Можно ли было предположить, что вот уже шестая книга о Ринсвниде, этом великолепно нелепом вАлшебнике, нисколько не утратит своего очарования, словесной задорности и радости открытия. Обычно в таком цикловом марафоне авторам свойственно выдыхаться. Не ту-то было. Я смеялась ничуть не меньше, чем в предыдущие разы, по несколько раз перечитывала удачно сложившиеся фразы, восхищалась всеми этими словесными вывертами. Конечно, все эти словесные коленца заслуга не только самого Пратчетта. Не могу даже предположить, как вся это история выглядит в оригинале, но на русском – просто загляденье, или зачитанье? Это ж каким чувством прекрасного юмора нужно обладать переводчикам, чтобы вот так без сохранить языковую неповторимость. Мерси, Светлана Увбарх и Александр Жикаренцев.
Как я уже сказала, это ещё одна весёлая/ смешная/ юморная/ остроумная книга о приключениях Ринсвинда на последнем по времени создания континенте ХХХХ. Между тем, это книга, когда автор вроде бы обезьянничает, но делает это весьма талантливо и перед зеркалом. Присмотрись, причитайся, и ты найдёшь много чего, над чем не смеяться, а задуматься впору.
В книге две линии повествования: привычная от Ринсвинда и вторая от незримых академиков магии, которые своей нелепостью и прикольностью вышеназванному мастеру влипать в разные приключения не уступают. Их диалоги, возня вокруг секса и с дамой, поиски истины и Ринсвинда весьма увлекательны, абсурдны, смешны и, вот правда, жизненны. Бег ГГ по пересечённому последнему континенту от легенды и в поисках выхода традиционно возбуждает здоровый хохот. Плюс, можно дождаться ответа на вопрос: почему утконос. Правдоподобно, если чо. И, кстати, линия академиков мне показалась в этот раз любопытнее, чем линия главного вАлшебника.
Книжное путешествие
Цикл "Плоский мир" - книга №22 | Подцикл "Ринсвинд" - книга №6 | 1998 год
Где-то на этот раз Пратчетт споткнулся - очередное приключение Ринсвинда оказалось на редкость неудачным. Смеяться просто нет желания, страницы скорее пролистываются, а общее содержание приравнивается к бредогенератору. Персонажей участвует мало, сюжет выдавливается из последних сил. Сэр Терри явно писал книгу через силу, не имея чёткого представления о том, что он всё-таки хотел поведать читателю. К сожалению, бывает и такое. Цикл о Ринсвинде вообще на большого любителя. Нет в нём той изюминки, которая так пленит в Пратчетте. С каждой книгой волшебник-неудачник всё больше становится похожим на невменяемого психа, которому в жизни всё крайне надоело.
Почему упомянут бредогенератор? Очень просто. Начиная с названия континента, где происходят события - ИксИксИксИкс, заканчивая питанием Ринсвинда - он находиn разнообразную еду в виде бутербродов и прочей цивилизованной снеди под камнями, в щелях, да кустах, где еду находят не люди, а муравьеды. Цели у Ринсвинда в книге нет. Такой же цели нет и у волшебников, что отправились на его поиски, потеряв в пути саму идею кого-то найти. Их участие в творении континента, в беседах с Богом, в пугающем плавании в бурю - также малоинтересно. Всю книгу задаёшься вопросом, а где же мой любимый Терри Пратчетт, где смех до колик в животе от каждой страницы, где мудрость вселенского масштаба? Ничего такого в книге нет... и не верьте, если вас будут убеждать в обратном. Просто люди не верят в возможность, будто Пратчетт мог написать настолько проходную книгу.
Ситуацию, как всегда, спасает Смерть. Его харизма Пратчетту удаётся практически лучше всего. Мёдом показались страницы, где мрачный жнец озарял своим вниманием похождения Ринсвинда. Сразу видно, кто любимчик Пратчетта - над кем он действительно трудится и чьё присутствие придаёт книгам особый шарм. Не стоит говорить о песочных часах жизни Ринсвинда, Смерть сам поделится об этом своими мыслями. Смерть появится в книге не один раз, он будет немым укором волшебникам, взирая на суету их жизни.
Цикл про Ринсвинда примечателен, пожалуй, расширением географии Плоского Мира. За всё время с Ринсвиндом читатель побывал на краю света, пытался найти других черепах и слонов, усвоил подземную канцелярию, открыл завесу тайны над противовесным материком, и вот теперь читатель узнал про континент XXXX. Но почему-то радости всё меньше и меньше.
Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
Цикл "Ринсвинд": Цвет волшебства, Посох и Шляпа, Интересные времена, Последний герой
Цикл "Ведьмы": Вещие сестрички, Ведьмы за границей, Маскарад, Хватай за горло
Цикл "Смерть": Мор - ученик Смерти, Мрачный жнец, Роковая музыка, Санта-Хрякус, Вор времени
Цикл "Городская стража": Стража! Стража!, Ноги из глины, Патриот, Пятый Элефант
Другие: Пирамиды, Мелкие боги, Правда
- "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" Сюзанны Кларк
Каждая не потраченная тобой минута — это зря потраченная тобой минута.
Каждый раз читаю и поражаюсь Терри Прачетту, насколько нужно быть мастером сюжетов, а также постоянно присутствующих в книге афоризмов.
Таких как:
чем обширнее пространство, тем тише голос. В ней нашла свое отражение естественная человеческая склонность понижать голос при входе в огромное помещение.
Темнота — это не более чем темнота, но в ТЕНЯХ может скрываться что угодно.
Разве моя кисть должна лгать тебе только потому, что мои глаза солгали мне?
И ты уже не воспринимаешь книгу, как обычный фантастический сюжет про несчастного волшебника Ринсвинда, про его верный сундук (а также жену-сундук и сундучат), про волшебников Незримого Университета, также Смерть.
Сюжет разворачивается на континенте ХХХ, где люди не знают, что вода капает с неба, они только непосильным трудом добывают ее из земли.
Но в этом мире он находит друга, кенгуренка Скрябби, который является его "галлюцинацией".
Тем временем волшебники отправляются на поиски Ринсвинда, которого они отправили не туда, куда надо.
Заболевает библиотекарь...и они должны найти никудышного волшебника, поскольку он единственный, кто помнит имя орангутана.
Пройдя через портал, созданный их же собратом по магии, они оказываются на райском острове, оказываются во времена...когда и времени не было. "Начало времен".
Но с ними туда попадает госпожа Герпес, необъятная красавица, воздыхать о которой начинает половина красношляпых!)
Так что, начинается самая интересная часть: мужчины и "Ева", начало времен, фрукты... Бог
В общем сюжетик интересный! Читается интересно, но частями нудновато или наоборот очень весело! Была бы возможность поставила бы 3,5. Но ставим в пользу книги и автора!
Огромное спасибо я хочу сказать людям, которые перевели книгу - Светлана Увбарх, Александр Жикаренцев
Не самая удачная из книг о Плоском Мире, хотя, возможно, мне просто не нравится stand-up жанр, а эта книга явно к нему принадлежит. Автор встал перед читательским залом, задал себе тему выступления и рассказал череду шуток и шуточек, не особо заботясь о стройности сюжета.
Отсутствие сюжета ( метания Ринсвинда по Австра... сорри, по далекому затерянному континенту на сюжет не тянут) отчасти компенсируется тем, что шутки смешны, наблюдения подхвачены из повседневной жизни, коллектив волшебников по-прежнему очарователен, а Австралия даже в кривом зеркале Плоского Мира осталась собой.
Словом, книга в которой имеется описание психологии послеполуночной кулинарии и моя любимая цитата о логике и человеческом мышлении, не может быть совсем уж плохой.
После этой книги вы совершенно точно научитесь (если раньше этого не умели, как я, например) различать волшебников Незримого университета! И даже более того - успеете породниться с ними! А как же я был удивлён, что Наверн Чудаккули и декан - это разные люди, словами не передать. Также порадовал сюжет, который, прежде всего, завязан на библиотекаре. А ещё второй Ринсвинд! И вот здесь я только осознал, что Ринсвинд - это фамилия (хотя всегда думал, что это имя)...
— А у меня… и не припомню даже, было ли у меня когда-то имя…
— И как к тебе обычно обращаются, друг?
— Обычно? «Держи его!» Или типа того. Это типа прозвище. А если официально: «Эй, не дайте этому паскуднику уйти!»
Вообще книгу я нахожу очень даже интересной и весёлой (о, чего только один крокет стоит!), однако есть в ней что-то такое, что заставляет с нетерпением ждать конца и нервно поглядывать на оставшееся количество страниц...
Это было прекрасно: начиная от начитки аудиокниги и заканчивая самой историей. Впервые благодаря этому тому мне удалось распробовать цикл о волшебниках. Это именно тот случай, когда очень явно ощущается временной разрыв между написанием первого тома и Последним континентом. За годы между ними Пратчетт очень ощутимо набрал и в мастерстве, и в умении увлечь читателя, да и сам юмор, на мой взгляд, стал намного острее, жизненнее и сложнее. Хоть и остался таким же задорным и раздолбайским, как десятилетия до этого.
