Почему решил прочитать: вторая часть современного цикла боевой космооперы "Механизмы империи". Номинации на главные фантастические премии
В итоге: Психологическая космоопера или "честность – лучшая политика"
"Гамбит девятихвостого лиса" прочитал - понравилось.
В продолжении нам мягко напоминают о реалиях вселенной гекзархата и освежают в памяти события первой части.
Линий стало больше – генерал фракции Кел Куриев; подполковник Кел Брезан, больше похожий на коварного Шуос; экстравагантный гекзарх Шуос с близнецом-двойником-любовником, престарелым советником и необычным хобби и несколько глав про эпизодических персонажей.
События развиваются неторопливо.
Следуя тренду новейшей космооперы, который задала Энн Леки, Юн Ха Ли уделяет внимание лингвистике, проблемам гендера ( мужеформа, женоформа, альты, "они" как отдельный пол). Даже отвращение Кел к кистям рук без перчаток перекочевало без изменений из трилогии про Империю Радч.
Все, абсолютно все, действующие лица "Стратагему" имеют проблемы с родителями или семьёй и настолько экзальтированы, что практически рыдают от скупых слов поддержки. А уж если с ними по-человечески – никакой формационный инстинкт не поможет им сохранить верность Гекзархату.
После успеха первого романа, вместо необычной боевой фантастики Юн Ха Ли решил/решила написать каннингемовский по драматизму и надрыву роман.
Вторая часть не столько раскрывает нам подробности Вселенной Гекзархата, сколько показывает всю нелогичность и непродуманность этой вселенной:
сотни миров, населённых приблизительно триллионом жителей (упоминается рядовая планета, населённая четырьмя миллиардами людей) на протяжении тысячелетия смогли породить ровно одного гения, способного создавать моты-звездолёты и узнавшего тайну бессмертия;
цивилизация создала сервиторов-роботов, чья инфраструктура пронизывает все стороны жизни Гекзархата, но никто, кроме того, кому это было нужно по сюжету, не смог заметить, что сервиторы обзавелись полноценным разумом и даже чувствами;
Шелкомот ТАЙНО И НЕЗАМЕТНО пришвартовывается к флагману роя, вырезает шлюз, высаживает пассажиров. И всё это сразу после масштабного космического сражения, когда все сканеры работают и, по идее, должны как замечать всё, что крупнее монеты, так и реагировать на нарушение целостности корпуса флагмана. Но если по сюжету какую-то фигурку надо поместить в какое-то место, автор это сделает, а вы можете расшибить себе лицо фейспалмом.
И так далее.
Хоть Джедао и проводит в жизнь многоуровневую интригу, впечатляет это несильно. Глупость большинства гекзархов обесценивает всю изощрённость плана. Как если бы гроссмейстер обыграл подростка с дефицитом внимания.
Космические бои с применением экзотических формационных эффектов, похожих на магию, присутствуют, но без наземных боёв выглядят менее колоритно.
Роман, как и большинство изначально незапланированных продолжений, уступает первой части. Окончание трилогии прочитаю, но ждать выхода тома и выкупать книгу в первый день продаж не буду.
5(СРЕДНЕ)
- Я не лингвист, но... вам не приходило в голову, что если для некоторых вещей, которые мы делаем, нет слов в нашем языке, то это неправильно?
После первой части я не ожидала от этой серии совсем ничего, но как ни странно, вторая книга мне очень понравилась. Её было интересно читать, автор наконец-то снизошел до объяснений, чего мне не хватало в «Гамбите девятихвостого лиса» . В первой книги Юн Ха Ли просто вываливал на меня мир и я должна была сама с ним разбираться, но у меня не выходило. Здесь же по крупицам, по одной детали, но мерно и верно понимание пришло. Возможно, я не великий читатель, но некий шок от первой части у меня все еще есть. Но хватит об этом. Интереснее было читать и подмечать интересные моменты, а так же знакомиться с новыми детальными описаниями этого книжного мира.
Что было круто? Фракции, которые не могли мне не напомнить о «Голодных играх» Сьюзен Коллинз своим четким делением, редким общением хоть и продуктивным (чего в Играх не было, кроме самих игр собственно). Интриги Шуос, стратегии Кел, особенности фракций по разработке техники из серии: «вы знаете, я заменю себя двойником, чтобы полностью погрузиться в науку», работа, вполне детально прописанная, "инквизиция" и прочие мелочи из которых наконец-то стала вырисовываться картина мира, а не что-то в стиле "стратегия-война-победа", как было в первой книге. Календарная война с этой детализацией стала куда как интереснее, описаны и сами планеты, и быт и великое множество деталей. В какой-то момент мне даже показалось, что это вполне себе Звездные войны. С описанием культуры пришло и широкое описание гендера, который в этом мире реально вызывает интерес, потому как эта система здесь не обычная и новая. Нет слова "мужчина", а мужеформа и так далее, и если к чему-то и идет добавка - форма, то скорее всего это не считается за отдельную личность. Вот такое забавное описание буквального рабства. Система родства, родительства и семьи так же сложна, как стратегия Кел. И все это действительно ново и не тривиально.
