Рецензии на книгу «Индейские войны. Как был завоеван Дикий Запад» Юрий Стукалин

Исчерпывающий рассказ о жестоких и кровопролитных войнах армии США с индейцами Дикого Запада от ведущего российского специалиста по истории и культуре коренных американцев. Год за годом выпускники знаменитого Вест-Пойнта терпели поражения от «примитивных дикарей», изучавших искусство войны не за партами военной академии, а на практике. «Последнюю пулю сохрани для себя», – таковой была расхожая фраза, которую слышали новобранцы от своих офицеров перед боем с индейскими воинами. Массовые убийства...
metaloleg написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Войны настоящих индейцев

Честно сказать, "Пятый Рим" немного разочаровал этой книгой, потому что ожидалось большего, чем просто переиздание под новой обложкой книги 2013 года Завоевания Дикого Запада от Юрия Викторовича Стукалина, отечественного исследователя и популяризатора истории коренных народов Северной Америки. Тем более, что параллельно выходу этой книги публиковались другие материалы от автора по обычаям, культуре, особенности ведения военных действий и так далее. В книгу ничего подобного не вошло, это прежде всего рассказ о разрозненных попытках индейских племен остановить продвижение американских колонизаторов на запад, и только об индейцах Великих равнин, то есть полосы от канадской до мексиканской границ, не затрагивая районы к востоку и непосредственно к западу от Миссисипи, равно как тихоокеанские штаты. И описано достаточно небольшое количество племен, воевавших с бледнолицыми и друг с другом. Команчи и кайова-апачи на юге; сиу, шайены и арапахо на центральных равнинах, черноногие на севере. Пионерами покорения Запада сначала стали трапперы (см. фильм "The Revenant" с ДиКаприо, как раз та эпоха и места), затем потянувшиеся в Калифорнию участники всевозможных "золотых" лихорадок, потом фермеры. Столкновения с ними индейцев были неизбежны из-за конкуренции за охотничью добычу, да и караван переселенцев или отдельное ранчо был прямо-таки готовым объектом для ограбления, в условиях натурального хозяйства там могло пригодиться все от ножей до женщин. Если искать параллели в истории Евразии, то прямо вырисовывается обычная картина набеговой экономики, в которой индейцы участвовали не только по экономическим причинам, это был также нравственный императив для желавших проявить себя молодых воинах, чей авторитет мог быть заслужен только военными деяниями. Горцы Кавказа vs закавказские государства как пример.

Но есть странность, которая не позволяет напрямую сравнивать ситуацию на Великих равнинах с Великой Степью, а может быть просто история не отвела достаточно времени индейцам на выход из первобытно-общинного строя. Лошади, как верховые животные, появились у племен на испанской границе к концу XVII века, к концу XVIII на них пересели все равнинные племена, причем занимавшиеся примитивным земледелием оказались уязвимы перед нападением более мобильных соседей, и тоже перешли к классическому образу жизни кочевников. Но даже племена команчей, освоившие лошадь в начале XVIII века и претендовавшие на доминирование в южной части Равнин, до наступления американцев не смогли создать у себя жесткую вертикально управляемую державу, которая бы послужила аналогом державы хунну или иных подобных племен Великой Степи, оставаясь рыхлым конгломератом отдельных племен. Которых ненадолго мог объединить только авторитетный вождь ради набега. Вот этот потерянный век и стал роковым для индейцев, белые переселенцы неуклонно задавили числом и техническим превосходством все воинственные племена Равнин, к 70-м годам XIX века загнав уцелевших после войн и эпидемий, индейцев в резервации, и истребив бизонов, как экономическую базу племен.

Индейцы, конечно, в нашей книжной культуре заняли место таких славных людей без страха и упрека, живым воплощением благородства и мудрости, спасибо Майн Риду и Джеймсу Фенимору Куперу, кто не зачитывался ими в детстве? Но они писали в основном об индейцах Восточного побережья, возможно в массе своей и обладавших качествами героев детских игр. Но вот индейцы Великих Равнин при всей присущей ими храбрости на идеалы человечности явно не тянули. Мастера внезапных нападений, засад, военной хитрости, индейцы всегда старались минимизировать собственные потери во время набегов и нападать на тех, кто не мог дать сдачи. Только застигнутые неожиданным нападением индейцы могли твердо держать оборону, давая уйти женщинам и детям подальше. Обычным делом было и убийство детей, изнасилование пленниц, захватываемых в том числе и ради выкупа. Такие случаи, вроде истории семейства Бокс, настраивали белых на жесточайшие ответные действия, так что когда чаша военных действий окончательно качнулась в пользу американцев, полная уверенность в недоговороспособность и коварство индейцев вылилась в многочисленные "бойни", под жернова которых зачастую попадали уже замиренные племена резерваций, так как особой разницы между индейцами белые полковники и рядовые солдаты зачастую не видели.

P.S.: А еще среди племен Равнин жили весьма милые тонкавы, занимающиеся ритуальным каннибализмом и не упускавшие возможности поджарить на костре попавшегося команча. Их очень не любили другие индейские племена.