду переваривать эмоции.
Интриговала книга с самого начала - названием, аннотацией, шорт-листом «Электронной буквы» в конце концов!
Начало было очень бодрым - интересный, но легко усвояемый язык, короткие, но трогательные истории. Очень напомнило «Кысь» Толстой по стилистике. Потом перестало напоминать. Сейчас, прочитав, снова напомнило - Кысь тоже начиналась за здравие, а кончилась...
Нет, в «Здыхлике» все логично. Все разбросанные истории сошлись тютелька в тютельку, финал положительный. Но я уже ближе к середине книги стала скучать и безбожно пролистывать. То ли дело в том, что все скатилось со сказок в откровенное колдовство и сверхспособности в реальной жизни, то ли книга для меня оказалась просто длинновата...
Меньше 4 баллов рука не поднимется поставить ну никак, но перечитывать бы никогда не стала (для меня это показатель, к сожалению)
Хорошая книга , читалась с удовольствием . Автор не поскупилась - по сюжету можно было парочку написать )