Этот том наконец-то подарил мне понимание кто из волшебников кто и дал возможность понаблюдать не только за печально известным вАлшебником, но и закинул на необитаемый остров к богу весь главенствующий состав Университета. Так что пока Ринсвинд попадал в очередные неприятности, поил овец водой и возвращал миру дождь, его "учителя" поедали шоколадные плоды, очаровывались собственной экономкой, путешествовали в дыне и объясняли богу что же такое этот загадочный секс. И, конечно же, Сундук - распробовавший первый в жизни пирсинг и вольный выгул.
Так что теперь я совершенно спок, ведь дальше точно будет только лучше!
В этот раз Австралия.
Мне кажется, что после этой книги меня будет сложно чем-то удивить. Даже первая половина "последнего континента" воспринималась со сдержанными эмоциями, ибо с непредсказуемостью и ироничностью плоскомирья я уже свыклась.
Компания невозмутимых волшебников просто покорила сердце:3
Что-то в последнее время мне попадаются специфические книги сэра Пратчетта... Мало того, что до сих пор это были одни ведьмы, которых я искренне не люблю, так еще в последнее время сплошь и рядом неожиданные вещи: чернуха, философия, любовь и бред. Не то чтобы я сомневалась в писателе, но все же я начинала с более милых вещей, в которых на первом месте стояли Цинизм и Сатира.
Но я отвлеклась. В сравнении с другими книгами Плоского мира, которые я читала, "Последний континент" изобилует сложной метафизикой, волшебниками, Творцами и... овцами. И даже несмотря на то, что перлами можно считать каждое пятое предложение, в моем выросшем на ролевой системе D&D мозгу, где-то на самых задворках, туда-сюда бегает мысль: "что за чушь происходит!?". И есть с чего, потому что сигаретные кусты и кони, способные стоять на скальном выступе вниз головой, уже напрягают. А когда начинается разговор про гизилионы чар и Мокрость, то логика вообще уходит на перекур. Раньше я за Пратчеттом такого не замечала. Хотя, возможно, просто плохо смотрела.
Но тем не менее, это много лучше некоторого фентази, которое мне доводилось читать. Особенно потому, что, как уже говорилось выше, это очень смешно. Со времен Серебряной Орды Ринсвинд не потерял способности попадать в идиотские ситуации и приносить тонны позитива.
В общем, удачного чтения про Персиковую По... Нелли и зыкинские места :D
- Ага, это как у циркачей, - заметил Чудакулли в ответ на его объяснение. - Главное - выдернуть скатерть до того, как чашки сообразят, что им полагалось бы упасть и разбиться.
Приключения Ринсвинда на острове Иксиксиксикс. История настолько закрученная, что просто вау. Одно печально, что приходится читать урывками, а книга достойна вдумчивого чтения.
- Нет, вы представляете, он меня вызвал и спросил, чем именно я занимаюсь! - недоумевал профессор современного руносложения. - Слыханное ли дело? Что это еще за вопросы? Мы в Университете или где?
Волшебник без шляпы - это все-навсего человек в подозрительном женском наряде. Волшебник без шляпы - никто и звать никак.
Ринсвинд пожал плечами.
- Не буду спорить, я приложил руку к тому, чтобы отправить на тот свет нескольких пауков, - сказал он. - Но у меня не было выбора: либо я, либо они. Сам подумай, когда тебе прямо в лицо внезапно сигает такая тварь...
- Ты изменил историю.
- Не преувеличивай. Парой пауков больше, парой меньше - это ничего особенного не меняет.
Кстати о друзьях. Существует множество причин, по которым начинаешь с кем-то дружить. Наставленное на тебя крайне смертоносное оружие принадлежит к числу четырех самых главных.
- Подъем! Кто готов к утренней пробежке? Победителя ждет небольшой приз!
- О боги, - простонал декан, перекатывая на спину. - Только посмотрите на него. Он отжимается.
- Я никогда не ратовал за возврат к прошлому, - пробормотал заведующий кафедрой беспредметных изысканий, вытряхивая из ушей песок. - Но раньше таких волшебников, как он, убивали. И очень жестоко.
- Ты прав, но таких, как мы, тоже убивали. И тоже очень жестоко, - возразил декан.
- Ты собираешься прибегнуть у какому-нибудь волшебству? - полюбопытствовала она.
- Не знаю, что у вас тут называется волшебством, - сказал Ринсвинд. - Но на всякий случай отойди подальше.
- Значит, это опасно?
- Нет, просто когда я убегаю, то несусь сломя голову, никого не вижу.
Если вам полюбились истории про Ринсвинда, то будь спок. Книга вышла зынская. Правда в ней очень мало сундука. Но он как всегда появится в самый нужный момент, причем в необычном образе. Так же узнаем, откуда взялись тараканы, что состав некоторых блюд лучше не знать. Да и некоторым оперным певицам не мешало бы взять псевдоним. Но все же данная книга несколько уступает предыдущим.