Цитаты из книги «Зима во время войны» Ян Терлау

5 Добавить
Декабрь 1944 года. Нидерланды в оккупации уже пять лет. Михилю шестнадцать, и он живет в постоянном страхе. Недавно в соседнем поселке повесили на фонарях всех мужчин. А вчера арестовали соседей. У каждого есть родственник, вынужденный скрываться от нацистов, или друг в концлагере. Лишь бургомистр, отец Михиля, из последних сил сдерживает жестокость захватчиков. А тут – просьба друга, попавшего в застенки гестапо. Просьба жизненно важная – и смертельно опасная. Михиль один не справится. Но кому...
Все эти люди пришли сюда из западной части страны. Страшная сила гнала их по дорогам родины на восток и на север - голод. Стояла осень 1944 года, не стихала война. В больших городах не хватало еды. Транспорт не ходил, поэтому передвигаться оставалось только пешком. За спиной каждого такого беженца было по несколько десятков, а то и сотен километров. Они тащились по шоссе и проселкам с какими-то тележками, детскими колясками, велосипедами без шин и прочими немыслимыми приспособлениями. А после восьми находиться на улице запрещалось - комендантский час. Так что было очень важно иметь родственников и друзей, живущих где-то рядом с дорогой.
Что ждёт немцев, если откроется правда насчет концлагерей и лагерей смерти, где были уничтожены миллионы невинных людей, словно это вредные насекомые? Куда подевался гордый Великогерманский рейх с его современнейшей армией и непобедимым фюрером Адольфом Гитлером?
Смысл есть только в одном. Сражаться не на войне, а против самой войны.
...не верь, если тебя пытаются убедить, что в войне есть романтика – романтика геройства, доблести, самопожертвования, приключений. Война – это физические страдания, горе, пытки, тюрьмы, голод, лишения, несправедливость. А романтики в ней нет ни на грош.
На войне всегда и везде творятся ужасные вещи. Не думай, что виноваты в них только немцы. Нет, голландцы, англичане, французы - любой народ, когда идёт война, прибегает к такому грубому насилию, от одной мысли о котором в мирное время стынет кровь. Поэтому, Михиль, не давай себя обмануть, не верь, если тебя попытаются убедить, что в войне есть романтика - романтика геройства, доблести, самопожертвования, приключений. Война - это физические страдания, горе, пытки, тюрьмы, голод, лишения, несправедливости. А романтики в ней нет ни на грош.