В итоге: эта часть мне понравилась куда больше первой, автор наконец-то снизошел до простого читателя и из-за этого читать стало интереснее, книгу я не читала из соображений лишь бы прочесть, а именно - с удовольствием. Если вам понравилась первая, то думаю, эта зайдет еще больше.
Суть этой затеи в том, чтобы изменить систему – и пусть у обычных людей появится шанс.
Вторая книга серии всегда несколько плюсов и несколько минусов, которые относительно уравновешивают друг друга. С одной стороны, кумулятивный эффект - на знакомство с героями и ситуацией уже потрачена энергия, теперь это отчасти перемывание косточек общим знакомым; в предлагаемых обстоятельствах не чувствуешь себя чужаком; развитие событий активирует созидательный инстинкт земледельца, наблюдающего прорастание семян. С другой - свежесть и новизна в прошлом, им на смену приходит рутина, борщ каждый день приедается; ждешь, чтобы тебя чем-то удивили, а с чего удивлению взяться, когда все ходы записаны и паттерны поведения более-менее успешно закреплены; и приходит скука.
Так вот, со "Стратегемой ворона" все в точности наоборот. Читательский мозг продолжит взламываться в режиме, начатом "Гамбитом девятихвостого лиса".
Отношения и мотивации, которые начали было проясняться к финалу первой книги, запутаются окончательно. Интеллект и боевой дух легендарного генерала Джедао, подселенные в тело юной Кел Черис проявят себя с неожиданной и бунтарской стороны. Правящая верхушка этого мира, Гексархат, давая добро на временное воскрешение героя, склонна была видеть в нем в первую очередь невероятно успешного воина, гения тактики.
Неожиданно для всех, генерал начинает проведение в жизнь серьезной стратегии, призванной реабилитировать себя любимого. Напомню, около четырехсот лет назад действия Джедао повлекли за собой гибель миллионов невинных людей, в сознании популяции он тиран и сумасброд. И вдруг выясняется, что абсолютное большинство не склонно принимать близко к сердцу дела давно минувших дней - какая разница, они бы так и так уже давно умерли. В то время, как генерал ныне готов воссиять во славе и вести человечество к новым свершениям.
Все осложняется неясными отношениями между носителем и подселенной личностью. Не то они враги, не то друзья, не то временные компаньоны, а может личность генерала уже поглотила Черис, а может девушке все же удалось убить квартиранта и теперь в ее голове просто засели его осколки? А Юн Ха Ли, меж тем, продолжает знакомить читателя с миром, созданным своей странной фантазией. Первая книжка открыла дверь в суровые будни воинов Кел и приподняла завесу над извращенными вкусами техников Нирай.
Вторая позволит взглянуть сквозь замочную скважину на странные реалии рафинированных рыцарей информационных потоков Шуос (смена пола и внешности в стремлении к более изощренным наслаждениям). Задохнуться от восторга при виде изысканно-роскошной простоты быта Андан (дипломаты с врожденным умением подчинять). Заставит похолодеть от ужаса при столкновении с мвстерами пыток (и по образовательной части) Видона. Как вам, например, такой момент: одна из матерей здешней сложносочиненной семьи, заподозрив одного из отцов в календарной ереси, на глазах ребенка превращает его в ... лист роскошного качества бумаги. Нет-нет, со всеми физиологическими подробностями, не просто смена кадра - был человек, стал листок, а расплющивание, треск ломающихся костей, кровеносные сосуды, которые какое-то время продолжают проступать на поверхности. И после скорбно складывает из конечного продукта великолепной красоты оригами в виде двух лебедей с переплетенными шеями.
Скучно не будет. К сожалению, более понятно - тоже. И возникнет большое искушение сказать: а идет оно все лесом! Но тут дело в том, о чем уже говорила прежде, в желании анализировать произведение, написанное в паназиатском каноне, методами и средствами европейского. А у них все куда тоньше, сложнее и заплетено куда хитрее. В общем, поживем - увидим; дочитаю третью книгу тогда и стану делать выводы.